ПРЕДВЫБОРНЫЕ “ХИТРОСТИ” И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ

Предвыборная президентская гонка – не лучшее время для выяснения истины. Здесь все направлено на формирование выгодного (для того или иного претендента) общественного мнения и погоню за голосами избирателей. В ход пускаются самые различные и изощренные методы: искажение прошлого и настоящего, заигрывание и посулы, перетягивание популярных лозунгов: президентом – у коммунистов, демократами – у государственников, западниками – у национал-социалистов и наоборот.

Таковы, видимо, “правила игры” и хитрости предвыборных кампаний. Отсюда полная путаница в сознании людей, схожесть, почти совпадение многих объявленных или только декларированных программ кандидатов.

Но только ли в этом дело? Исследования, проведенные учеными Института экономики РАН и отраженные в аналитическом докладе “Стратегия реформирования российской экономики”, позволили сделать принципиально иные выводы. Существуют некие объективные реалии или экономические доминанты, которые потребуют от любого президента и сформированного им правительства вполне определенной программы действий.

Границы маневра здесь крайне ограничены. Определяются они реальной ситуацией в экономике и во многом отражающими ее общественными умонастроениями. Поэтому прежде чем говорить о первоочередных мерах власти, нужно с максимальной объективностью оценить положение дел в экономической и социальной сфере, зафиксировать очевидные факты.

Спад производства продолжается в стране уже шестой год и конца ему не видно. Промышленность сократила выпуск продукции в январе 1996 года на 5 процентов по сравнению с январем 1995 года и на 7 процентов по сравнению с декабрем (эти и все последующие цифры взяты из официальных публикаций Госкомстата РФ). Наибольший урон по-прежнему несут отрасли обрабатывающей промышленности, работающие на внутренний рынок, и сферы, образующие технологическое ядро экономики. В подавленном состоянии находятся инвестиции, которые в первом месяце нового года сократились еще на 10 процентов. Есть основание полагать, что даже их мизерный объем, намеченный на этот год, будет полностью уничтожен в топке чеченского конфликта.

На фоне растущих неплатежей и колоссальной задолженности по заработной плате, которая составила на 20 января 1996 года 20,4 триллиона рублей, приутихли голоса самых восторженных глашатаев якобы начавшейся финансовой стабилизации. В январе индекс потребительских цен составил 104,1 процента, что вдвое превышает наметки правительства на нынешний год.

Наиболее тяжелые удары испытала социальная сфера, все то, что связано с уровнем и качеством жизни. Реальная (начисленная!) заработная плата снизилась в 1995 году на 26 процентов. Число безработных в январе нынешнего года увеличилось по сравнению с январем 1995 года на 11 процентов, в том числе официально зарегистрированных – на 41 процент. Продолжающаяся депопуляция населения, ослабление иммунной защиты организма, снижение средней продолжительности жизни дополняют эту картину.

Трудно подобрать определения для того, чтобы описать процессы, происходящие в финансово-бюджетной сфере. Самые мягкие из них: глубокое расстройство, бесконтрольность, жестокость в сочетании с беспомощностью. Систематические задержки оплаты оборонного заказа, закупки сельхозпродукции для федеральных нужд, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы стали системой, составным звеном так называемой жесткой финансовой политики.

И все это на фоне успешного выполнения (и перевыполнения) заданий по поступлению доходов в федеральный бюджет. За четыре дня до конца 1995 года Указом Президента РФ от 27 декабря 1995 года задания по доходам федерального бюджета были увеличены со 175,2 до 224,4 триллиона рублей, то есть сразу на 49,2 триллиона рублей. Произошла известная с советских времен подгонка плана под факт, и в этих условиях задания по доходам оказались успешно выполненными. Чего стоят в таком случае все жалобы на нехватку бюджетных средств (101,1 процента)! Тем не менее задания по расходам остались невыполненными. О том, какие сферы наиболее пострадали, можно судить на основе следующих данных (трлн рублей):

        Первоначально        ”Скорректированный”        Фактическое        Процент

        утвержденный бюджет        бюджет        выполнение        выполнения

Расходы, всего 248,3        284,8        275,6        96,8

Из них на:

национальную оборону 50,9        59,4        47,6        80,1

промышленность, 31,2        32,4        25,7        79,3

энергетику и

строительство

сельское хозяйство и 9,8        10,2        5,5        56,1

рыболовство

социально-культурные 22,0        31,4        18,6        59,2

мероприятия

Как нетрудно убедиться, корректировка расходов по указанным статьям в сторону повышения носила сугубо формальный характер, так как ни по одной из них не были выполнены даже первоначально намеченные суммы. В классическом виде проявился многократно осужденный и, казалось бы, отвергнутый “остаточный принцип” финансирования социальной сферы.

