ЗАЧЕМ ПРОДАВЩИЦЕ МИНИСТР?

А ЧТОБЫ ПОМНИЛА, ЧТО ТОРГОВЛЯ – ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЕ

Недавно (уже в который раз!) изменена структура федеральных органов исполнительной власти. Совершенно очевидно, что в основе реформаторской идеи лежит банальное стремление к механическому уменьшению числа министерств и ведомств. Хотя издавна известна неизбывная способность “крапивного племени” чиновников размножаться и “почкованием”, и “прививкой”. Ведомо также: “А вы, друзья, как ни садитесь…” В этой связи хотелось бы обратить внимание на судьбу ведомств, причастных к государственному регулированию потребительского рынка.

Во-первых, упразднен Госкомитет РФ по торговле. Более двухсот служащих его центрального аппарата вливаются в состав трех (из пятнадцати) департаментов Министерства внешних экономических связей. МВЭС передаются Госторгинспекция и учебные заведения бывшего торгового ведомства.

Во-вторых, в состав Минздрава опять включен Госсанэпиднадзор, одно время функционировавший как самостоятельный комитет.

В-третьих, Госкомитет по антимонопольной политике (ГКАП) опять получил недавно изъятые из его названия слова “и поддержке новых экономических структур”. А вот Комитет по поддержке предпринимательства исчез из перечня правительственных учреждений.

“Что мне Гекуба? – отреагирует на эти новости с самого верха продавщица магазина какого-нибудь ТОО или ООО. – Как выражаются в сопредельном независимом государстве, были бы гроши да харчи хороши…” И ответом своим попадет в самую точку! Ибо нынешнее устойчивое неравновесие между спросом и предложением как раз и объясняется во многом неуклонным “худением” кошелька массового покупателя и низкопробностью товарной массы, преимущественно импортного происхождения. За всем этим маячит введенная в свободной России еще в январе 1992 года “свободная торговля”, в том числе и внешняя…

А вот толковый завмаг, особенно если он из профессионалов и давно работает в этой отрасли, найдет о чем задуматься, поразмыслив о самом факте передачи торгового ведомства под крышу Внешторга. Ведь все это уже было, было… В эпоху совнархозов, к примеру, уже ликвидировали союзный Минторг, а еще раньше – объединяли руководство внешней и внутренней торговлей. Правда, для управления таким монстром потребовался главноначальствующий в ранге члена Политбюро – им стал достопочтенный Анастас Иванович Микоян. Но верно и то, что возрожденный после “эпохи волюнтаризма” Минторг СССР так и не сумел войти в силу. Зато унаследовавший его кадры и материальную базу российский Минторг стал в свое время весьма влиятельным учреждением, способным формировать заказ производству и маневрировать товарными ресурсами на огромной территории Федерации. И это не случайно. Ведь в его власти были крупные оптовые базы. А знающие люди не случайно утверждают: оптовое звено – командная высота торговли.

Сказать по правде, судьба-злодейка лишила Минторг России возможности удержать в руках эту самую высоту. Первое свое слияние это министерство пережило в 1992 году, когда его присоединили к бывшему Госснабу. Гроссмейстеры дефицита из системы маттехснаба сумели сохранить наработанные связи и создать целый ряд коммерческих структур, постепенно прибирая к рукам оптовую торговлю не только средствами производства, но и предметами потребления.

А вот на оптовые базы, подчинявшиеся Минторгу России, обрушилось “стихийное бедствие” того времени – приватизация. Прежние воротилы оптового рынка, умевшие поставить на место директора любого завода, выпускавшего ширпотреб, оказались лавочниками весьма средней руки. Что толку иметь складские помещения, коли оборотных средств кот наплакал, а кредиты дорожают баснословно? Оптовую торговлю в стране, где производство сосредоточено крайне неравномерно, стали вершить мешочники, мелкие коммивояжеры. В это время командные высоты торговли стали захватывать крупные импортеры, разбогатевшие на поставках в нашу страну завалящего товара. Руководить ими с помощью директив оказалось невозможным, а новые формы и методы еще только-только зарождались.

Тем временем стало очевидно, что управлять внутренним рынком следует с учетом весьма широкого круга обстоятельств. Контролировать внутренний рынок следует не только инспекторам на базарах. Многое необходимо делать на правительственном уровне, и прежде всего – вырабатывать государственную торговую политику. Для наших высших администраторов дело это непривычное и многотрудное. Да и какое дело до нужд внутренней торговли, несущей родовое клеймо “советской”, нашим самым продвинутым правительственным реформаторам. Задвинутый во властных структурах куда-то на задворки Комитет РФ по торговле, по моему мнению, все же обхитрил недолюбливавших это ведомство больших начальников. И сделал это с немалой пользой для державы. Как именно? А очень просто – занимаясь рутинной, неприметной внешне работой по созданию свода разнообразных правил торговли и обслуживания. В прежние времена были единые правила советской торговли, теперь таких документов – десятка полтора. Они учитывают многообразие ситуаций, возникающих по обе стороны прилавка и, что весьма важно, нацелены на придание потребительскому рынку цивилизованного вида, принятых в деловом мире развитых стран этических основ бизнеса.

