Шопинг по-русски

Изысканные салоны престижных фирм и эксклюзивные бутики, супермаркеты (например, сеть супермаркетов Одесса), и прочие атрибуты цивилизованного рынка заполоняют столицу, уверенно отвоевывают плацдармы на фронте продажи потребительских товаров в других российских городах. Как не радоваться изобилию? Издавна обвиняемая в лукавстве статистика утверждает, что с начала 90-х годов ассортимент товаров в столичных магазинах расширился в 20 раз!

Оставим в стороне конфеты, парфюм и косметику, галантерею и электронику, где достижения особенно наглядны: по данным Москомстата, число наименований промтоваров в прошлом году достигло 18 тысяч наименований. Выбор продуктов питания несколько скромнее – всего 5 тысяч наименований. Кстати, самые крупные супермаркеты в своей рекламе утверждают, что на их прилавках и витринах можно отыскать именно такое количество разнообразных видов продовольствия. Еще чуть-чуть – и станем вровень с Европой.

Осталось не так много. Цены на молоко в Москве уже сравнялись с теми, что в Бонне, на яйца и мясо кур – как в Нью-Йорке, а масло растительное у нас можно купить за 2-2,5 доллара – как в Париже. Жаль, что уровень денежных доходов основной массы покупателей никак не позволяет отовариваться хотя бы на сумму месячного пособия американского бедняка, выдаваемого ему продуктовыми талонами. Наши покупки куда скромнее по количеству и качеству. Конечно, многие наши сограждане уже распробовали ананасы и киви, мидий и лангустов, видели на прилавках фарш из мяса крокодила и лягушачьи лапки.

Однако смею вас заверить, что реальное наполнение “продуктовой корзины” значительного числа горожан ненамного отличается от приснопамятного “продовольственного заказа” эпохи застоя, выдаваемого основной массе жителей столицы на предприятиях или в специализированных магазинах. Давайте вспомним его состав: палка колбасы, несколько банок с мясными, рыбными и овощными консервами, брусок сыра или коробочка финской “Виолы”, финские же конфетки “Фазер”… В заказе мог оказаться кусок говядины или рыбы – свежезамороженной или копченой. В разные времена и на различных предприятиях набор этих харчей мог меняться. Но с помощью системы талонов городские власти защищали москвичей от прожорливых провинциалов, которые каждый день, вывалив из “колбасных электричек” и “туристических автобусов”, шарили по магазинам в поисках съестного.

Ныне, как и прежде, основную массу продуктов все равно свозят в столицу. Особенно импортных. Ибо здесь сосредоточена львиная доля фирм, занятых оптовой торговлей многими товарами – от польских крекеров до американских “ножек Буша”. Значительная часть контейнеров с продуктами отправляется в провинцию, но там доходы пожиже и спрос робкий. Поэтому крупные оптовики перепродают свои товары мелким оптовикам, которые, в свою очередь, по идее, должны снабжать более 5 тысяч московских магазинов. Но магазины, особенно небольшие и средние, весьма страдают от нехватки оборотных средств и берут скромные партии товаров. Оказалось, что содержимое контейнера, к примеру, с колбасой или консервами можно выгодно распродать с меньшей, чем в магазине, торговой накидкой, если установить контейнер на бойком месте. Так в нашем городе появились мелкооптовые рынки. Сейчас их насчитывается до двухсот и они составляют грозную конкуренцию стационарной розничной сети. “Магазинное лобби” добивается у московского правительства принятия действенных мер к этим “диким” торговцам, резко сбивающим цены на основные виды продтоваров.

В последнее время проблемы, связанные с мелкооптовыми рынками, не раз обсуждались в московских ведомствах. Не смотря на громко звучащие в прессе призывы “разобраться и навести порядок”, т.е. приструнить владельцев контейнеров, власти вряд ли прикроют мелкооптовые рынки. По мнению экспертов фирмы “Инкомаркет”, если закрыть 25-30% этих рынков, то в расположенных вблизи них магазинах цены поднимутся на 10%, если закрыть половину, то это может вызвать рост магазинных цен на 15-25% – в зависимости от месторасположения магазина. Ну а более значительное сокращение мелкооптовой сети способно привести к ценовому беспределу – куда там Бонну и Парижу с Нью-Йорком!

