Изменение структуры правительства не гарантирует качества государственного управления
Современное состояние экономики характеризуется продолжающимся падением производства при некоторой стабилизации в отдельных отраслях народного хозяйства. Условно причины падения производства можно разделить на три группы:
1. Вызванные особенностями переходного периода – отсутствие рыночной инфраструктуры, ее создание в ходе осуществления реформы, неподготовленность кадров и предприятий к работе в рыночных условиях.
2. Обусловленные неудовлетворительной структурой производства, часть которых связана с распадом СССР и разрушением сложившихся производственно-технологических связей. В ходе реформ возникает необходимость реформирования структур с позиции как удовлетворения потребностей предприятий и населения страны, так и возможностей реализации принципов рыночных отношений.
3. Организационно-правовые, по сути, реализуемые через систему органов государственного управления – отсутствие четкости в осуществлении реформ, в формировании кредитно-финансовой политики, ценообразовании, размещении заказов для государственных нужд, недоработка при составлении законодательных и нормативно-правовых актов.
Внешне падение производства проявляется в виде потери платежеспособности предприятий. Проблема неплатежеспособности инициирована в большей части не предприятиями, а непосредственно государством в виде неоплаченных заказов, предоставления квот, применения финансово-кредитной системы, ориентированной не на производство, а на интересы коммерческих структур, недостаточного эффективного контроля за сбором налогов и расходованием государственных средств. Реализуемая в ходе перехода к рынку монетаристская политика, т.е. политика сдерживания, ограничила возможности государственных органов управления в маневрировании потоком денежных средств, в осуществлении избирательной поддержки предприятий и производств. Существенными являются и проблемы непосредственно производства: износ основных средств, снижение общей квалификации кадров, свертывание производств, определяющих научно-технический прогресс, и освоение новых технологий, решение которых требует значительных затрат и времени и которые, как правило, не задействованы в условиях становления рынка. В этом случае необходимо активное государственное вмешательство.
Осуществляемая в настоящее время перестройка органов управления путем укрупнения и объединения бывших государственных комитетов в министерства, казалось бы, должна быть направлена на решение именно этих вопросов. Однако попытка их практической реализации наталкивается на неприступные бастионы законов, указов и постановлений, не нарушив которые министерства не в состоянии реализовать государственную политику в подотчетной сфере и осуществлять функции управления.
Утверждаемые Правительством РФ положения о министерствах, государственных комитетах и других федеральных органах власти содержат перечень важнейших вопросов деятельности отраслей (ведомств): формирование общей политики в том или ином виде деятельности, вопросы государственного регулирования через систему лицензирования, установления норм, требований и правил, определение политики структурной перестройки и осуществления приватизации государственных предприятий, формирование научно-технической политики, государственного контроля, осуществление социальной политики, подготовки кадров и другие вопросы, отражающие специфику того или иного вида деятельности.
Казалось бы, перечень указанных функций должен обеспечить практическую реализацию как федеральных и региональных задач, так и интересов непосредственно хозяйствующих субъектов. Однако фактически федеральные органы власти не в состоянии оказать решающего воздействия на деятельность предприятий в силу абсолютной хозяйственной самостоятельности последних. В ведении министерств практически остается только размещение федеральных государственных заказов и осуществление контроля соответствующими надзорными и контрольными органами. Отраслевые федеральные органы не в состоянии оказывать серьезного влияния и на местные органы власти ввиду их практически полной независимости.
Создается впечатление, что федеральные органы не в состоянии реализовать свои полномочия из-за отсутствия необходимых механизмов их осуществления. По сути дела, возник разрыв между органом управления и производителем. В связи с этим может возникнуть предположение о возврате к административно-командной системе и непосредственному управлению предприятиями. На самом деле время команд прошло, и к методам управления, которые были ранее, уже не вернуться, даже если специально поставить такую цель.
Однако уровень падения производства, перекосы в его структуре, резкое снижение производительности труда, производственной, технологической, финансовой и трудовой дисциплины как раз указывают на необходимость активного государственного вмешательства. Такое вмешательство должно происходить, ибо идет становление рыночных механизмов и разного рода диспропорции будут возникать постоянно, пока рыночная система окончательно не сложится. Поэтому представляется необходимым расширение прав министерств в сфере регулирования деятельности отдельных предприятий, независимо от их организационно-правовых форм и территориальной принадлежности.
Федеральным органам управления нужны полномочия для реализации производственных программ, имеющих оборонное и стратегическое значение, обеспечивающих экономическую безопасность страны, по разработке и организации производства новой научно-технической продукции, по изготовлению продукции, находящейся на уровне мировых образцов, по изготовлению товаров массового спроса, в вопросах оплаты труда, кадровой политики и социальной поддержки работников отдельных отраслей и ведомств. Предоставление прав возможно путем внесения изменений в законы на ограниченный срок их действия, издания указов Президента, постановлений правительства.
Необходимость перехода к экономике рыночного типа не вызывает сомнений. Однако переход к этой системе должен быть четко организованным, а допущенные ошибки государство должно устранять оперативно, в том числе через систему государственного управления.
Юрий ШУЛЬГИН,
кандидат экономических наук