Снижение социальной цены реформ – такая задача считается сегодня одной из главных в числе тех первоочередных задач, которые обозначаются правительством в качестве ближайших ориентиров экономической политики. Тем не менее, анализируя фактическое положение дел в социальной сфере, в частности в сфере трудовых отношений, не позволяет хоть с какой-то степенью вероятности предполагать, что социальная цена реформ снижается.
Ни для кого уже не секрет, что подавляющая часть экономически активного населения, занятого в производственной сфере, все интенсивнее пополняет ряды бедных и очень бедных слоев. Даже если абстрагироваться от наболевшей и продолжающей оставаться на сегодняшний день сверхострой проблемы невыплат заработной платы, есть все основания говорить о катастрофическом положении дел в этой области. В течение 1995-1996 годов в сфере трудовых отношений нарастали негативные тенденции. Заработная плата, как экономическая категория, все в меньшей степени выполняет свои основные функции – воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда. В настоящее время она практически превратилась во многих случаях в вариант социального пособия. Таким образом, государство лишается одного из важнейших рычагов повышения эффективности производства, роста народного благосостояния и реального выхода на мировой рынок.
Уровень заработной платы в России является сейчас самым низким среди экономически развитых стран мира. Реальная заработная плата рабочих и служащих в 1995 году снизилась на 24% против 8% в 1994 году. Такого большого падения уровня реальной заработной платы не было ни за один из предшествующих периодов проведения экономической реформы. В первом полугодии 1996 года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года произошло некоторое ее повышение (на 6%). Однако после столь мощного падения размера реальной заработной платы прибавка практически неощутима.
Характерной чертой последних лет стали существенные перекосы в уровнях доходов и оплаты труда отдельных граждан. По данным статистики, различия в средних заработках 10% наиболее высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых россиян в декабре 1994 года, например, составляли 22 раза, а в декабре 1995 года – 26 раз (в странах с рыночной экономикой это соотношение не превышает, как правило, 5 раз). В свою очередь, соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и такой же доли наименее обеспеченного населения составило в 1995 году 13,5 раза (в 1994 году – 15,1 раза). При этом на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось около 31% денежных доходов (в 1994 году – 32%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 2,4% (в 1994 году – 2,2%).
По данным выборочного обследования, проведенного Министерством труда РФ и Институтом труда, каждая вторая семья опрошенных рабочих и каждая третья семья опрошенных служащих не в состоянии сводить концы с концами, живя от зарплаты до зарплаты и периодически занимая деньги. Есть целые отрасли промышленности (например, легкая), где средняя заработная плата ниже прожиточного минимума. В других обследованных отраслях доля трудящихся, получающих заработную плату ниже этого уровня, составила в 1995 году: в черной металлургии – 18%, в цветной металлургии – 11%, в нефтехимической промышленности – около 27%, в целлюлозно-бумажной промышленности – почти 30%, в машиностроении – более 20%. В бюджетной сфере “картина” еще более тревожная. В настоящее время размер ставок (окладов) работников первых 14 разрядов единой тарифной сетки ниже прожиточного минимума. Заработную плату, достаточную для поддержания приемлемого уровня жизни, имеют лишь работники некоторых добывающих отраслей промышленности и электроэнергетики. По данным проведенных социологических обследований, удовлетворены получаемой заработной платой в среднем 1,3 – 1,5 % всех трудящихся.
В совокупной структуре доходов населения доля заработной платы в 1995 году составляла всего 39,5% (в 1991 году – 59,7%). Если в 1991 году в структуре ВВП оплата труда занимала 43,7%, то в 1995 году – всего 30%. Следует упомянуть, что приведенные цифры – это, так сказать, отражение картины в рамках легального сегмента экономики. Если же сопоставить заработную плату с размерами криминальных доходов, то изменятся не только сами цифры, но и их порядок – разумеется в сторону уменьшения. Кроме того, как мы знаем, несмотря на предпринимаемые на самом высоком уровне меры, продолжает тяжелым грузом висеть проблема невыплаты заработной платы. По состоянию на начало сентября 1996 года суммарная задолженность по выдаче средств на заработную плату составила 36 триллионов рублей, в том числе из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней – около 7 триллионов рублей. Задолженности существуют на 97,5 тысячи предприятий.