И еще, недоимки по поступлению доходов в федеральный бюджет, составившие в 1995 году 30 триллионов рублей, свидетельствуют не только о глубоком расстройстве денежной системы, но и о беспомощности финансовых органов при сборе налогов. Для сравнения можно указать, что эти недоимки существенно превысили доходы от внешних источников, использованных для финансирования бюджетного дефицита (25,4 триллиона рублей).

Выходит, при наведении порядка в финансово-бюджетной системе можно было вообще отказаться от внешних источников финансирования, в том числе от столь обременительных кредитов МВФ для покрытия бюджетного дефицита.

Подведем некоторые итоги. Совершенно очевидно, что проводимая в последние годы финансово-экономическая политика не принесла желаемых результатов. Она не привела (и не могла привести) к оздоровлению в реальном секторе экономики и была оплачена неоправданно высокой социальной ценой, назрела необходимость в радикальном обновлении всей стратегии и тактики реформирования экономики. И это не прихоть и не политический лозунг, а неумолимое требование жизни.

Речь идет, разумеется, не об отказе от реформы, а об устранении допущенных ошибок и перегибов, об отказе от навязывания экономике чуждых ей методов и идеологизированных решений. Стратегия и тактика реформирования требуют продуманности, взвешенности и последовательности от любого кандидата, избранного президентом РФ, и от любого правительства, которое будет им сформировано.

В упомянутом аналитическом докладе ИЭ РАН “Стратегия реформирования российской экономики” выделено четыре базовых направления социально-экономической политики. Они ориентированы не на те или иные политические партии или блоки, а отражают назревшие перемены и исходят из высших национально-государственных интересов страны.

Многое из того, что предлагают ученые института, уже высказано в целом ряде предвыборных заявлений, а в ряде случаев даже делаются попытки реализовать отдельные положения на практике. В этом нет ничего неожиданного и необычного. Дух перемен буквально носится в воздухе, и научное сообщество не может претендовать на исключительное обладание абсолютной истиной.

Первое, чем призвана заняться новая президентская команда, – это восстановление в полном объеме регулирующих функций государства, присущих ему в процессе становления рыночной экономики, и выведение страны из поразившего ее кризиса. Это предполагает разработку четкой системы национальных целей и приоритетов, соответствующей структурной, инвестиционной и научно-технической политики, отладку механизма и методов индикативного планирования и программирования, организацию закупок продукции для государственных нужд.

Первостепенное значение сохраняет регулирование всей системы денежного обращения, преодоление глубокого кризиса финансово-банковской системы, вовлечение в реальный оборот огромных валютных ресурсов, получаемых от внешней торговли (только в 1995 году положительное сальдо внешней торговли составило 19,8 миллиарда долларов США), создание условий для возврата в Россию “сбежавших” капиталов. По-новому предстоит осмыслить систему ценовых регуляторов, включая ценообразование на продукцию, выпускаемую так называемыми “естественными монополиями”, цены на электроэнергию и транспортные тарифы, использование многообразного набора тарифных и нетарифных регуляторов внешнеэкономических отношений.

Естественно, что восстановление регулирующих функций государства немыслимо без укрепления правопорядка, законности и законопослушания, укрепления судебной власти – необходимых атрибутов любой государственности.

Вторая и, пожалуй, наиболее сложная задача связана с изменением сугубо монетаристской ориентации экономической политики и перенесением центра тяжести на поддержку и всемерное стимулирование деловой, в том числе инвестиционной, активности. Поддержка деловой активности – расширение производства товаров и услуг – должна быть максимально свободна от идеологических привязанностей и политических симпатий. В стимулировании нуждаются все отечественные производители (независимо от форм собственности и типов хозяйствования, в том числе с полным или частичным участием иностранного капитала), работающие на увеличение общественного богатства, насыщение внутреннего рынка и экспорт продукции. Предстоит осуществить мягкую, но последовательную защиту отечественных производителей от воздействия внешнего рынка, создать для них справедливые, во всяком случае, не худшие условия конкуренции на внутреннем рынке, чем для импортеров готовой продукции. При этом надо учитывать, что уже сегодня около 54 процентов ресурсов внутреннего товарооборота в потребительском секторе формируется за счет импорта. Столь же трудная задача – пересмотр примитивной, но пустившей глубокие корни концепции, согласно которой задачи борьбы с инфляцией и рост инвестиций должны быть якобы разделены во времени: сначала, дескать, надо остановить инфляцию, а уже потом инвестиции и все связанные с ними блага придут как бы сами собой. Такой подход порочен как в теоретическом, так и в практическом отношении. Россия уже сегодня располагает достаточно мощными и, что весьма важно, неинфляционными источниками инвестиций. Среди них: восстановление роли амортизаций как крупного и неисчерпанного источника инвестиций, направление на инвестиции доходов от приватизации государственной собственности (с одновременным проведением структурной политики), мобилизация денежных доходов населения и валютной выручки от внешнеэкономической деятельности.

