“ПОСОЛ СОВЕТСКОЙ МЫСЛИ” АНАТОЛИЙ ЛУНАЧАРСКИЙ

Превосходный знаток произведений литературы и искусства, ценитель и почитатель театра, часто выступавший в роли театрального критика, входивший в состав художественных советов почти всех крупнейших театров Москвы и Ленинграда, поддерживавший работу многих советских кинорежиссеров, начавший одним из первых создавать сценарии для кино, друг и соратник Ленина, обладавший всеми перечисленными качествами в одинаковой мере полно, нарком просвещения Луначарский был личностью, о которой говорили так: “Большевик среди интеллигентов, интеллигент среди большевиков”.

Анатолий Васильевич Луначарский родился 11 ноября 1875 года в Полтаве. Трехлетним ребенком он переезжает в Нижний Новгород, где живет и воспитывается под руководством своего родного отца А.И.Антонова, управляющего контрольной палатой (фамилия Луначарский – от первого мужа матери). Это был человек радикальных настроений, несмотря на крупный пост, который он занимал. От отца он получил первые уроки атеистического воспитания и революционно-демократической ориентации во взглядах на окружающее. После смерти отца Анатолия Васильевича (1885 г.) семья переезжает в Киев. Здесь, еще будучи юношей, учась в седьмом классе киевской гимназии, Луначарский не только знакомится с нелегальной литературой, но штудирует первый том “Капитала”, создает большую революционную организацию, постепенно охватившую все средние учебные заведения, включая женские гимназии.

В аттестате зрелости ввиду довольно явной политической неблагонадежности педагогический совет поставил Луначарскому “4″ по поведению, что явилось серьезным препятствием для поступления в русский университет. Для продолжения образования он отправляется в Цюрих. “Занятия мои в Цюрихском университете, продолжавшиеся менее года, были очень плодотворны,.. – пишет он. – Я завалил себя книгами по философии, истории, социологии и сам составил себе программу, комбинируя философское отделение факультета естественных наук, его натуралистическое отделение и некоторые лекции юридического факультета и даже Цюрихского политехникума.”

О неутомимой жажде деятельности этого человека можно судить по тому, как он, даже находясь в заключении по причине активного участия в революционной пропаганде, всегда находил возможность для самосовершенствования. Например, в мае-октябре 1899 года, находясь в одиночной камере Таганской тюрьмы, он прочитал целую библиотеку книг, написал множество стихотворений, рассказов, трактатов. Весной 1900 года в киевской Лукьяновской тюрьме он читает в подлиннике Шекспира и Бэкона, немецких философов и поэтов, много пишет. В 1903 году в Вологде и Тотьме началась активная литературно-публицистическая деятельность Луначарского. Он сотрудничает в журналах “Образование”, “Русская мысль” и других, пишет первые крупные работы по вопросам эстетики.

В 1911 году Луначарский переезжает в Париж. Он работает в качестве постоянного корреспондента русских газет “Киевская мысль” и “День”, еженедельника “Театр и искусство”, сотрудничает в ряде журналов и сборников. Статьи Луначарского тех лет, по его собственному определению, “являлись не простыми статьями газетчика, а большой работой по анализу западноевропейской культуры, в особенности французской”. В эти годы Анатолий Васильевич читает много лекций и рефератов по истории литературы и искусства, в том числе в партийной школе Лонжюмо, руководимой Лениным.

В мае 1917 года Луначарский с группой эмигрантов-социалистов возвращается в Россию. 26 октября (8 ноября) 1917 года на историческом заседании II Всероссийского съезда Советов в Смольном Луначарский, избранный в президиум съезда, оглашает написанное Лениным воззвание “Рабочим, солдатам и крестьянам!” о свержении Временного правительства и переходе всей власти к Советам. На этом же съезде Луначарский по предложению Ленина был назначен народным комиссаром просвещения. На этом посту он оставался в течение 12 лет.

Народный комиссариат просвещения в то время был всеобъемлющим органом культуры. В его ведении находились вопросы народного образования – от ликвидации неграмотности до высшей школы, печати, культурно-просветительной работы, профессионально-технического образования, науки и искусства. На протяжении всей своей жизни, и не только по долгу службы, Луначарский всячески помогал одаренной молодежи – молодым музыкантам, художникам, артистам, поэтам, изобретателям. Он добивался для них улучшения бытовых условий, возможности поездки за границу с целью совершенствования своего мастерства и т.д. В 1929 году он организовал специальный фонд помощи молодым дарованиям, средства которого пополнялись главным образом от платных лекций и литературных гонораров самого наркома.

Несмотря на чрезвычайную занятость, Луначарский охотно вел преподавательскую работу, стремясь передать молодежи свои огромные знания: он читал лекции по русской и западноевропейской литературе в Коммунистическом университете имени Я.М.Свердлова, по теории искусства и социологии театра в I Московском государственном университете, вел семинарские занятия в Институте красной профессуры.