Невыплата заработной платы, кроме всего прочего, приводит к увеличению увольнений по собственному желанию, что также негативно сказывается на состоянии рынка труда. Так, по данным Федеральной службы занятости России, в Российской Федерации невыплата заработной платы спровоцировала дополнительный рост безработицы в 1995 году не менее чем на 10-15%. Как следствие – низкий потребительский спрос населения не способствовал росту производства товаров и услуг и тем самым расширению занятости. К лету 1996 года общая численность безработных в России достигла 6,5 миллиона человек. Однако лишь 2,7 миллиона из них, или 42,9%, были зарегистрированы органами Федеральной службы занятости. Уровни безработицы соответственно составили: в целом около 9%, в том числе официально зарегистрированных – 3,7%. При этом в 31 субъекте Федерации уровень официально регистрируемой безработицы превысил 5%, в том числе в 15 – 7%. Наиболее тяжелое положение сложилось в Ингушетии, где уровень официально регистрируемой безработицы составил 22,2%, в Ивановской области – 14%, в Калмыкии – 10%, Удмуртии. Среди зарегистрированных безработных подавляющее большинство – женщины и примерно треть составляет молодежь, что вызывает особую тревогу. В последнее время расширяется спектр социальных последствий косвенного влияния безработицы на нашу жизнь. С нестандартным явлением столкнулись специалисты народного образования Удмуртии: родители стали приводить детей с нормальным интеллектом во вспомогательные школы, куда ученики обычно попадают по направлению комиссии. Как оказалось, школы, которых доселе было принято стесняться, привлекают пап и мам тем, что детей там хорошо кормят. В республике с высоким уровнем безработицы и нерешенными социальными проблемами завтраки и обеды, таким образом, становятся решающим фактором.
На фоне продолжающегося спада производства и роста безработицы все большее распространение в настоящее время получает такое социальное явление, как скрытая безработица, выражающаяся в значительном количестве трудящихся, вынужденно работающих неполный рабочий день или неполную рабочую неделю или находящихся в отпусках по инициативе администрации. В последние годы в динамике скрытой безработицы произошли существенные изменения. Мониторинг, осуществленный Министерством труда РФ, показал, что масштабы скрытой безработицы на обследованных предприятиях были выше, чем зафиксированы государственной статистикой, и они существенно менялись в течение года. По данным опроса, удельный вес частично занятых на предприятиях обследованных отраслей в I квартале 1995 года составил почти 70%, во II квартале он снизился до 42%, а в течение III и IV кварталов колебался в пределах 57-58%. В то же время по официальной статистике в среднем по России этот показатель составляет примерно 6% от общей численности занятых в экономике.
Более того, снижение уровня жизни трудящихся еще больше увеличило напряженность на рынке труда, поскольку привело к росту потребности во вторичной занятости, которая удовлетворяется все в меньшей степени. Так называемый неформальный сектор занятости, где многие безработные и частично занятые занимались торговыми операциями и прямой спекуляцией, в силу объективных причин начинает сокращаться. В то же время существующая налоговая система не заинтересовывает трудящихся в развитии предпринимательства. Сужаются возможности приложения их труда. В максимальной степени используется лишь сфера личного подсобного хозяйства.
Таким образом, вполне очевидно, что нынешняя ситуация, когда потребительские цены в России близки к мировым, а средняя заработная плата не дотягивает и до 200 долларов США в месяц (это сопоставимо разве что с недельным заработком малоквалифицированного рабочего на Западе) явно ненормальна. Для сравнения: средний недельный заработок постоянно занятого работника в США в 1995 году был 487 долларов. При этом не менее очевидно и то, что дешевый труд не может быть эффективным. Подтверждений тому предостаточно.
Из всего сказанного вывод может быть только один. С учетом сложного экономического положения и необходимости в кратчайшие сроки реанимировать производство, и прежде всего промышленность, основным “стержнем” социальной политики в ближайшее время должна стать линия на всестороннюю поддержку экономически активного населения. Это даст возможность сдвинуть с “мертвой” точки проблему мотивации труда, сформирует более или менее приемлемые условия обеспечения решения других социальных проблем.
Приоритетными направлениями поддержки экономически активного населения следует считать:
– стимулирование трудовой активности рабочих и служащих всех форм собственности, включая меры по предотвращению роста безработицы и ликвидации ее последствий;
– обеспечение беспрекословного и своевременного выполнения всех социальных программ в отношении детей – потенциальной рабочей силы.
Для преодоления негативных тенденций в области уровня жизни работающих, а также в интересах предотвращения возможных социальных взрывов необходимо внести серьезные коррективы в курс проводимых реформ, с тем чтобы не на словах, а на деле усилить их социальную направленность и добиться уже в ближайшее время ощутимого перелома в улучшении их материального положения.