Распространено мнение, что на мелкооптовых рынках приобретают продукты преимущественно бедные старушки пенсионерки. Обследование, проведенное “Инкомаркетом”, показало, что это не так. Более половины опрошенных покупателей принадлежат к возрастным группам в интервале от 26 до 40 лет. Причем охарактеризовали свои доходы как низкие только 30% посетителей рынков. Правда, три четверти опрошенных покупателей – женщины. Этим, наверное, и определяется характер производимых повседневно розничных закупок – для текущего потребления (около 80%). Так что на самом деле мелкооптовые рынки торгуют преимущественно в розницу. Да, определенная часть продуктов приобретается для семейных запасов: от общего числа оптовых покупок эта доля не превышает 13%, от розничных даже выше – 20%. То есть на практике многие покупатели не видят принципиальной разницы между разовой покупкой одной-двух единиц товара и мелкооптовой партией, которой можно поделиться с двумя-тремя соседями, сэкономив за счет этого некоторую сумму. Именно фактор экономии считался самым привлекательным в первые годы существования мелкооптовой торговли. Сейчас его отметили лишь 16,8% опрошенных – куда меньше, чем тех, кого устраивает разнообразие цен на однотипный товар (22,4%). И еще штришок. Лишь 2,6% опрошенных заявили, что на мелкооптовых рынках их привлекает отсутствие очередей. Между тем у контейнеров, где товар получше или цены пониже, очереди все же выстраиваются, причем стоять в них приходится в условиях, никак не сравнимых с магазинными.

Сигареты стали бесспорным лидером продаж на московских мелкооптовых рынках – здесь реализуется более трети их объема (34,8%). На втором месте – мясные консервы (25,7%), затем следуют алкогольные напитки (20,9%), сыр (17,2%). Около 7% – такова доля масла животного, макаронных изделий, колбасы и кондитерских изделий.

Обратите внимание и на такое сопоставление показателей. Среди розничных покупок на мелкооптовых рынках доля сигарет составляет около 1% – этот товар здесь берут не только блоками, но и коробками для дальнейшей перепродажи. Таким образом, рынок табачных изделий, пожалуй, один из немногих, на котором действует классическая схема продаж: производитель -крупный оптовик – мелкий оптовик – розничный торговец. Благодаря ей в нашем городе сигареты можно купить буквально на каждом шагу – в магазинах и многочисленных киосках, у “частников”, торгующих как из ящиков, так и с рук, вразнос, чем обычно и занимаются пресловутые старушки – активные посетительницы мелкооптовых рынков.

Если московские власти и станут принимать какие-то меры по ужесточению порядка торговли на мелкооптовых рынках, то прежде всего в фискальных целях, дабы обороты “диких” торговцев полностью попали под налогообложение. По мнению замначальника аналитического управления Федеральной службы налоговой полиции России по Москве Александра Калинина, “бюджет недополучает от оптовых рынков порядка 2,4 триллиона рублей”. Хорошим поводом к введению многочисленных запретов может стать распространенная на мелкооптовых рынках продажа некачественных товаров, продуктов с истекшим сроком хранения, а также явные нарушения санитарных норм и правил. Не случайно в последние месяцы на эти рынки все чаще стали пролегать маршруты торговой, санитарной и других инспекций, собирающих там обильную “дань” штрафов.

Введение мелкооптовой торговли в цивилизованное русло не ограничивается разговорами. Сейчас в департаменте потребительского рынка и услуг столичного правительства разрабатывается проект правил организации торговли на этих рынках, обсуждается идея создания ассоциации людей, торгующих на них. Последняя идея, правда, не снискала особой популярности у самих мелкооптовых торговцев. Как показал опрос, проведенный “Инкомаркетом”, основными аргументами отказа от любых форм объединения стали экономические причины и желание оставаться независимыми. Однако вопрос этот, судя по всему, обсуждению уже не подлежит. Какой-то руководящий (координирующий?) орган все же будет создан, для чего коммерсантам придется раскошеливаться. А это не может не сказаться на уровне цен… Не мытьем, так катаньем “магазинное лобби” все же добьется своего…

Николай ОЛЕЙНИКОВ,
кандидат экономических наук


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Десятка
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
ДЕНЬГИ – ЗЛО ОСОБЕННО КОГДА ОНИ РАДИОАКТИВНЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ РЕАЛЕН
ДЕНЬ АКЦИИ ПРОТЕСТА
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: САММИТЫ КОНЧАЮТСЯ, ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ
ЧТО ПРОИСХОДИТ С НЕФТЬЮ И ГАЗОМ?
КУРСКИЕ АНОМАЛИИ, ИЛИ СЛОВО О КРЕДИТЕ, В КОТОРОМ НУЖДАЕТСЯ ЕГОР ГАЙДАР
ПЛАТНЫЙ СЫР В БЕСПЛАТНЫХ МЫШЕЛОВКАХ
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ПОЛИТИКОМ – БУДЬ ИМ
ИСТРИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
ВИКТОР ИЛЮХИН: “ОНИ ПРИВЫКЛИ ВОРОВАТЬ”
РЫБНЫЙ ДЕНЬ
И сотворил он “Птичье молоко”
ПОСЫЛОЧКА ПОТОМКАМ
Мы надеемся стать влиятельной политической силой
ПОЛИТИЧЕСКИЙ REMAKE НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
ЧТОБ В ВОДЕ НЕ ТОНУЛИ И В ПЕЧИ НЕ СГОРЕЛИ


»»»