ЕЩЕ НЕ ВСЕ ОБРЕЧЕНО

В Москве, в российско-американском пресс-центре состоялась презентация доклада Института экономики РАН “Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов”. Выступил и ответил на вопросы журналистов директор Института экономики РАН академик Леонид Абалкин.

Представляя выводы авторов доклада, Леонид Абалкин заявил, что кризис в России углубляется. Валовой внутренний продукт России в текущем году выглядел так: первый квартал – минус 3 процента, второй квартал – минус 6 процентов, июль – минус 9 процентов. Объем промышленного производства: первый квартал – минус 4,4 процента, второй – минус 4,5, июль – минус 7 процентов. Объем инвестиций в основной капитал: первый квартал – минус 10, второй – минус 18, июль – минус 20.

Анализ показывает, что кризис отечественной экономики приобретает скорее всего не взрывной – в виде одномоментного потрясения на фондовой бирже или в сфере инфляционных процессов,- а ползучий характер.

Недоимки бюджета по налогам есть одна из составляющих кризиса неплатежей в народном хозяйстве. С одной стороны, бюджет не получает налоги, с другой – не финансирует соответствующие отрасли, оборонный заказ, содержание армии, содержание фундаментальной науки, социальную сферу и т.д. Предприятия, не получая бюджетных средств под государственный заказ, начинают работать в долг, нарастает объем неплатежей.

В первом квартале нынешнего года до 30 процентов оборота промышленной продукции осуществлялось по бартеру. А еще 15 процентов всех сделок в экономике либо не оплачены вообще, либо оплачены так называемыми суррогатными деньгами – различного рода обязательствами, векселями – ненадежными, не обеспеченными соответствующими ликвидными средствами.

Уже давно объем просроченных задолженностей существенно превышает объем производства. И это дает основание сделать вывод о том, что постепенно в России сформировался своеобразный тип долговой экономики. Постепенно масштабы государственного долга становятся такими, что на его обслуживание, то есть на погашение и выплату процентов, требуются средства, приближающиеся к объему заимствований.

По внешним заимствованиям эти цифры в 1997 году сравниваются. Предполагается получить у мировых кредиторов 9,2 миллиарда американских долларов. Использовать на обслуживание внешнего долга – тоже 9,2 миллиарда американских долларов. Ни цента из этих денег в российскую экономику вложено не будет. Но увеличится размер внешнего долга. Примерно так же обстоят дела с внутренним долгом.

На взгляд ученых, причина всеобщей задолженности – в деформации всей экономической структуры, которая связана с масштабами нынешнего кризиса, продолжающимся снижением эффективности хозяйственной деятельности и спадом производства. Отечественное производство переживает очень серьезные проблемы. В первом полугодии нынешнего года объем прибыли составил 65 процентов от уровня прошлого года.

Есть и еще более глубокая причина возникновения всех видов неплатежей. Это искусственное сжатие объемов денежной массы, что вызывает сокращение совокупного спроса. Тогда как именно спрос является двигателем производства. Плюс к тому – неуправляемость финансовыми потоками. Есть некие устоявшиеся пропорции и соотношения, которые необходимы для того, чтобы экономика нормально функционировала, оборот ресурсов происходил бесперебойно, платежи поступали своевременно, своевременно выплачивалась заработная плата, своевременно поступали бюджетные ассигнования, – соотношения, которые эмпирически установлены мировой практикой. Прежде всего это соотношение объема денежной массы к объему валового внутреннего продукта.

По стандартам, которые сложились в большинстве западноевропейских стран, пропорция колеблется в пределах 70-80 процентов объема денежной массы к валовому внутреннему продукту. В США этот показатель приближается к 100 процентам, что связано с особенностями функционирования их финансовой системы, объемом внешних связей, движением доллара на внешнем рынке. В российской экономике это соотношение составляет около 10-12 процентов.

