“АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОРОЛЬ” ГЕНРИ ФОРД

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. “НАЧАЛО”

Истории рождения огромных капиталов и известных капиталистов, начинавших с нуля, долгое время нашим читателям преподносились как истории гневного обвинения миллионерам и монополистам. В наше время, время рождения несметных капиталов в нашей стране, эти истории по-новому интересны нам как истории экономических преобразований действительности и человека в этой действительности. Знаменитый Генри Форд, рождение и развитие его дела (фордовской автомобильной промышленности), экономические причины и двигатели ее расцвета станут темой наших размышлений в нескольких номерах газеты.

Желание не просто “изобрести” свой автомобиль и продавать его, но трезвый расчет и совершенно иные подходы к предпринимательской идее – сделать автомобиль “не роскошью, а средством передвижения”, дешевым товаром, что называется, для широких масс населения – вот что двигало Генри Фордом. Вот что было началом, приведшим к перевороту в транспортном деле Америки. И вот как это было.

I. “…днем мистер Форд был занят в Электрической компании. Каждый день он работал до поздней ночи, очевидно, ничем другим в мире не интересуясь. По субботам он работал безбожно долго…

– Если дело у вас пойдет, мистер Форд, это будет замечательное изобретение… Тогда и продать его можно будет, – рассудил Том. Как истый американец, он прежде всего думал о коммерческой стороне. – Найдется много богачей, которые с удовольствием покатаются в такой штуке.

– Не только богачей, мистер Шатт, – ответил изобретатель, всегда готовый поговорить. – Я не игрушку делаю, а полезную вещь. Я хочу, чтобы это было для всех, чтобы такой человек, как вы, мог иметь коляску и ездить в ней на работу.

– Откуда наш брат возьмет денег, чтобы заплатить за такую вещь, мистер Форд?

– А вы подсчитывали когда-нибудь, сколько вам стоит проезд до места работы? Допустим, десять центов в день, это составит тридцать долларов в год – и на одного человека. А почему бы эту коляску не сделать таких размеров, чтобы она сразу повезла четверых?

– …Желаю вам удачи, сэр.

Мистер Форд, который не был скромным, любил поспорить и верил в свои идеи, ответил:

– Не удача, мистер Шатт, а наука и расчет. Я все продумал и знаю, на что могу рассчитывать. Подождите и увидите!

Шел 1892 год, и весь этот год он тратил свободное время и лишние деньги на свое изобретение. Он работал механиком в Электрической компании… Он упорно работал всю жизнь и изучал все, что мог, о механизмах.

Все одиннадцать лет с тех пор, как Генри Форд покинул ферму и поселился в Детройте, в его мастерской не переводились коляски без лошадей. Все его лишние деньги уходили на покупку деталей и все свободное время на решение проблем. Он делал машины с двухцилиндровым двигателем, затем с четырехцилиндровым; он продавал их, и они двигались, и он присматривал за тем, чтобы они продолжали двигаться.

Деловые люди хотели наживать деньги на продаже колясок без лошади, и они считали, что прежде всего надо найти богача, который может позволить себе дорогую игрушку…

Но Генри Форд упорно продолжал смотреть на это дело с совершенно иной точки зрения. Коляска без лошади не игрушка для богачей, а полезная вещь для всех. Глупо спрашивать у человека, чего он хочет; покажите ему вещь, тогда он будет знать, что ему хотеть. Начните производить множество колясок, которые можно продать по дешевой цене, и дело пойдет и будет приносить доход. Этот товар сам будет рекламировать себя по дорогам, и очень скоро вы наладите массовое производство и разбогатеете без всякого риска.

Среди его приятелей был некий Малколмсон, торговец углем… ездил в фордовском автомобиле и был заражен фордовским энтузиазмом… предложил Форду организовать “Фордовскую автомобильную компанию” и поделить между собой пятьдесят один процент ее акций, что обеспечило бы им контроль. Торговец углем внес семь тысяч долларов на покрытие организационных расходов. Завербовали еще пайщиков…

Новая компания начала свою деятельность с капитала в двадцать восемь тысяч долларов… И вот первый раз в жизни он (Форд – прим. Л.К.) стал во главе собственного предприятия; люди будут повиноваться ему, действовать согласно его воле.

