ВСЕ НА КАРНАВАЛ

“Повсюду маски и двойники, гримасы и клочья человека… Все призрачно. Призрачны все партии, призрачны все власти, призрачны все герои революции. Нигде нельзя нащупать твердого бытия, нигде нельзя увидеть ясного человеческого лика. Эта призрачность, эта неонтологичность родилась от лживости…”

Н.А.Бердяев. “Духи русской революции”.

“Чевенгур просыпался поздно; его жители отдыхали от веков угнетения и не могли отдохнуть.”

А.Платонов. “Чевенгур”.

ПОЛИТИК ДЛЯ ПЛОЩАДИ ИЛИ ПЛОЩАДЬ ДЛЯ ПОЛИТИКА?

Предвыборный марафон 1995 года дал немало пищи для пристального изучения политических процессов, происходящих в российском обществе. Один из этих процессов трудно считать собственно политическим. Он, скорее, на грани политики и эстетики. Не находя ничего более точного, назовем его “карнавализацией политики”.

Кто знает, руководствовались ли клипмейкеры некоторых блоков и партий идеями М.Бахтина, но факт налицо: в основу многих клипов положен один из главных принципов смеховой культуры: смех как средство освобождения от “ложной правды мира сего”, от официальной серьезности.

Вспомним классика: “Карнавал выработал целый язык символических конкретно-чувственных форм – от больших и сложных массовых действий до отдельных карнавальных жестов… На время карнавала… отменяется всякая дистанция между людьми, и вступает в силу особая карнавальная категория – вольный фамильярный контакт между людьми…”

Задал, помнится, карнавальный тон в предвыборном марафоне Константин Боровой. Его частушечные клипы достигли цели. Народ смеялся. И на экране. И перед ним. Не привыкший к жанру “официоз” нервничал и выносил предупреждения.

Схожей была тактика Бориса Федорова. В результате – на съезде “Вперед, Россия!” многие поняли, что политический китч, как главный инструмент предвыборной борьбы, избран бывшим министром финансов сознательно: движение “Вперед, Россия!”, созданное в августе, могло стать заметным только при нетрадиционной пропаганде, с использованием “низовой” культуры. Эстетика съезда, кстати, напомнила многим Жириновского 1993 года. Было отмечено, что Борис Федоров в 1995-м – это Жириновский для интеллигенции. Стоит, кстати, отметить еще одну “находку” Бориса Федорова. Он поместил в кадр свою скромно выглядящую жену и двух привлекательных детей, что и сработало в пользу Б.Федорова – он очень “домашний” и “свой”. Не с официального праздника, не монолитно-серьезный. Но из народа, из толпы. Из карнавала!..

В той же эстетике клип НДР с Никитой Михалковым в космосе. Никита Сергеевич с товарищем якобы летят над Россией и играют в детскую игру “в города”. Каждый город вызывал у Никиты Сергеевича и его товарища определенные ассоциации: в Саратове, например, “девушки”. Еще где-то колбаса вкусная. Одним словом – “Наш дом – Россия!”

Парящий в “космосе” и играющий в детскую игру Никита Михалков, имеющий в реальности стойкий имидж циничного “барина”, баловня судьбы и прагматика, вызывал смех.

Мелькал на экранах ТВ Егор Гайдар, идущий по шпалам. Здесь авторы клипа не учли возможности самых неожиданных ассоциаций. Куда идет Егор Тимурович? И зачем? Возникали ассоциации с “последним вагоном на Север”, вспоминалась и известная дворовая (читай: блатная) песенка 50-х годов: “По шпалам, мля, по шпалам, мля, по шпалам…”

Образ был явно снижен – если не до карикатуры, то до шаржа.

Либерал-демократы также работали в комическом жанре. Запомнился, к примеру, клип, в котором худосочный туповатый мужичок в постели лез за пазуху пышнотелой Дусе. Дуся взбрыкивала. Мужичок, в свою очередь, спрашивал, за кого-таки Дуся будет голосовать? Не открывая глаз, Дуся сообщала: “За него (Владимира Жириновского). На остальных смотреть противно”.

Вызывал ли этот клип положительные эмоции у человека с эстетически развитым вкусом – еще вопрос. Вероятно, он был рассчитан на человека “от сохи”? Если да, то с оговоркой: человек “от сохи”, свирепеющий от американской “порнухи”, скорее всего, уже на уровне бессознательного не приемлет постельные сцены. Да и вид Дуси вряд ли ему по душе – толстая, рыхлая девка, ярко и безвкусно накрашенная. К тому же не открывает глаз, что лишает ее психологического контакта со зрителем.

