ВЫЛУПИТСЯ ЛИ ИЗ ЛЕБЕДЯ РУЦКОЙ?

Российская политическая действительность горазда на выкрутасы, в результате чего мы приучены ничему не удивляться. Потому почти как само собой разумеющееся была воспринята весть, что знатный оппозиционер Аман Тулеев вошел в правительство. А ведь еще поискать деятеля, который бы столь страстно и неуемно обличал в антинародной целеустремленности как весь Кабинет в целом, так и его главу Виктора Черномырдина.

И вот Тулеев заседает среди тех, кого он еще совсем недавно относил к разряду “врагов народа”. Почему Ельцину нужно было обласкать деятеля из стана непримиримых – это ясно: показать, что он не чужд идее гражданского согласия, потому идет на любые компромиссы. Но зачем на такой союз соглашается оппозиция и конкретно Тулеев, тут, друзья, загадка. “Оккупационное” – так клеймят коммунисты правительство. Идти на сотрудничество с “оккупантами” – означает сдать идеологические позиции, замарать позором святое ленинское знамя.

Загадка назначения Тулеева и в том, что до этого коммунисты вели себя так, будто они выиграли президентские выборы и потому намеревались диктовать, каким должен быть состав Кабинета. Депутат Госдумы Юрий Иванов, один из близких к Зюганову деятелей, заявлял, что активисты КПРФ соблаговолят войти в правительство на следующих условиях: во-первых, об этом их должен нижайше попросить (на коленях, что ли?) Черномырдин, во-вторых, коммунисты должны иметь право выбирать посты в Кабинете по своему нраву и, в-третьих, им должен быть предоставлен минимум один час в телеэфире. Эти условия не были выполнены, но Аман Тулеев все-таки министр по сотрудничеству со странами СНГ. Странно.

А с Лебедем разворачивается гораздо более увлекательная интрига, на фоне которой потуги коммунистов смотреться значимыми и влиятельными выглядят кукольными. От генерала с самого первого дня назначения на пост секретаря Совета безопасности ждали размашистых и искрометных шагов. И он не подкачал. Его блиц-визиты в Чечню, высказывания по адресу министра внутренних дел Куликова интриговали, но не так, чтобы очень. Этого мы ожидали от Александра Ивановича. И наконец, как должное восприняли его договоренность с чеченскими сепаратистами о мире – в акциях Лебедя чувствуется размах.

Однако жгуче влечет вопрос: когда же окончательно прояснится, кто Лебедь при президенте Ельцине? Конкретно вот о чем речь: у Лебедя есть два судьбоносных варианта – Рыбкина и Руцкого. Строить карьеру при Ельцине по-рыбкински означает: полная лояльность и бескрайняя преданность президенту и его политике. Что неизбежно привело к тому, что Рыбкин полностью потерял свое политическое лицо. Потому ему не удалось занять вторично пост спикера Госдумы. Ну а путь Руцкого – прямо противоположного свойства: стремление играть в политике самостоятельную роль, что неуклонно перерастает в конфронтацию на всех направлениях с бывшим благодетелем по имени Борис Николаевич.

Зная характер Александра Ивановича, можем прогнозировать: ему грозит второй, горячий вариант. То есть все большее расхождение с патроном по многим ключевым вопросам, и финал – скандальный разрыв. Что-то подобное уже назревает во взаимоотношениях между президентом и секретарем Совета безопасности. В интервью Лебедя западным средствам массовой информации проскользнули неласковые отзывы в адрес президента. О чем было немедленно донесено больному, томящемуся в ожидании операции. Как на высказывания Лебедя отреагировал Ельцин – неизвестно, но то, что вот уже почти полтора месяца они не встречаются, – признак тревожный. И нельзя отсутствие личных контактов объяснять болезнью президента, с Черномырдиным-то и Чубайсом он находит силы побеседовать. И Черномырдин находит время раз два в неделю пооткровенничать с Лебедем, хотя генерал, по сути, является человеком президента, а не премьера.