Как нарком просвещения, а с 1929 года – председатель Ученого комитета ЦИК СССР, А.В.Луначарский много сделал для организации научно-исследовательской работы в Советской стране, перестройки ее научных учреждений, в частности Академии наук. На праздновании 200-летия Академии наук Луначарский выступил перед известными учеными многих стран с речью о назначении науки. Его речь была подлинным гимном науке. Он начал ее по-русски, затем говорил по-немецки, по-французски, по-итальянски и закончил классической латынью. Одна из французских газет того времени писала, что Луначарский – самый образованный и самый культурный из всех министров народного просвещения Европы. Луначарский был одним из самых популярных лекторов Советской страны. Круг его тем был неисчерпаем, включал разнообразнейшие вопросы политики, философии, морали, быта, искусства, зарубежной жизни и т.д. В его выступлениях большевистская страстность сочеталась с глубоким и всесторонним знанием предмета. Сотрудник Наркомпроса М.Кристи вспоминает: “Как оратор и докладчик Анатолий Васильевич был недосягаем. Он всегда мог без подготовки выступить с докладом по любому поводу и на любую тему, но всегда обстоятельно, содержательно, эмоционально, остроумно и блестяще. Это было потому, что он был энциклопедически образованным человеком”.

Луначарский был талантливым журналистом, профессиональным литератором, умевшим и быстро выполнить оперативное задание газеты, и осветить сложную тему для серьезного теоретического журнала. Широко развернулась после революции и редакторская работа Луначарского. Он являлся ответственным редактором или членом редакционных коллегий примерно 20 периодических изданий, выходивших в 1918-1933 годах: “Пламя”, “Народное просвещение”, “Печать и революция”, “Красная нива”, “Народный учитель”, “Искусство в школе”, “Искусство”, “Литература” и других. Деятельное участие принимал Луначарский в издании первых советских энциклопедий – Большой, Малой, Литературной, Педагогической, Художественной. Участвовал в редактировании многотомных изданий русских и западноевропейских классиков: Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Гете, Бальзака, Флобера, Анатоля Франса.

Луначарский постоянно поддерживал связи с лучшими представителями западной интеллигенции. Начиная с 1925 года Анатолий Васильевич неоднократно выезжал в Германию, Францию, Швейцарию, побывал в Австрии, Италии, Англии, Голландии, Скандинавских странах, Греции, Турции. Луначарский достойно представлял советскую науку на нескольких международных научных конгрессах: по философии – в Оксфорде, по теории искусств – в Гамбурге, по истории – в Гааге. Анатолий Васильевич находился в дружеских отношениях со многими выдающимися представителями западной культуры – Роменом Ролланом, Анри Барбюсом, Гербертом Уэльсом, Бернардом Шоу, Стефаном Цвейгом, Эптоном Синклером, Бертольдом Брехтом, вел с ними переписку, встречался во время своих заграничных поездок, принимал их на советской земле, порой полемизировал с ними. По определению Ромена Роллана, он был на Западе “всеми уважаемым послом советской мысли и искусства”.

С 1927 года начинается дипломатическая деятельность Луначарского. В 1927-1932 годах он является заместителем главы советской делегации в Подготовительной комиссии по конференции по разоружению, а затем и на самой конференции. Шесть раз он ездил в составе нашей делегации в Женеву, где в своих выступлениях отстаивал советские проекты разоружения и советскую политику мира. В “Правде”, “Известиях”, “Комсомольской правде”, “Вечерней Москве” и других газетах и журналах печатались его “письма” и репортажи из Женевы о ходе этой конференции. В августе 1933 года А.В.Луначарский был назначен первым полномочным представителем СССР в Испании, но болезнь не дала ему возможности приступить к исполнению этих новых обязанностей.

Впоследствии, прикованный к постели, он продолжает живо интересоваться всем новым, что происходит в общественной жизни, что появляется в литературе и искусстве, изучает испанский язык, диктует свои статьи. Поистине классическими стали слова, произнесенные Луначарским в одном из последних выступлений на 2-м пленуме оргкомитета Союза советских писателей: “Социалистическую правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша. Человек, который не понимает развития, никогда правды не увидит, потому что правда – она не похожа на себя самое, она не сидит на месте, правда летит, правда есть развитие… правда есть борьба, правда – это завтрашний день…”

Неплохо было бы и современным политикам время от времени оценивать свои слова и действия по тем критериям, которые сформулировал Луначарский. Политики, будьте интеллигентами!

Ольга ГОЛИЦЫНСКАЯ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА: ПЯТОЕ КОЛЕСО В ТЕЛЕГЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ
МОНСТР СТАНОВИТСЯ ЯГНЕНКОМ
“АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОРОЛЬ” ГЕНРИ ФОРД
БЕСПРАВНЫЕ МИНИСТЕРСТВА
ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ: УМОЛЯЮ, НИ СЛОВА О “КУКЛАХ”!
ВЫЛУПИТСЯ ЛИ ИЗ ЛЕБЕДЯ РУЦКОЙ?
РЕИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Каковы шансы А.В.Коржакова
КТО СПАСЕТ “СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКУЮ” РЕСПУБЛИКУ?
БОЛЬШЕВИЗМ И КОММУНИЗМ: ИНТЕРПРЕТАЦИИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
ЗАЧЕМ ПРОДАВЩИЦЕ МИНИСТР?
ЕЩЕ НЕ ВСЕ ОБРЕЧЕНО
ЦЕНА ПОБЕДЫ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ
СТАНИСЛАВ ШАТАЛИН О РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ
ПАЛАТЫ ВЕРНУЛИСЬ НА НИКИТСКУЮ ЧЕРЕЗ ТРИ СТОЛЕТИЯ
КАК Я ИСКАЛ ПОДПИСАНТОВ


««« »»»