Целесообразно:
– ввести вместо минимальной оплаты труда новую норму, например часовую тарифную ставку, определяемую исходя из стоимости набора продуктов питания с пересмотром ее один раз в год, сохранив за минимальной оплатой труда норму социального обеспечения;
– изменить порядок финансовой поддержки территорий, имея в виду выделять в составе трансфертов средства на оплату труда, а также предусматривать финансовые резервы;
– принять нормативные акты, ужесточающие ответственность за умышленный уход от налогообложения, и разработать эффективные меры противодействия сокрытию доходов и прибыли, осуществить дальнейшее укрепление налоговой службы. Учитывая, что значительная часть денежной наличной массы в настоящее время заменена конвертируемой валютой и практически выведена из регулируемого налогообложением обращения, подготовить специальные меры по легализации полного объема оборотных средств юридических лиц;
– начать формирование системы экономических рычагов, направленных на предотвращение увольнений по причине невыплаты заработной платы путем страхования фондов оплаты труда и введения прогрессивной ставки страхования от безработицы для работодателей, сокращающих рабочие места, и налоговых льгот в части прибыли, направляемой на потребление, для предпринимателей, увеличивающих занятость;
– государственную политику в области защиты безработных направить на усиление их материальной поддержки, особенно в случаях ликвидации предприятий и сокращения численности, и стимулирование к активному самостоятельному поиску работы;
– коренным образом изменить ситуацию с охраной труда. Необходимо вернуться к рассмотрению первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда, принятых на 1996-1997 годы. Необходимо приблизить сроки выполнения важнейших мероприятий и улучшить финансирование охраны труда;
– принять федеральный закон о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уже в текущем году развернуть работу по реализации предусмотренных в нем мер профилактического характера.
И в заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в настоящее время мы уже вплотную приблизились к тому, чтобы начать, наконец, поддерживать те слои общества, усилия которых могут в наибольшей степени способствовать экономическому подъему, дать возможность удовлетворения их потребностей и учета их интересов не только после завершения реформы, но и в процессе ее осуществления. В противном случае необратимый характер негативных социальных последствий реформы станет реальностью, которая сведет к нулю прочие какие бы то ни было ее завоевания.
СРЕЗ
Занятость и безработица в России в 1993-1996 годах
Год Экономически В том числе
активное
население занятые безработные безработные,
зарегистри-
рованные в
службах
занятости
Миллионов человек:
1993 75,0 70.9 4.1 0.8
1994 73,7 68,5 5,2 1,3
1995 73,0 67,0 6,0 2,3
1996 73,0 66.8 6,2 2,6
(I кв.)
Проценты к итогу:
1993 100 94,5 5.5 1.1
1994 100 92,9 7,1 1,8
1995 100 91,8 8,2 3,2
1996 100 91.5 8,5 3,5
(I кв.)
Темпы роста (снижения) среднесписочной численности работников в 1995 году к 1994 году, % (по кругу обследованных предприятий)
Отрасли промышленности Все работники В том числе
промышленно–|
производствен-|
ные рабочие
Нефтедобывающая 100,8 101,6
Угольная 92,5 94,2
Черная металлургия 93,0 93,8
Цветная металлургия 94,5 95,6
Нефтехимическая 90,1 90,8
Машиностроение и
металлообработка 88,1 89,4
Деревообрабатывающая 81,7 82,0
Целлюлозно-бумажная 93,5 94,6
Текстильная 82,0 83.0
Швейная 76,0 76,2
Обувная 75,8 75,1
Пищевая 93,1 92,5
Среднемесячная номинальная заработная плата в отдельных отраслях экономики России в сравнении с некоторыми странами СНГ
Страна Сельское Культура и Кредитование, фи-
хозяйство искусство нансы, страхование
1994 1995 1994 1995 1994 1995
Белоруссия,
тыс. бел.руб. 49,3 458,9 56,6 527,3 143,8 1581,9
Казахстан,
тенге 907,7 2515,3 663,0 2281,1 3366,2 10475,4
Киргизия,
сомов 125,0 162,0 188,2 280,8 532,6 786,6
Молдавия,
лей 69,5 102,0 85,8 106,5 266.0 491.1
Россия,
тыс.руб. 107,5 252,6 146,2 337,3 535,6 1098,1
Сравнительные данные о росте среднемесячной номинальной заработной платы, потребительских цен и реальной заработной платы в России и ближнем зарубежье
в 1995 году
Страна Рост среднемесячной Индекс Индекс
номинальной потреби- реальной
заработной платы тельских зарплаты
цен
Азербайджан 382 510 75
Армения 387 280 138
Белоруссия 763 810 94
Казахстан 299 280 107
Киргизия 167 150 111
Молдавия 133 130 102
Россия 223 300 74
Таджикистан 203 500 41
Узбекистан 402 420 96
Данные о забастовках в России за 1995-1996 гг.
Кол-во предприятий, Кол-во Потери
учреждений, орга- участ- рабочего
низаций, в которых ников времени
прошли забастовки тыс.чел. тыс.чел./дн.
1995
Январь 96 4,7 12,7
Февраль 249 146,0 572,0
Март 174 13.0 83,7
Апрель 296 19,7 161.0
Май 48 4,5 20.2
Июнь 3 1,2 1,8
Июль 6 1,9 4,5
Август 8 1,5 9,9
Сентябрь 5007 183,0 199,1
Октябрь 102 5,8 23,1
Ноябрь 236 9.5 55,4
Декабрь 2741 104,0 223,0
1996
Январь 2108 52,9 172,0
Февраль 1460 172,0 472,0
Март 154 15,3 180,0
Апрель 51 9,7 79,0
Май 127 10,6 51,5
Ольга МЕНЬШИКОВА