ПОКРОВИТЕЛЬ МОСКВЫ ИВАН КАЛИТА

В эти весенние дни, а именно 31 марта, исполнилось 655 лет со дня смерти одного из неординарнейших наших предков Ивана Калиты, оставившего своим преемникам из рода в род завет: продолжать прочно поставленное им дело возвышения Москвы и распространения ее власти над всеми русскими землями. Примечательно, что и вступление на великокняжеский престол Иоанна I, прозванного впоследствии Калитой, произошло тоже весной – 26 марта 1328 года. Поэтому весьма уместно воскресить в памяти когда-то читанное о тех далеких временах и, может быть, узнать что-то новое, прояснив для себя те или иные моменты нашего богатого исторического прошлого.

Что же это был за человек, столь прозорливо предопределивший многовековую судьбу сегодняшнего российского мегаполиса?

Иван Калита был внуком Александра Невского. О происхождении его прозвища существуют две версии. По одной из них, свое прозвище он получил в связи с тем, что был расчетливым, осторожным политиком и скопидомным хозяином: калитой называли кошель для денег, который привязывали к поясу. Согласно второй версии, Ивана Даниловича прозвали Калитой потому, что он всегда носил при себе сумку с медными деньгами, которые раздавал нищим и убогим. Однако независимо от того, какая из этих версий верна, известно, что личность Ивана Калиты и годы его княжеского правления прочно вошли в историю государства российского и не могут не ассоциироваться с эпохой первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями. Это исторический факт, не требующий особых доказательств, однако отнюдь не исключающий его всестороннего осмысления. В этой связи прежде всего возникает вопрос: почему именно Москва – незначительный город Владимиро-Суздальского княжества – стала центром возрождающегося Русского государства?

Время правления Ивана Калиты – это время, когда русские земли находились под властью 250-летнего монголо-татарского ига. На территории между современной Астраханью и Саратовом была основана столица созданного ханом Батыем нового государства – Золотой Орды. Опустошенная русская земля попала в вассальную зависимость от Орды. Правление русских князей сохранилось, но сами они, в том числе и Великий князь Владимирский, должны были утверждаться ханом Золотой Орды. При этом нашествие Батыя ударило прежде всего по крупным городам – Владимиру, Ростову, Суздалю, Рязани, вызвав значительный отток населения в западные, менее обжитые районы. Этот демографический сдвиг определил на рубеже XIII-XIV столетий заметный подъем “молодых” городов – Твери и Москвы с прилегавшими к ним землями.

Москву отличало также выгодное географическое положение в центре русских земель. Она была защищена от внешних нападений со всех сторон другими княжествами, и по этой причине местное население имело больше возможностей заниматься всевозможными мирными промыслами. Кроме того, Москва располагалась на перекрестке торговых путей, связывавших русские земли. В те времена Москва-река была судоходной и служила удобной дорогой, способствовавшей процветанию Московского княжества.

Немаловажным, а в какой-то момент времени и определяющим фактором усиления Москвы было то, что Иван Калита особенно умел ладить с ханом. С первого и до последнего дня своего княжения Иван Калита поддерживал тесные связи с Золотой Ордой. Он часто сам ездил в Орду, жил там по нескольку месяцев, щедро оделял подарками хана, его жен и вельмож. В отношениях с Ордой он внешне соблюдал вассальную покорность, исправно платил установленную дань и при этом стремился к максимально возможной самостоятельности во всех внутренних делах Руси. Такая политика не давала ордынским ханам повода для новых разорительных набегов на Русскую землю. И действительно, во время княжения Ивана Калиты вторжения Орды на Русь почти полностью прекратились.

Летописец отметил: “Перестали поганые воевать русскую землю, перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле”. Таким образом, русские земли получили необходимую передышку для восстановления и подъема своей экономики, накопления сил для предстоящей борьбы за свержение ненавистного ига.

Заслужив полное доверие Орды, Иван Калита добился от нее очень важной для Руси уступки – окончательного отказа от унизительной для русских людей системы баскачества и права откупа дани русскими князьями. Назначение Калиты главным сборщиком дани явилось большим политическим выигрышем прежде всего для него самого, а также для московского боярства. Великий князь не упустил возможности утаивать часть собранной дани и разбогател. Сосредоточение в руках московского князя значительных средств открывало ему дополнительную возможность оказывать политическое давление на Новгород и другие русские земли, укрепляло положение Московского княжества.

Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества. Его называют первым собирателем Русской земли, положившим начало возвышению Москвы. Возвышения и расширения Московского княжества он добивался разными путями: устраивал браки местных князей с представительницами своего рода (дочери Ивана Калиты Мария, Феодосия, Евдокия были замужем, соответственно, за ростовским, белозерским и ярославским князьями); назначал в отдельные княжества своих наместников; приобретал в других княжествах земли для себя и содействовал в этом своим боярам на началах частной вотчинной собственности. В одной из духовных грамот Калиты перечислены купленные им села в Новгородской, Владимирской Костромской, Переяславской, Юрьевской и Ростовской землях, а также три города – Галич, Белозерово, Углич. Этим способом расчетливый князь внедрялся в другие княжества, получая новые возможности вершить свои дела.

