Справедливости ради признаем, что престиж Франции был все же спасен фантастической притчей чилийца Рауля Руиса “Три жизни и одна смерть”, где по-прежнему блистал Марчелло Мастроянни, сыгравший попеременно несколько различных ролей, и главное, политический парафразой. “Очень скромный герой” сценариста и режиссера Жака Одиара, по праву получившего приз за лучший сценарий.
Еще один француз – Даниэль Отей был удостоен приза за исполнение мужской роли в бельгийском фильме Жако Ван Дормаэля “Восьмой день”. Картина эта была примечательна подчеркиванием человеколюбия в истории дружбы преуспевающего бизнесмена, забывшего о прелестях реальной жизни, с умственно отсталым случайным знакомым, которого сыграл артист, в действительности страдающий синдромом Дауна, – бельгиец Паскаль Дюкен. Жюри проявило высшую мудрость наградив одновременно обоих актеров, что вызвало овацию и слезы умиления на церемонии закрытия фестиваля.
Под стать бельгийской ленте, американский режиссер Майкл Чимино в картине “В погоне за солнцем” столкнул между собой закомплексованного и добропорядочного гражданина, на сей раз врача, с юным преступником, неизлечимо больным раком и верящим в спасение благодаря чудодейственному озеру на вершине горы, о котором он узнал из легенд своих предков-индейцев. История, начинающаяся как захват заложника, продолжается в триумфальном прекраснодушии единого порыва к подлинной жизни, воплощенной в древних верованиях. Быть может, именно эта вера в счастливое будущее несмотря ни на что, наивная, но привлекательная, и составляла отличительную черту нынешнего предъюбилейного 49-го каннского киносмотра.
Кирилл РАЗЛОГОВ,
Главный киновед “Нового Взгляда”
НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ
Центральным событием 49-го Международного каннского кинофестиваля была пресс-конференция его руководства, а также старейшей французской кинозвезды Мишель Морган, некогда получившей приз за лучшее исполнение женской роли в эпоху младенчества этого фестиваля. Парадная встреча с журналистами была посвящена предстоящему в будущем году юбилейному пятидесятому фестивалю. Весь день был насыщен разного рода фейерверками, которые предвещали предстоящие праздненства тем счастливцам, которым все-таки удастся пробиться на юбилейный выпуск.
Не без иронии должен признаться, что это шоу в известной мере напомнило мне победные реляции, предшествовавшие прошлогоднему московскому кинофестивалю, равно как и его комичные фейерверки. Устроители и здесь отнеслись к предстоящему праздненству весьма серьезно и изложили его развернутую программу, включающую специальный приз, присуждаемый лауреатами “Золотых пальмовых ветвей” тому великому кинематографисту, который никогда не был коронован в Каннах. Остановились они и на тех методах, благодаря которым они надеются привлечь на юбилейный выпуск невиданное ранее число звезд, а невиданное для каннского киносмотра означает не одного Ричарда Гира, а очень и очень много знакомых нам. Остается, правда, открытым вопрос, как все величие найдут себе место на переполненной Круазет, ибо каждой звезде нужно большое свободное пространство, обособление от окружающих, в первую очередь, от конкурентов. Но этот вопрос предоставим решать президенту фестиваля Пьеру Вио и его бессменному в последние годы генеральному делегату Жилю Жакобу, железной рукой определяющему программу официальных показов – конкурса и секции “Особый взгляд”.
На нынешнем же смотре природа, в известной мере, отдыхала, расслабляясь в слезливой мелодраматической стихии, в привычно профессиональном уроке режиссуры, данном Андроном Михалковым-Кончаловским, в традиционной конкуренции между “Двухнедельником режиссеров”, который готовит Пьер Анри Делон и официальной программой, между “Форумом”, отданным обычным зрителям, любящим кино, и торжественными пассажами по знаменитой каннской лестнице, строго регламентированной смокингами, бабочками и вечерними туалетами.
Особенно приятно, что у простых зрителей, как, впрочем, и у критиков (приз Международной федерации кинопрессы), пользовался фильм Сергея Бодрова “Кавказский пленник” – вольная современная вариация на мотивы войны на Кавказе в истолковании классиков русской литературы, в первую очередь Льва Толстого. Справедливости ради отметим, что картина была задумана еще до начала войны в Чечне.
Впервые за несколько лет критики и официальное жюри фестиваля под председательством Френсиса Копполы сошлись во мнениях, присудив свои главные призы одному фильму – ленте “Секреты и ложь” англичанина Майка Ли, сочетающей высокий уровень актерского исполнения и психологической достоверности с эмоциональной убедительностью, столь сильной, что память о картине была пронесена и членами и жюри, и журналистами практически через весь фестиваль (она была показана одной из первых).
Также впервые за многие годы практически все прогнозы сбылись. Критики и завсегдатаи фестиваля накануне присуждения призов распределили их почти безошибочно. Лауреатом Гран-при стала эпическая и мистическая мелодрама датчанина Ларса фон Трира “Разбивая волны”, приз за лучшую режиссуру получил опять-таки завсегдатай Канн американец Жоэль Коэн за детективную ленту “Фарго”, приз за лучший сценарий – француз Жак Одиар, одновременно и постановщик весьма своеобразной ленты “Очень скромный герой”. Сомнения у нас вызывали лишь призы за лучшее исполнение ролей, ибо и в ленте Майка Ли, и в картине фон Трира, и в фильме Коэна в центре находились женские характеры в блестящем исполнении Бренды Блэтин, Эмили Уотсон и Френсис Мак Дорманд соответственно.
Жюри выбрало самый “чистый” вариант, объединив актерский приз с “Золотой пальмовой ветвью”, и проявило подлинную гениальность, наградив француза Даниэля Отея и бельгийца Паскаля Дюкена призами за лучшее исполнение роли мужской. Они оба играли в картине Жак Ван Дормаэля “Восьмой день” противоположные характеры – железобетонного бизнесмена и умственно неполноценного персонажа, который заставляет героя переосмыслить все представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо. Паскаль Дюкен, и в действительности страдающий синдромом Дауна – профессиональный артист, и объединение одним призом столь разных индивидуальностей, столь разных исполнителей, и столь разные характеры получило бесспорное одобрение всей международной прессы и зрительного зала на церемонии закрытия фестиваля.
Одним словом, нынешний фестиваль прошел для всех вполне благополучно, и можно было с чувством удовлетворения прочесть в газете “Фигаро” риторический вопрос: “Почему же “Кавказский пленник” оказался в параллельной секции “Двухнедельник режиссеров”, а не в основном конкурсе фестиваля?” Я думаю, что решение этой загадки весьма прозаично: накануне президентских выборов в России, политизированному каннскому фестивалю не хотелось лишний раз привлекать внимание к войне на Кавказе, но Сергей Бодров все равно победил.
На следующем фестивале конкуренция, безусловно, будет жестче, и надо будет уметь отстаивать свое право на существование далеко не только отечественной кинематографии. Посмотрим, как и кому это удастся…