Лишившийся прежних функций по распределению товарных, капитальных и прочих ресурсов Комитет по торговле тем не менее сумел таким вот, в частности, образом стать полезным учреждением, приобрести вес во взаимоотношениях с другими ведомствами. По-моему, это удалось ему потому, что под крылом Комитета остались две авторитетные и довольно эффективные структуры.

Первая из них – Госторгинспекция, имеющая в каждом регионе свои представительства и обладающая немалым влиянием на работу промышленных и торговых предприятий. Более чем скромная численность ее аппарата в центре и на местах не дает развернуть, как того требует тревожное положение на фронте продажи, широкий контроль за торговлей, качеством товаров и защитой прав потребителей (все эти функции перечислены в полном наименовании этого учреждения). Однако принятие более четырех лет тому назад Закона РФ “О защите прав потребителей”, Закона РФ “О сертификации” и свода правил торговли и обслуживания во многом облегчило исполнение контрольных функций.

В последнее время Госторгинспекции удалось потянуть на себя одеяло в извечно чиновничьем споре о том, кто важнее. В принятом недавно постановлении Правительства РФ “О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров” ее ведущая роль просматривается довольно четко. Правда, иные пункты этого документа имеют порученческий характер – “разработать”, “согласовать”, “внести предложения”… Но теперь, когда Госторгинспекция становится департаментом МВЭС, у нее есть реальный шанс стать тем локомотивом, который вытащит на принципиально новый уровень все дело управления внутренней торговлей в условиях складывающегося у нас рынка.

А вот понимать происходящие на потребительском рынке перемены бывшему Комитету по торговле помогала вторая структура – отраслевая учебно-научная система. Правда, отраслевые НИИ уже утрачены, обидно, если безвозвратно: у казны нет денег на содержание. Ныне серьезные научные исследования ведутся разве что в Московском госуниверситете коммерции. Этот старейший торговый вуз имеет филиалы и отделения в двух десятках городов России и обладает ценными кадрами профессионалов торговли, чьи способности высоко ценят коммерсанты провинциальных городов. Товарные эксперты, юристы, бухгалтера этого вуза – нарасхват. Под его “крыло” теперь просятся десятки ставших “беспризорными” торговых техникумов и колледжей по всей стране, причем таких, у которых есть свои базовые гимназии, школы. Многоуровневая система специального образования помогает торговой отрасли не раствориться в “базаре” палаточно-челночной торговлишки и формировать надежные устои профессионализма отрасли – “от Москвы до самых до окраин”.

Итак, прежний российский Минторг переживает вторую реорганизацию – теперь уже под крышей МВЭС, нацеленного на защиту внутреннего рынка. Полагаю, что еще одна реорганизация – не за дальними горами. В какую структуру выльется будущее ведомство по госуправлению потребительским рынком – посмотрим. Хотелось, чтобы не были повреждены те два “крыла” – торговый контроль и учебно-научная база, – которые сейчас своим трудом держат на плаву сложную отрасль.

Николай ОЛЕЙНИКОВ,

кандидат экономических наук


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МОНСТР СТАНОВИТСЯ ЯГНЕНКОМ
“ПОСОЛ СОВЕТСКОЙ МЫСЛИ” АНАТОЛИЙ ЛУНАЧАРСКИЙ
“АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОРОЛЬ” ГЕНРИ ФОРД
БЕСПРАВНЫЕ МИНИСТЕРСТВА
ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ: УМОЛЯЮ, НИ СЛОВА О “КУКЛАХ”!
ВЫЛУПИТСЯ ЛИ ИЗ ЛЕБЕДЯ РУЦКОЙ?
РЕИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Каковы шансы А.В.Коржакова
КТО СПАСЕТ “СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКУЮ” РЕСПУБЛИКУ?
БОЛЬШЕВИЗМ И КОММУНИЗМ: ИНТЕРПРЕТАЦИИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
ЕЩЕ НЕ ВСЕ ОБРЕЧЕНО
ЦЕНА ПОБЕДЫ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ
СТАНИСЛАВ ШАТАЛИН О РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ
ПАЛАТЫ ВЕРНУЛИСЬ НА НИКИТСКУЮ ЧЕРЕЗ ТРИ СТОЛЕТИЯ
КАК Я ИСКАЛ ПОДПИСАНТОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА: ПЯТОЕ КОЛЕСО В ТЕЛЕГЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ


««« »»»