ПРИЗРАК “ТРЕТЬЕЙ СИЛЫ”

Хотели того СМИ или не хотели, но в последние два месяца общественному мнению была навязана двухполюсная модель президентской кампании. Теперь уже все меньше говорят о таких ходивших ранее в фаворитах политиках, как Г.Явлинский и А.Лебедь, перестали серьезно относиться к В.Жириновскому, не говоря уже о других представителях славной полусотни претендентов на президентское кресло. Избирателей фактически заставляют самоопределяться по отношению только к двум персонажам – Б.Ельцину и Г.Зюганову.

Трудно сказать, в этом ли состоит замысел президентской стороны. Эта рискованная игра действительно привлекает особое внимание к фигуре нынешнего президента, которая без искусственного формирования двухполюсной системы затерялась бы среди нескольких, а не двух фаворитов (а это уже совсем другая история). И эта игра повышает рейтинг президента за счет притока к нему голосов избирателей, ни в коем случае не желающих прихода к власти лидера КПРФ и уверившихся в нереальности претензий на власть более симпатичных им кандидатов. Заметное усиление позиций Б.Ельцина в президентской кампании можно попытаться объяснить этими процессами. Но при этом те же СМИ создали после декабрьских выборов его основного соперника – Г.Зюганова, и Б.Ельцин пока заметно отстает. Игра в двухполюсность помогла вывести нынешнего президента только на второе место.

Однако избиратель не обязательно склонен принимать навязываемый ему выбор типа “одно из двух”. Расчеты показывают, что поляризация электората всегда ограничена, да и жесткая двухполюсная система может не дожить до июня. В этой связи особый интерес представляет попытка объединить усилия ряда политиков в рамках заявленной ими “третьей силы” – умеренной некоммунистической оппозиции. Как известно, основными действующими лицами новой пока эфемерной коалиции оказались претенденты на президентский пост – А.Лебедь, С.Федоров, А.Руцкой и С.Говорухин. Не отказываясь от своих собственных амбиций, эти политики заявили о готовности согласовывать свои интересы и на определенном этапе поддержать единого кандидата. Что же находится в копилке “третьей силы”?

На первый взгляд, немало, поскольку речь идет об объединенном потенциале выступавших на парламентских выборах КРО, Партии самоуправления трудящихся, “Державы”, блока С.Говорухина, вероятно, “Женщин России” (учитывая переговоры с А.Федуловой), возможно, “бабуринской” части избирателей блока “Власть – народу!”. Вместе эти блоки (не считая “Власть – народу!”) составляют немалую силу: за них голосовало 16,5 процента российских избирателей, что при нынешнем раскладе перед президентскими выборами является серьезной величиной. Основной вклад в копилку “Третьей силы” делают А.Лебедь, за которым можно условно записать 3 миллиона голосов, поданных за КРО, и С.Федоров с 2,8 миллиона голосов ПСТ. На вторых позициях по их электоральному весу в “третьей силе” расположились А.Руцкой с 1,8 миллиона голосов “Державы” и С.Говорухин (700 тысяч голосов).

“Суммарный” анализ электорального потенциала “третьей силы” показывает: наибольшие перспективы коалиции связаны с регионами Сибири, Дальнего Востока, севера Европейской части России. В то же время в классических регионах “Красного пояса”, во многих российских автономиях это движение обречено на провал, в “третьей силе” там не нуждаются. Самыми удачными для “третьей силы” могут стать Хабаровский и Приморский края, Архангельская и Мурманская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и др. В этих и некоторых других регионах участники коалиции вместе собрали 17 декабря более 20 процентов голосов. Эти региональные особенности находятся в русле давно уже выявившейся тенденции: на севере и востоке страны выше разнообразие избирательских предпочтений, невелика поляризованность электората, нет, при относительном лидерстве, “демократических” блоков явных лидеров общественного мнения, непопулярна радикальная оппозиция. В этой части страны формируется хорошая региональная база для “третьей силы”. При этом для членов коалиции характерна и региональная взаимодополняемость. Этот фактор очень важен, и если суметь им грамотно воспользоваться, он принесет свои плоды.

Тяготение к северу и востоку России особенно характерно для Партии самоуправления трудящихся и “Женщин России”. При этом первое из двух указанных движений пользуется также повышенной популярностью в Москве и Санкт-Петербурге. Участие А.Лебедя укрепляет позиции “третьей силы” в ряде регионов Центральной России (прежде всего это окружение Московской области), на Северном Кавказе и еще более усиливает ее позиции в отдельных сибирских и дальневосточных регионах (Красноярск, Приморье), а также в обеих столицах. Присоединение А.Руцкого приносит Курскую область и при определенных условиях неплохие позиции во всем “Красном поясе” (если этот политик не будет злоупотреблять антикоммунизмом). С.Бабурин определенно повышает рейтинг “третьей силы” в Омске. Поэтому между участниками коалиции возможно своеобразное “территориальное разделение труда”. Например, С.Федоров при поддержке “Женщин России” может взяться за север и восток страны, А.Лебедь – за Центральный район и “русский” Северный Кавказ, оба они – за Москву и Санкт-Петербург, А.Руцкой – за Центрально-Черноземный район, С.Бабурин – за Западную Сибирь. И, кстати, все они неплохо могли бы выступить на Дальнем Востоке – в одном из самых сложных по структуре и динамике избирательских предпочтений регионе страны.