Предприятие,… по существу, не было автомобильным заводом. Там не было станков для производства деталей; почти все производилось на стороне, по спецификации мистера Форда, и бывшая плотницкая была лишь сборочной мастерской. За первый год предполагалось собрать 1708 автомобилей, то есть по шесть автомобилей за рабочий день, – цифра неслыханная в новой, автомобильной промышленности. Задачей главного директора было разделить работу на несколько частей с таким расчетом, чтобы каждая часть заполняла десятичасовой рабочий день при максимальной загрузке рабочего.

…мистер Форд был занят своей мечтой: сделать так, чтобы, когда маленькие Шатты подрастут, а также и маленькие Смиты, и Шульцы, и Слюпские, и Штейны, – они смогли бы по доступной цене купить миллионы маленьких колясок без лошади, и ехать в любое место, и достичь любого пункта на поверхности земного шара…

Генри пошел в гору. Он выиграл битву и стал хозяином положения… он может приказывать, и ему будут повиноваться. Он может делать вещи и строить машины, чтобы делать еще больше вещей. Сто автомобилей в день – только начало, утверждал он, вскоре он будет выпускать тысячу в день; за свою жизнь он выпустит миллион фордов.

Он знал, что ему надо делать: произвести переворот в транспорте Америки, переделать ее дороги и изменить нравы и обычаи людей. Он переделает американцев по своему образу и подобию. Они станут трезвыми, честными и трудолюбивыми, как он; механиками и поклонниками машин, как он; богатыми – ну, возможно, не такими богатыми, как он, но в такой мере, как им подобает. Они будут получать высокую заработную плату и научатся понемногу откладывать каждую неделю, пока не скопят достаточно, чтобы внести аванс за фордовскую модель Т, которая будет служить им десять, двадцать лет…

Генри строил свою собственную силовую установку, свой собственный сталелитейный завод, свои собственные кузницы. Скоро у него будут свои собственные железные и угольные рудники, пароходы и железные дороги. Это будет гигантская империя, и она будет простираться по всей земле; и Генри будет основателем ее, хозяином ее; его мудрость и его здравый смысл будут править ею. Предпочтение он отдавал последнему. “Я – здравый смысл”, – говорила душа Генри Форда.”

Роман Эптона Синклера “Автомобильный король” читала Лариса КНЫШОВА.

Продолжение следует.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

БЕСПРАВНЫЕ МИНИСТЕРСТВА
ПАЛАТЫ ВЕРНУЛИСЬ НА НИКИТСКУЮ ЧЕРЕЗ ТРИ СТОЛЕТИЯ
ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ: УМОЛЯЮ, НИ СЛОВА О “КУКЛАХ”!
КАК Я ИСКАЛ ПОДПИСАНТОВ
ВЫЛУПИТСЯ ЛИ ИЗ ЛЕБЕДЯ РУЦКОЙ?
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА: ПЯТОЕ КОЛЕСО В ТЕЛЕГЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ
РЕИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
МОНСТР СТАНОВИТСЯ ЯГНЕНКОМ
Каковы шансы А.В.Коржакова
“ПОСОЛ СОВЕТСКОЙ МЫСЛИ” АНАТОЛИЙ ЛУНАЧАРСКИЙ
КТО СПАСЕТ “СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКУЮ” РЕСПУБЛИКУ?
БОЛЬШЕВИЗМ И КОММУНИЗМ: ИНТЕРПРЕТАЦИИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
ЗАЧЕМ ПРОДАВЩИЦЕ МИНИСТР?
ЕЩЕ НЕ ВСЕ ОБРЕЧЕНО
ЦЕНА ПОБЕДЫ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ
СТАНИСЛАВ ШАТАЛИН О РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ


««« »»»