Наверное, ни одно государство мира не испытывало за столь короткое время таких резких перемен, как Россия. Сегодня наше общество – слоеный пирог. Какова же начинка слоев этого пирога? Директор аналитических программ Института социальных связей экономист Игорь Березин представляет социальную структуру российского общества.
ВЕРХНИЙ СЛОЙ
1. Высший слой (хай-класс, истэблишмент, элита, хозяева) – небольшая группа формальных и/или фактических владельцев предприятий с годовым оборотом более миллиона долларов, позволяющим извлекать ежегодный доход более 75 тысяч долларов. Весьма компактная, практически сформированная группа, в общей сложности – не более 250 тысяч семей (0,5 процента от общего числа российских семей). За десять перестроечных и переходных лет преобразовали власть в собственность или успешно прошли через период первоначального накопления капитала. Являются потребителями дорогих автомобилей, загородных домов и квартир “улучшенной планировки”, “игровых” компьютеров и мультимедимных систем, драгоценностей, антиквариата, картин, круизов, платных медицинских и образовательных (для детей) услуг, иллюстрированных журналов, закрытых клубов, казино, ресторанов, услуг персональных секретарей, водителей, телохранителей, модельеров и помощников по хозяйству.
2. Второй эшелон высшего слоя (топ-менеджеры, управляющие, executives) – немногочисленная, но быстро растущая группа относительно молодых (28 – 42 года), высокообразованных в области управления специалистов, осуществляющих фактическое руководство ведущими компаниями. Годовой доход – 25-100 тысяч долларов. Предельная численность к концу десятилетия – миллион человек (2 процента семей).
СРЕДНИЙ СЛОЙ
3. Предприниматели – владельцы средних и небольших (по сути, семейных) предприятий. Годовой доход – 10-50 тысяч долларов. Численность – 2,5 миллиона семей (5 процентов). Являются потребителями недорогих легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков, услуг по расселению квартир и дачных участков, платных медицинских и образовательных услуг, аудио/видеоаппаратуры и бытовой техники, юридической и бухгалтерской литературы, туристических услуг, относительно дорогой одежды, качественных продуктов питания, дорогих напитков.
4. Средний слой управления (менеджеры, руководители направлений, начальники отделов, бригадиры, старший офицерский состав, главврачи). Годовой семейный доход – 4-12 тысяч долларов. Численность – 2,5 миллиона семей (5 процентов).
5. Независимые работники (интеллектуалы и мастера: юристы, экономисты, бухгалтеры, преподаватели, журналисты, программисты, водители, слесари, портные, маклеры). Годовой семейный – доход 6-30 тысяч долларов. Численность – 5 миллионов семей (10 процентов).
6. Квалифицированные работники (рабочие, служащие, работники торговли и сервиса). Годовой семейный доход – 4-10 тысяч долларов. Численность – 5 миллионов семей (10 процентов). Являются потребителями дешевых (подержанных) автомобилей, ж/д билетов, аудио/видеоаппаратуры и бытовой техники, рабочей (джинсы и кожа) и спортивной одежды, хозяйственных принадлежностей, товаров типа “сделай сам”, недорогих продуктов питания, качественных алкогольных напитков.
7. Работающие или имеющие другой дополнительный источник дохода пенсионеры. Годовой семейный доход – 3-6 тысяч долларов. Численность – 2,5 миллиона семей (5 процентов). Являются потребителями бесплатных медицинских услуг и недорогих лекарств, газет, бытовых услуг, недорогой одежды, дешевых продуктов питания и напитков.
НИЖНИЙ СЛОЙ
8. Неработающие пенсионеры. Годовой семейный доход – 0,5-2 тысячи долларов. Численность – 10 миллионов семей (20 процентов). Являются потребителями бесплатных медицинских услуг и лекарств, ежедневных газет, “мыльных телеопер”, самой дешевой одежды и продуктов питания, напитков.
9. Рабочие (промышленности и сельского хозяйства). Годовой семейный доход – 1,5-2,5 тысячи долларов. Численность – 15 миллионов семей (30 процентов). Являются потребителями товаров первой необходимости, развлекательных программ и изданий, крепких дешевых напитков.
10. Безработные (“по статусу”, “по факту”, “скрытые”, нетрезвые и потерявшие квалификацию, спорадически занятые, дипломированные бездельники, праздношатающиеся, лица без определенных занятий). Годовой семейный доход – 0,3-3 тысячи долларов. Численность – 7 миллионов семей (12,5 процента). Являются потребителями товаров первой необходимости, разнообразной литературы и напитков.
Таким образом, к верхнему слою в России относятся 2,5 процента семей, к среднему – 35 процентов, к нижнему – 62,5 процента. Это – цифры, а выводы каждый вправе сделать самостоятельно.