Правительство утверждает, что проводит политику, направленную на сдерживание денежной массы. В то же время величина эмиссии в первом полугодии этого года была выше, чем в соответствующем периоде прошлого: 25,1 триллиона к 19,2 триллиона рублей. В июне имел место залповый выброс порядка 10 триллионов. Но на инфляции он никак не отразился, уровень инфляции даже снизился. Выпущенные в обращение деньги не попали – и это самое главное – производителям. На счетах предприятий денег не увеличилось, деньги потекли на валютно-финансовый рынок.

Что касается покупки валюты, то статистика дает фантастические цифры. Они выглядят особенно поразительно, если принять во внимание наш низкий уровень жизни. За 7 месяцев этого года население из своих денежных доходов израсходовало на покупку валюты 123 триллиона рублей. Если взять средний курс доллара за этот период, получается, мы купили 24 миллиарда американских долларов. Это одно из свидетельств растущего недоверия населения к отечественной банковской системе.

Группа Абалкина полагает, что нужно четко выстроить стратегию социально-экономического развития страны – с ясным обозначением конечных целей и этапов движения к ним. Без этого получается суета, которая не приводит к выходу из тупика. Нужно обеспечить предсказуемость ситуации для отечественных и зарубежных производителей. Далее, требуется переориентация экономической политики с чисто монетарных индикаторов роста на индикаторы, характеризующие улучшение дел в реальном секторе экономики: рост производства, повышение его эффективности, активизация инвестиционной деятельности.

Третье – надо устранить сложившиеся диспропорции между денежной массой и валовым продуктом, создать платежный спрос на товары, услуги и инвестиции в народном хозяйстве.

Четвертое – нужна четко продуманная, реалистичная промышленная политика с обозначением национальных приоритетов, которые должны поддерживаться и за счет прямых государственных вложений, и созданием льгот по кредитам и налогам.

И наконец – создание эффективного управления государственной собственностью, включая государственные пакеты акций в акционерных обществах, с тем чтобы не только прямым образом поддерживать производство и те сферы, которые относятся к национальным приоритетам, но и сделать государственную собственность высокодоходной и обеспечивающей пополнение государственного бюджета на федеральном и региональном уровнях.

В докладе изложена концепция совершенствования и реформирования внешнеэкономических связей, включая проблемы защиты отечественных производителей и переориентации их с кредитных способов вложений (что только увеличивает долги) на привлечение прямых частных инвестиций, которые означают не увеличение долга, но определенное перераспределение прав собственности (что является более предпочтительным).

Также предложена новая концепция социального развития и социальной защиты населения. Основная мысль тут – дать возможность людям зарабатывать, получать доходы, а не выступать в качестве иждивенцев государства. Реформа налогов с физических лиц должна сопровождаться реформой доходов физических лиц. Государство же пока желает сделать налоги американскими, а доходы – российскими.

Вера ПЕТРЯКОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОРОЛЬ” ГЕНРИ ФОРД
ПАЛАТЫ ВЕРНУЛИСЬ НА НИКИТСКУЮ ЧЕРЕЗ ТРИ СТОЛЕТИЯ
БЕСПРАВНЫЕ МИНИСТЕРСТВА
КАК Я ИСКАЛ ПОДПИСАНТОВ
ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ: УМОЛЯЮ, НИ СЛОВА О “КУКЛАХ”!
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА: ПЯТОЕ КОЛЕСО В ТЕЛЕГЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ
ВЫЛУПИТСЯ ЛИ ИЗ ЛЕБЕДЯ РУЦКОЙ?
МОНСТР СТАНОВИТСЯ ЯГНЕНКОМ
РЕИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
“ПОСОЛ СОВЕТСКОЙ МЫСЛИ” АНАТОЛИЙ ЛУНАЧАРСКИЙ
Каковы шансы А.В.Коржакова
КТО СПАСЕТ “СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКУЮ” РЕСПУБЛИКУ?
БОЛЬШЕВИЗМ И КОММУНИЗМ: ИНТЕРПРЕТАЦИИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
ЗАЧЕМ ПРОДАВЩИЦЕ МИНИСТР?
ЦЕНА ПОБЕДЫ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ
СТАНИСЛАВ ШАТАЛИН О РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ


««« »»»