В предвыборной гонке политические факторы явно доминируют над экономическими. Президент проявляет необыкновенную активность в погашении задолженности по зарплате бюджетным предприятиям, и это не может не вызывать уважения. Главный исполнительный орган в этой деятельности – Министерство финансов РФ, а главный финансовый механизм – привлечение средств путем размещения государственных ценных бумаг. Замечательный цивилизованный механизм регулирования денежной массы, а главное – почти безинфляционный.
20 марта путем сдвоенного аукциона государство разместило государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на 11 триллионов рублей (21 марта зазвучали победные рапорты о выплате очередных долгов по зарплате), а 27 марта будут размещены ГКО на еще большую сумму. Прошлый аукцион прошел успешно – спрос превысил предложение, и никто не сомневается в успехе следующего. Это потому, что государству верят, – отдаст и на этот раз, если всегда отдавало.
На этом месте бодрый тон моего повествования приходится прервать и с прискорбием констатировать – уже не всегда. На девственной невинности и безупречной репутации Минфина и Главного управления Федерального казначейства появились первые грязные пятна. Первые же проблемы, как рентгеновские лучи, осветили конструкцию, обеспечивающую процедуру размещения и погашения государственных ценных бумаг, и оказалось, что монтировали ее, как всегда, на скорую руку.
Многие знают о том, что были такие государственные ценные бумаги – казначейские обязательства. Были, потому что не понравились они кому-то на Западе, а именно Международному валютному фонду, и их выпуск отменили. Но в обращении их еще осталось немало. И долгов по ним у государства еще хватает. Однако не зря мы переживаем детский период развития капитализма в России. Каждый родитель замечал: увидел маленький ребенок новую игрушку – старая тут же вываливается из его рук, и он о ней сразу забывает. Так и наш Минфин. Сейчас главное – выполнить задание президента. На остальное нет времени.
Между тем, процедура погашения казначейских обязательств предусматривает несколько этапов. Оформленные по всем правилам бумаги необходимо представить в так называемый уполномоченный депозитарий. Там их регистрируют и отправляют дальше – в Главное управление Федерального казначейства. Оно должно перечислить деньги своему платежному агенту – то есть банку, который обязан немедленно передать их владельцу погашенных казначейских обязательств.
Профессионалы рынка ценных бумаг всегда прекрасно понимали, что самым слабым звеном в рассматриваемой конструкции является именно банк. Сколько их, казалось бы непоколебимых, приказало долго жить? Однако все убеждали себя в том, что в случае краха банка государство не даст инвестора в обиду и, безусловно, рассчитается по своим долгам. Поэтому и относили государственные ценные бумаги к высшей категории надежности. Многие и сейчас относят. Покупают, верят и помогают государству во главе с президентом выполнять свои обещания. Многие верят, но уже не все.
Первый обрыв в этой цепи уже произошел. Главным действующим лицом стал один из платежных агентов Федерального казначейства, а именно – “Ресурс-банк”. Тот самый банк, который “испытывает серьезные трудности”, а проще говоря, помирает. А какой спрос с кандидата в покойники, пусть пока и немножко живого.
Справедливости ради нужно отметить, что в один из коротких моментов просветления “Ресурс-банк” узнал, что счет его во Внешторгбанке разблокирован, и отправил телекс, в котором поручал Внешторгбанку заплатить жаждущим владельцам КО положенные деньги. Однако Внешторгбанк распорядился не принадлежавшими ему деньгами так, что примерно треть незадачливых инвесторов так и остались ни с чем.
Возникает вопрос – зачем выбирали такой ненадежный банк? Хороший вопрос. Однако не к инвесторам, а к Минфину. Ибо особенность той самой конструкции, которую мы рассматриваем, – хоть и хлипкая, но жесткая. Каждая серия КО привязана к конкретному банку – там эта ценная бумага рождается, там она живет, меняя владельца, там и умирает, то есть превращается в “живые” деньги. Роль банка в этой конструкции чрезвычайно велика. Поэтому и критерии отбора банка Минфином были поначалу очень жесткими. Это поначалу, но потом они сильно смягчились: уж слишком выгодно быть уполномоченным банком.
Однако вернемся к “Ресурс-банку” и незадачливым владельцам казначейских обязательств. Естественно, что они бросились под защиту закона и начали читать “Основные условия выпуска казначейских обязательств”, утвержденные Постановлением правительства Российской Федерации от 09.08.94 г. Там в пункте 12 черным по белому написано следующее: “Ответственность за своевременное погашение и выплату процентного дохода по КО несет Минфин РФ (Главное управление Федерального казначейства)”. А пункт 14 гласит: “Министерство финансов может назначить платежного агента для производства денежных переводов в безналичном порядке в день погашения КО на банковские счета владельцев”. Вот так. Вся ответственность на Минфине, а банк только агент, хоть и платежный.
Так должно быть по закону. А на деле существует договор между Минфином и “Ресурс-банком”, в котором первый щедро делится ответственностью с последним: если Минфин перечислил деньги вовремя, то он и ни при чем уже, а за дальнейшее отвечает банк. Здорово! Этим глубоким юридическим пассажем государственная ценная бумага в части надежности становится на один уровень с банковским векселем или депозитным сертификатом, в которые деньги вкладывают с большой оглядкой.
Подрыв доверия к государственным ценным бумагам – действие небезобидное. Здесь любой, даже единичный, факт недобросовестности может вызывать цепную реакцию, воздействующую на состояние экономики в целом. А пока инвесторы начинают осваивать уникальную в мировой практике процедуру погашения государственных ценных бумаг – через суд.
Сергей БЕЛИЧЕНКО,
Независимая аналитическая фирма