МАРТИН ШАККУМ СТРЕМИТЕЛЬНО НАБИРАЕТ ОЧКИ
Чем ближе день выборов, тем непредсказуемее результаты рейтинговых опросов. Центр социологического прогнозирования и маркетинга (директор Ф.Шереги) только что обобщил итоги опроса 2 тысяч избирателей, проведенного в 12 территориально-экономических районах России. В результате было выявлено, что первенство в динамике роста рейтинга принадлежит вовсе не Борису Ельцину, а новичку в избирательном марафоне Мартину Шаккуму. За истекшие полмесяца, с 23 мая по 6 июня, число выразивших готовность голосовать за него возросло в 2,5 раза. Особенно активно он располагает к себе москвичей: за две недели его рейтинг в столице поднялся в 4 раза.
По темпам роста популярности М.Шаккум значительно оторвался от прежних фаворитов президентской гонки. К примеру, у следующего за ним по данному показателю Б.Ельцина динамика роста составляет 3,6%, у А.Лебедя – 2,1%, у М.Горбачева – 0,8%. В то же время ощутимое снижение привлекательности отмечено у Св.Федорова – 3,4%, у Г.Зюганова – 2,6%, у В.Жириновского – 2,5%. Ослабление поддержки некоторых кандидатов со стороны их электората произошло в значительной мере в пользу М.Шаккума. По данным того же опроса, ему выразили симпатии сторонники Г.Зюганова (22,1%), В.Жириновского (17,8%), а также Г.Явлинского (34,6%), М.Горбачева (23,5%), Б.Ельцина (20,2%).
Особенно высокий процент сторонников у М.Шаккума среди интеллигенции и предпринимателей малого и среднего бизнеса (34 – 37%). Максимальное число симпатий к кандидату у жителей Дальнего Востока, 11% которых выразили готовность уже сегодня проголосовать за Шаккума. Около 8% избирателей Восточной Сибири и 4,3% Северо-Западного района также определили свой выбор в его пользу.
Важным фактором роста популярности кандидата, как показывают данные опроса, является то обстоятельство, что ранее малоизвестный политик стал все более “узнаваем” среди широкой публики. Он регулярно выступает как экономический и политический эксперт телепередач “Прогнозы недели” (TV-6) и “Добрый вечер, Москва” (МТК), а на первом радиоканале ведет постоянную “именную” рубрику “Экономическая школа Мартина Шаккума”. Популярности на местах ему, несомненно, добавляют и “телемосты”, которые М.Шаккум в последнее время проводит с телекомпаниями регионов страны. Передачи ведутся из телевизионной студии, специально оборудованной в здании Фонда “Реформа” на Котельнической набережной, первым вице-президентом которого он является.
По данным социологов, выступления М.Шаккума видели по телевидению около 34%, слушали по радио более 8% и читали в прессе 6,5% опрошенных.
Станислав БОРИСОВ.