Ни одна из политических сил, участвующих в коалиции, не способна в одиночку одолеть главных претендентов на президентский пост. Но было бы ошибкой заниматься простым механическим суммированием электоральных ресурсов участников “третьей силы”, электорат которых различается между собой. Реально, если судить по данным некоторых социологических опросов, настоящей “третьей силой” в глазах избирателей мог бы стать С.Федоров. Этот политик из основных претендентов на президентский пост меньше всех вызывает отрицательные оценки, что, правда, не означает готовности за него голосовать. Часть его избирателей по ценностным ориентациям относится к “демократической” части политического спектра, другая часть – к оппозиционной, третья – к центристской. С.Федоров – единственный из политиков, которому удается привлекать самых разных избирателей. Для одних он – удачливый реформатор, для других – социалист новой формации, для третьих – симпатичный умеренный политик. Являясь, строго говоря, социалистом европейского типа, С.Федоров смог после долгих скитаний по партиям и блокам найти свою удобную нишу в общественном сознании, которое стало наделять этого политика положительными чертами, недостающими более раскрученным персонажам. Поэтому С.Федорова можно считать если не организационным, то идеологическим ядром “третьей силы”. И, кстати говоря, его выход из тени “лианозовского сидения”, когда популярность “доброго доктора” основывалась скорее на мифах, на арену публичной политики во время парламентской кампании не разочаровал избирателей, подобно тому, как это случилось с А.Лебедем. С.Федоров обладает способностью аккумулировать голоса всех сомневающихся, разочарованных независимо от того, в чем они сомневаются и чем они разочарованы. И что очень важно, его персональное присутствие оборачивается высокой мобилизацией избирателей. Об этом свидетельствует уверенная победа в Чебоксарском округе, от проблем которого С.Федоров был достаточно далек и тем не менее получил поддержку 40,9 процента избирателей. Интересно, что за ПСТ охотно голосовали в Шереметьевском округе Москвы, где находится МНТК “Микрохирургия глаза” – 8,6 процента (в два раза лучше, чем по Москве в целом). Таким образом, С.Федоров способен привлекать избирателей, но сил для того, чтобы “обработать” всю страну так же эффективно, как Чебоксары, у него нет, а его “лоскутный” электорат может быть и силой и слабостью: у него большой потенциал для роста, но крайне низкая сплоченность.

Много общего у С.Федорова с другим претендентом на роль “третьей силы” – А.Лебедем. Последний также подвергся позитивной мифологизации в общественном сознании, также стал было собирать вокруг себя “лоскутный” электорат (но избиратели А.Лебедя все же в гораздо большей степени относятся к национал-патриотической и даже лево-патриотической оппозиции), также не вытянул свой блок в декабре (даже показатели КРО и ПСТ были близки – соответственно 3 и 2,8 миллиона голосов). Одновременно очень успешным оказалось персональное выступление А.Лебедя в Туле, где он получил в одномандатном округе 43,5 процента голосов. И оба однажды оказались в депутатской фракции “Народовластие”, хотя А.Лебедь в ней не задержался. Налицо масса любопытных совпадений, и не случайными оказались переговоры двух политиков о создании “третьей силы”. Оба политика сегодня представляют вариации на эту тему, хотя по описанным выше причинам С.Федоров лучше подходит для воплощения этой идеи.

Довольно хорошо вписываются в данный политический контекст и “Женщины России”, а также С.Говорухин. Правда, переход известного режиссера в национал-патриотический лагерь уже отталкивает от него часть избирателей, ранее видевших в нем прежде всего популярного деятеля культуры. Но, безусловно, для коалиции С.Говорухин полезен, и его избиратели также достаточно разнородны. Выборы показали, что сила персонального воздействия С.Говорухина на электорат достаточно велика. Баллотируясь подобно С.Федорову и А.Лебедю вдали от родного дома, он привлек в Кавминводском округе 23,4 процента избирателей. Таким образом, С.Говорухин тоже в чем-то подобен С.Федорову и А.Лебедю, хотя он в меньшей степени отвечает их критериям принадлежности к “третьей силе” и популярности.