К сожалению, потеря доверия к отечественной банковской системе направляет денежные накопления населения преимущественно на покупку валюты, в итоге в 1995 году население вложило в отечественные банки и направило на покупку ценных бумаг лишь 46 триллионов рублей, в то время как на покупку валюты было израсходовано 134 триллиона рублей (в январе 1996 года соответственно 6,2 и 13,9 триллиона рублей).

Крупным тормозом на пути развития отечественного производства служит крайняя ограниченность оборотных средств, которая остается глубинной и неустранимой основой кризиса платежей. Подтверждением сказанному могут служить катастрофические сдвиги в структуре национального богатства России.

Структура национального богатства России

(% к итогу)

Год        Основные фонды        Материальные оборотные        Домашнее

        (включая скот)        средства и запасы        имущество

1990        66                17        17

1994        94                4        2

Данные о доле домашнего имущества граждан не являются сопоставимыми, поскольку рассчитаны в ценах приобретения соответствующих лет. Что касается соотношения основных и оборотных фондов, то здесь произошли глубокие качественные изменения. Если в 1990 году на 100 рублей основных фондов приходилось примерно 26 рублей оборотных средств, то в 1994 году – лишь 2 рубля. Вряд ли нужно быть специалистом, чтобы понять, что при таком соотношении нормального оборота средств в народном хозяйстве и, следовательно, его устойчивого роста быть не может.

Третья проблема, которая во всей своей масштабности встанет перед новым политическим руководством, – это повернуть реформы лицом к человеку, осуществить их социальную переориентацию. От этого в решающей мере будет зависеть расширение социальной базы реформ (они не могут идти успешно, пока в выигрыше остается 5-10 процентов населения), а в конечном счете и их судьба, гарантия от возврата к прошлому.

Об этом сегодня говорят, пожалуй, все кандидаты. Слишком остра и болезненна проблема. Но самое главное и сложное состоит в том, чтобы перейти от лозунгов и обещаний раздачи помощи к органическому включению социальных ориентиров в сам механизм реформирования экономики. Речь идет о том, чтобы:

– концептуально и практически определить сферы приоритетной поддержки со стороны государства (всеобщее образование, определенная часть медицины и экологическая защита населения, фундаментальная наука);

– отработать систему социальных индикаторов, носящих нормативный характер и определяющих предельные (пороговые) значения показателей занятости, минимальных доходов и др., переход через которые представляет угрозу экономической безопасности страны;

- разработать систему и механизмы адресной, точечной помощи группам населения, оказавшимся в силу тех или иных причин за порогом нищеты.

Четвертая ключевая проблема, которая встанет перед властью в результате любых изменений и которая опять-таки диктуется неумолимыми требованиями жизни, – это наполнение реальным экономическим содержанием складывающихся федеративных отношений. Унитарные, сохранившиеся, по существу, от прошлого методы экономического реформирования полностью изжили себя. Попытки командовать из Центра, решать все проблемы в Москве приносят не меньший вред целостности России, чем сепаратистские настроения, часто являющиеся лишь реакцией на унитарные тенденции.

Предстоит четко распределить права владения и пользования собственностью между федеральным Центром, субъектами Федерации и органами муниципального самоуправления, создать стройную систему бюджетного федерализма, расширить права регионов в определении форм, методов, масштабов и темпов реформирования экономики.

Разумеется, основные направления перестройки стратегии и тактики реформ изложены здесь в достаточно общей форме. Они требуют детализации и тщательной технической проработки, вместе с тем они открывают путь перехода от хитросплетений предвыборной борьбы к поиску общественного согласия и выработке курса, отвечающего высшим национально-государственным интересам России.