И вот постепенно кристаллизуется конфликтная ситуация. Неизвестно, как Ельцин воспринял впечатляющие достижения Лебедя в Чечне? Дождется ли секретарь Совета безопасности благодарности от президента? Сердце подсказывает, что вряд ли. Ельцин избегает личных контактов с Лебедем, ограничиваясь обменом мнениями в виде циркулярных записок и изредка – общением по телефону. Между прочим, с ограничений в общении начиналась и разноголосица между Ельциным и Руцким, закончившаяся полным разрывом отношений. Случай с Лебедем развивается по пугающе похожему сценарию.

Взаимоотношения в треугольнике “кремлевская администрация – правительство – Лебедь” могут еще больше осложниться, вплоть до огненного накала по причине того, что генерал взял к себе начальником управления экономической безопасности Сергея Глазьева. Вот уж кто непочтителен к Ельцину и Черномырдину! Все-то они в экономике делают не так, не по-глазьевски! Глазьев тем и славен, что не церемонился в словах и определениях, когда речь заходила о действиях правительства. Будучи председателем парламентского комитета по экономической политике в пятой Думе, он увлекался составлением аналитических материалов, в которых рассматривалась ситуация в экономике, которые были нагружены мрачнейшими прогнозами, из них крутые оппозиционеры черпали вдохновение для наскоков на правительство.

Вряд ли Глазьев сильно изменился, заняв высокий кабинет под боком у Кремля. В том-то и интрига: как поведет себя экономист в двусмысленной ситуации, в которой оказался: с одной стороны, он в правящей команде, а с другой – он ни за что не удержится от того, чтобы обрушить на правящую верхушку волну критики. Эта раздвоенность, несомненно, отразится на положении Лебедя и его взаимоотношениях с президентом. Экономические взгляды и высокомерие Глазьева, будьте уверены, отнюдь не благоприятствуют теплоте этих отношений. Тем более, что исполнять свои обязанности в Совете безопасности Глазьев начал с предупреждения: “Правительству предоставлен последний шанс исправить ошибки”. И дабы не было ни малейших сомнений в его позиции, сурово добавил: “Если новое правительство будет продолжать в том же духе, то мы будем его критиковать”. Сурово. Черномырдин до того был напуган, что ночь промучился без сна, обдумывая, как бы угодить Глазьеву.

Так что конфигурация власти в Кремле и Белом доме чрезвычайно занятная. Понаблюдаем за ее изменениями. Думается, что скандалы не за высокими горами, и мы насладимся, как красиво будем покидать Кремль Александр Иванович Лебедь.

Николай АНДРЕЕВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МОНСТР СТАНОВИТСЯ ЯГНЕНКОМ
“ПОСОЛ СОВЕТСКОЙ МЫСЛИ” АНАТОЛИЙ ЛУНАЧАРСКИЙ
“АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОРОЛЬ” ГЕНРИ ФОРД
БЕСПРАВНЫЕ МИНИСТЕРСТВА
ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ: УМОЛЯЮ, НИ СЛОВА О “КУКЛАХ”!
РЕИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Каковы шансы А.В.Коржакова
КТО СПАСЕТ “СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКУЮ” РЕСПУБЛИКУ?
БОЛЬШЕВИЗМ И КОММУНИЗМ: ИНТЕРПРЕТАЦИИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
ЗАЧЕМ ПРОДАВЩИЦЕ МИНИСТР?
ЕЩЕ НЕ ВСЕ ОБРЕЧЕНО
ЦЕНА ПОБЕДЫ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ
СТАНИСЛАВ ШАТАЛИН О РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ
ПАЛАТЫ ВЕРНУЛИСЬ НА НИКИТСКУЮ ЧЕРЕЗ ТРИ СТОЛЕТИЯ
КАК Я ИСКАЛ ПОДПИСАНТОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА: ПЯТОЕ КОЛЕСО В ТЕЛЕГЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ


««« »»»