Дальнейший диссонанс вносит А.Руцкой, который уж никак не подходит на роль фигуры национального согласия, представляя не более чем одно из крыльев “классической” национал-патриотической оппозиции. Избиратели “Державы” вряд ли будут голосовать за гипотетического единого кандидата от “третьей силы” и скорее предпочтут Г.Зюганова, к которому они в целом неплохо относятся, либо В.Жириновского. Поэтому участие А.Руцкого в новом проекте существенно повышает неоднородность коалиции и нарушает цельность заложенной в нее идеи. То же относится к фигурам С.Бабурина и Г.Явлинского, которые слегка “засветились” в этом проекте.

Одной из основных проблем “третьей силы” являются личные политические амбиции ее участников. Уже ясно, что многие политические лидеры современной России предпочтут скорее быть вечным кандидатом в президенты, чем министром в коалиционном правительстве. Другая проблема состоит в идеологической неоднородности коалиции, когда неочевидно, что избиратели, ориентированные на одного лидера станут голосовать за другого из той же коалиции после соответствующего призыва. “Капризные” и “непослушные” избиратели могут разрушить любой красивый проект. И наконец, за “третьей силой” нет серьезной организационной базы в регионах. Не обладает таковой С.Федоров, который опирается преимущественно на местные филиалы МНТК “Микрохирургия глаза”, нет ее у А.Лебедя и С.Говорухина, у “Женщин России” и, несмотря на все громкие декларации, у А.Руцкого. Все эти политики вынуждены работать с избирателями персонально – через СМИ и в ходе поездок в регионы. Вступление в коалицию облегчает эту задачу, но вряд ли действующие лица смогут скоординировать работу в регионах. По этим причинам “третья сила” оказывается пока всего лишь московской тусовкой претендентов на роль фигуры национального согласия, которые никак не могут поделить эту роль между собой. Новая коалиция еще не способна разрушить сложившуюся в феврале биполярность президентской кампании. Тем временем основные кандидаты на президентский пост, вероятно, попытаются перехватить лозунги “третьей силы” и доказать, что они сами способны еще стать общенациональными лидерами.

Ростислав ТУРОВСКИЙ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СМОТРИТЕ, СЛУШАЙТЕ, НАСЛАЖДАЙТЕСЬ – СТИНГ
ИНВАЛИД С ОЛИМПА
ПРОШЕЛ 46-ОЙ ФЕСТИВАЛЬ В САН-РЕМО
НА УИК-ЭНД В ФИНЛЯНДИЮ
ПРЕДВЫБОРНЫЕ “ХИТРОСТИ” И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ
ГАРРИ БЕЛАФОНТЕ ПОЛУЧИЛ ДОКТОРСКУЮ СТЕПЕНЬ
У КОММУНИСТОВ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ НЕРВЫ
ЖЕНЩИН НЕ БЫВАЕТ МНОГО
В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ЗАКОНЧИЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ “НЕМОЕ КИНО – ЖИВАЯ МУЗЫКА”
СЛАДКАЯ ОСКОМИНА
Видео-МГ-60
АМЕРИКАНСКИЕ ДЖАЗМЕНЫ ВЫСТУПЯТ ДЛЯ ТАИЛАНДСКОГО КОРОЛЯ
Жириновский и ЛДПР
ПОБЕДИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ПРАВО СУДИТЬ
“МУЗОБОЗ” В “РОССИИ” И В ЭФИРЕ
ОТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА МОЛОДЕЖИ (СДСМ)
В ЭТОМ ВОПРОСЕ Я НА СТОРОНЕ ПРЕЗИДЕНТА
“НОЧЬ” И “ЛЮБОВЬ” ЛАРИСЫ ЧЕРНИКОВОЙ
ВСЕ НА КАРНАВАЛ
У “ЧАЙФа” “ОРАНЖЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ – 2”
ЗАЧЕМ МЕНЯТЬ СВОЙ ИМИДЖ
МАРТИН ШАККУМ: МАРТОВСКИЕ ИДЫ
НОВЫЙ “ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ”
УКАЗ ДЛЯ ПОМЕЩИКОВ
“У НАС В “ЛИЦЕЕ” ФЕМИНИЗМА НЕТ”
“ВСЕ ВПЕРЕДИ” – ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО
“КОНФЕТТИ” НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
“НИКАКИХ ГРАНИЦ, НИКАКИХ ОКОВ…”
ОТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИИ
ПЛЯСКИ АФРИКАНСКИХ АБОРИГЕНОВ ПОД БЛАТНЫЕ МОТИВЫ
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ. – ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА
ОЧЕРЕДНОЕ ВЗЯТИЕ КАЗАНИ
О судах
ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ – ЧАС
Лет двадцать – двадцать пять назад бурю страстей…


««« »»»