Поворот в стратегии и тактике реформ не может быть осуществлен одномоментно. Нужен крупный структурный маневр, рассчитанный примерно на полтора года и призванный устранить, хотя бы в основном, накопившиеся в экономике деформации и диспропорции, сделать ее восприимчивой к воздействиям со стороны государства и рыночных регуляторов. Только таким путем, действуя достаточно взвешенно и последовательно, можно добиться оздоровления ситуации и перейти к устойчивому росту. Любые обещания немедленного улучшения, от кого бы они ни исходили, грешат непрофессионализмом и граничат с политическим шарлатанством. Это не просто предвыборные хитрости, а сознательный обман.

Из сказанного с достаточной очевидностью вытекают и первоочередные шаги новой власти. К ним относятся: критическое и максимально честное переосмысление накопленного опыта, разработка программы преодоления накопившихся в экономике завалов, перегруппировка сил в самой структуре исполнительной власти с приданием ключевой роли органам, обеспечивающим разработку и реализацию структурной и инвестиционной политики, поддержка отечественных производителей, проведение эффективной социальной политики. Для согласованности действий нужно иметь в структуре исполнительной власти авторитетный и полномочный орган по управлению самим процессом реформирования экономики, опирающийся на науку и независимую экспертизу.

За пределами данной статьи остаются вопросы синхронизации действий всех ветвей власти, укрепления законности и борьбы с преступностью, восстановления доверия между населением и властными структурами государства. Все они важны, но автор помнит мудрое предупреждение: “Не старайся объять необъятного”. Поэтому он ограничивается призывом к государственной мудрости и учету экономических реалий, которые являются равнообязательными для всех, кому дороги интересы России.

Леонид АБАЛКИН,

академик РАН


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СМОТРИТЕ, СЛУШАЙТЕ, НАСЛАЖДАЙТЕСЬ – СТИНГ
ИНВАЛИД С ОЛИМПА
ПРОШЕЛ 46-ОЙ ФЕСТИВАЛЬ В САН-РЕМО
НА УИК-ЭНД В ФИНЛЯНДИЮ
ЖЕНЩИН НЕ БЫВАЕТ МНОГО
ГАРРИ БЕЛАФОНТЕ ПОЛУЧИЛ ДОКТОРСКУЮ СТЕПЕНЬ
У КОММУНИСТОВ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ НЕРВЫ
Видео-МГ-60
В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ЗАКОНЧИЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ “НЕМОЕ КИНО – ЖИВАЯ МУЗЫКА”
СЛАДКАЯ ОСКОМИНА
ПОБЕДИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ПРАВО СУДИТЬ
АМЕРИКАНСКИЕ ДЖАЗМЕНЫ ВЫСТУПЯТ ДЛЯ ТАИЛАНДСКОГО КОРОЛЯ
Жириновский и ЛДПР
В ЭТОМ ВОПРОСЕ Я НА СТОРОНЕ ПРЕЗИДЕНТА
“МУЗОБОЗ” В “РОССИИ” И В ЭФИРЕ
ОТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА МОЛОДЕЖИ (СДСМ)
У “ЧАЙФа” “ОРАНЖЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ – 2”
“НОЧЬ” И “ЛЮБОВЬ” ЛАРИСЫ ЧЕРНИКОВОЙ
ВСЕ НА КАРНАВАЛ
МАРТИН ШАККУМ: МАРТОВСКИЕ ИДЫ
ЗАЧЕМ МЕНЯТЬ СВОЙ ИМИДЖ
УКАЗ ДЛЯ ПОМЕЩИКОВ
НОВЫЙ “ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ”
“ВСЕ ВПЕРЕДИ” – ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО
“У НАС В “ЛИЦЕЕ” ФЕМИНИЗМА НЕТ”
ПРИЗРАК “ТРЕТЬЕЙ СИЛЫ”
“КОНФЕТТИ” НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
“НИКАКИХ ГРАНИЦ, НИКАКИХ ОКОВ…”
ОТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИИ
ПЛЯСКИ АФРИКАНСКИХ АБОРИГЕНОВ ПОД БЛАТНЫЕ МОТИВЫ
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ. – ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА
ОЧЕРЕДНОЕ ВЗЯТИЕ КАЗАНИ
О судах
ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ – ЧАС
Лет двадцать – двадцать пять назад бурю страстей…


««« »»»