Бояре оставляли других князей, переходили к московскому князю и получали от него земли с обязанностью службы; за боярами следовали вольные люди, годные к оружию. Таким образом, соседние князья слабели и поневоле должны были угождать московскому князю и подчиняться ему. В Москву переселялись и иноземцы, и даже татары приходили на поселение не врагами, не господами, а принимали крещение и становились православными. Иван заботился о внутренней безопасности, строго преследовал и казнил разбойников и воров, и тем самым он дал возможность торговым людям беспрепятственно ездить по дорогам. Торговля приносила немалые доходы великому князю. Кроме того, в первые же годы своего правления Иван дал Москве нравственное значение путем перевода сюда метрополичьей кафедры из Владимира. С перенесением метрополии Москва сделалась церковной столицей всей Руси.

Иван Калита уделял много сил и внимания строительству новой столицы Русской земли – Москвы. Вскоре после Успенского собора были построены Архангельский собор, ставший усыпальницей московских князей, и придворная церковь Спаса на Бору. После пожаров 1331 и 1337 годов, уничтоживших старый Кремль, Иван Калита в 1339-1340 годах соорудил новую крепость из дубовых бревен. Территория Кремля в это время значительно расширилась в северном и восточном направлениях. К сожалению, от Кремля Ивана Калиты ничего не сохранилось. Известно только, что он был окружен наполненным водой рвом и земляным валом. При Иване Калите сложился в общих чертах ансамбль основных построек Кремля, включавших здания всемирно известных Успенского и Архангельского соборов. Вокруг Москвы одно за другим возникали села.

Таким образом, Иван Калита сыграл решающую роль в объединении Северо-Восточной Руси вокруг Москвы как главного территориального ядра будущего централизованного государства. Однако как политического деятеля его никоим образом не следует идеализировать. Он был сыном своего сурового и неспокойного времени, правителем жестоким, хитрым, лицемерным и вместе с тем умным, упорным и целеустремленным. В действиях его не было открыто выраженных мотивов отпора поработителям – он откупался от Золотой Орды исправной уплатой дани, но его тактика давала Руси передышку от истребляющих набегов. Политика Ивана Калиты, будучи крутой и жесткой, способствовала укреплению русской государственности. Поэтому, несмотря на отрицательные черты личности этого московского князя и многие неблаговидные приемы его деятельности, политику Ивана Калиты, безусловно, можно считать весьма прогрессивной.

Опережающее развитие Московского региона не только во времена правления Ивана Калиты, но и в последующие годы оказывало влияние на отдельные элементы культуры и быта людей всей Северо-Восточной Руси. В XIII-XIV веках плотность населения заметно выросла, увеличилась осваиваемая им территория. Развитие земледелия, ремесла и торговли способствовало, с одной стороны, расширению хозяйственных связей между городами и селами этой территории, а с другой – более широкому и тесному общению людей, в процессе которого складывались общие черты в их характере, занятиях, семейном быту и общественном поведении, проявлялись общие особенности в их жилищах, одежде, пище, обычаях и обрядах. Все это вместе взятое и составило характерные признаки новой народности. Население Северо-Восточной Руси стало считать землю своего обитания своей родиной, своим отечеством. Во второй половине XV века этот край с центром в Москве получил название “Великая Русь”, у истоков которого в числе первых стоял Иван Калита.

Обратила внимание на некоторые

моменты истории Москвы Ольга ГОЛИЦЫНСКАЯ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЧЕЧНЯ: МОСКВА РИСКУЕТ НАСТУПИТЬ НА ОДНИ И ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ
СОЦИАЛИЗМ НА КАЧЕЛЯХ ИСТОРИИ
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ОЖИДАЕТСЯ ЖЕСТКОЕ
“НЕ ШЕКСПИР ГЛАВНОЕ, А ПРИМЕЧАНИЕ К НЕМУ”
“ЗВЕЗДЫ” ПАДАЮТ НА ЗВЕЗД
Шансы объединения России и Белоруссии в единое государство
ЦЕНТРИЗМ РОССИИ ПРОТИВОПОКАЗАН
ШОУ – ОНО… И В “РОССИИ” – ШОУ
ГЛУХО, КАК В БАНКЕ
“ЗАКУЛИСЬЕ” “ОБОЗА”
КОГДА НЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ГОСУДАРСТВО
ЭТО ТВОИ ПАСЫНКИ, РОССИЯ?
ИГРЫ НА ГРАНИ ФОЛА
ОТ “ТЬМЫ” ДО “СВЕТИТ…”
Премьер-министр Ирландии застыл в ожидании…
ПОМОЖЕТ ЛИ РОССИИ ПЕРЕХОД К “БОЯРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ”?
ПОСЛЕДНИЙ МИНИСТР ИМПЕРИИ


««« »»»