Не знаю, как других, но меня реклама на телевидении не раздражает. Более того, иной раз любопытную и даже полезную информацию можно почерпнуть – о новинках “Sony”, например, или каком-нибудь “Панадоле”.
Однако я всегда считал, что всего должно быть в меру. И меру эту должно, по идее, определять государство. Но мало ли, как говорится, что оно должно…
Размышлизмы мои получили основательную подпитку, когда буквально на днях в одной из центральных газет попалась на глаза небольшая, да и не очень заметная публикация. “Сколько можно крутить рекламу?” – так, кажется, она называлась. Смысл ее в том, что, оказывается, в цивилизованной Европе Конвенцией по трансграничному телевидению уже давно введены ограничения на объем размещаемой на ТВ рекламы – 15% эфирного времени – не больше. Но вот что интересно. В большинстве европейских стран для государственных (их называют еще “общественные” или “публично-правовые”) каналов, т.е. тех, что финансируются главным образом из кармана налогоплательщиков, предусмотрены дополнительные ограничения на рекламу. А еще интереснее то, что в Англии, например, на финансируемых непосредственно из госбюджета каналах ВВС-1 и ВВС-2 реклама и вовсе запрещена. И, надо думать, англичане не рассматривают рекламу на ТВ как нечто антиобщественное. Логика, думаю, другая: уж коли мы финансируем государственные телеканалы из бюджета, то нет и необходимости превращать их в коммерческие предприятия.
Но вернусь к государственным телеканалам. А именно такой статус имеют крупнейшие телеканалы в Германии (ARD и ZDF), во Франции (TF-1, FR-2, FR-3), в Италии (RAI) и в других странах. Финансируются они преимущественно за счет спецналогов на радио и ТВ, собираемых с каждого потребителя радио и телевидения. А по сути – из бюджета. И лишь частично – за счет рекламы. Это обстоятельство, собственно говоря, объясняет и причину введения довольно существенных ограничений на объем телерекламы. Так, в Германии на общенациональных каналах ARD и ZDF общая продолжительность рекламы составляет максимум 20 минут по рабочим дням – в среднем за год. При этом после 20.00., а также в воскресенья и праздничные дни трансляция рекламы запрещена.
Во Франции средняя продолжительность рекламы на общественных каналах не должна превышать 10% эфира или 6 минут в час. В Швейцарии и того меньше – 8% эфирного времени.
Примечательно и то, что прерывание кинофильмов и тематических программ рекламными паузами на государственных телеканалах во многих европейских странах (в частности, во Франции) не допускается. В России же не “Санта-Барбара”, а сплошная рекламная пауза.
Но что нам Европа? У нас все по-своему. Из федерального бюджета на 100% финансируются госканалы – РТР и “Санкт-Петербург-5-й канал”. Однако к ним же изо дня в день течет “море” рекламы, если верить газетам, за очень не малые деньги. Ну ладно, НТВ – частная компания. Ну ладно, ОРТ – не получившее, если верить гендиректору Благоволину, ни рубля в госбюджете на этот год. Для них, пожалуй, реклама – один из главных источников финансирования. Но почему вечно “плачут” начальники РТР и 5-го канала, получающие сполна из госбюджета, да к тому обрушивающие на “бедных” телезрителей ежедневно по часу и больше рекламы в день – загадка. Или уловка?
Повторюсь: я не против рекламы. Реклама – двигатель торговли, а в каком-то смысле, говорят, – и прогресса. Более того, всем ясно, что в наших условиях без рекламы не проживут ни частные, ни государственные телеканалы. Но, извините, я – за здравый смысл. И если государство финансирует “свои” телеканалы, то в интересах телезрителей объем рекламы на них должен быть по меньшей мере щадящим. Как в той же Германии.
Или, как всегда, пример других – нам не наука?
Павел ОПАРИН.