Дальше – больше. Толстуха явилась и в сугубо “патриотических” клипах – там, где В.В. отождествлялся с русским богатырем “Красно солнышко”, а Дуся трясла пухлой ручкой вослед и томно ворковала: “С Жириновским не пропадешь!” Таким образом, в предвыборном агитационном клипе электорату демонстрировали, с одной стороны, “русского богатыря” с сытой физиономией далеко не славянского абриса, с отчеством Вольфович, папой-”юристом” и кличкой “либерал”, который как-то не очень укладывался в образ русского былинного богатыря, вошедшего в сознание каждого советского человека со школьной скамьи посредством букварей. С другой стороны – глуповатая, сытая толстуха Дуся, провожавшая “русского богатыря” Владимира Вольфовича Жириновского, уж совсем не укладывалась в представление о Ярославне, “белой лебеди”, которая “плачет на заборе”.

Не склеивался как-то патриотический образ “русского богатыря” “Добрыни Вольфовича”. Скорее, воспринимался как карикатура на “гордость русской истории”, ее опошление…

В том же стиле пропагандировал и “Блок независимых”…

Все это привело к тому, что буквально на глазах предвыборная кампания превратилась в карнавал.

И карнавал уравнял всех!

И вот уже напыщенная “официальная” серьезность одних, натужное мессианство вторых, псевдопатриотическая истеричность третьих, туповатое стремление показаться умными четвертых – весь этот контекст, весь общий карнавальный фон привели к тому, что снижение образа возникало в самых неожиданных ситуациях. Карнавал высвечивал то, что не предполагали авторы.

Скажем, появились у ДВР клипы, в которых голосовать за “порядочных людей” – сиречь за Егора Гайдара – агитировали представители авангарда российской интеллигенции. Очень, например, хвалил ДВР Булат Окуджава, но на общем фоне криков о “сатанинском заговоре”, официозной помпезности и шутовства низов, как-то очень неуверенно выглядел сидящий в кабинете среди книг немолодой и тихо говорящий бард, кумир 60-70-х годов.

В другом клипе Гайдара и его команду хвалил Зиновий Гердт: “Если хотите свободу, если хотите жить в дивной стране, голосуйте за…”

Выходило тоже неуверенно и наивно…

ПОЙДЕТ НАЛЕВО – ПЕСНЬ ЗАВОДИТ, НАПРАВО – СКАЗКУ ГОВОРИТ

Очень важно для понимания политического карнавала – слово в нем. Речь политика может быть монологом. К монологу привыкли за годы безраздельного господства ЦК КПСС.

Но речь политика может быть и диалогом.

Впервые это продемонстрировал… Михаил Сергеевич Горбачев. Он начал скромно, с обращения к залу. Затем вышел на площадь к народу, который “никогда не разделяет пафоса господствующей правды… никогда не принимает всерьез патриотических лозунгов классового государства”. Только сломав привычные рамки официального монолога, можно было добиться успеха.

И М.Горбачев говорил, говорил, говорил. Об ускорении, о перестройке, о новом мышлении, о том, что хорошо бы жить лучше…

За ним появился Борис Николаевич Ельцин. И тоже вышел на площадь, к народу. И тоже говорил о том, что хорошо бы жить лучше. Потом появился еще раз – на танке. Но говорил о том же…

Потом появился Владимир Вольфович Жириновский. И тоже вышел на площадь к народу. И тоже вроде бы говорил о хорошей будущей жизни…

Потом появлялись другие…

И все говорили. Много. И – о том же…

Политические речи, очевидно, содержат общую черту: однажды кем-то сказанное, а затем повторенное политическое слово звучит как стилизация, как пародия. Природа известного высказывания Маркса о том, что история повторяется в виде фарса, видимо, как раз в том и состоит: повторенные политический текст, действие воспринимаются уже как пародия на оригинал.

У Бахтина об этом так: “Если же лексический оттенок хотя бы до некоторой степени индивидуализирован, то есть указывает на какое-нибудь определенное чужое высказывание, из которого данное слово заимствуется или в духе которого оно строится, то перед нами уже или стилизация, или пародия, или аналогичное явление… Пародийное слово может быть весьма разнообразным. Можно пародировать чужой стиль как стиль; можно пародировать чужую социально-типическую или индивидуалистическую характерологическую манеру видеть, мыслить и говорить… Можно пародировать… и самые глубинные принципы чужого слова”.

Содержание политических клипов предвыборного марафона 1995 года – сплошное повторение пройденного. Пародия на него. А значит, пародия на Горбачева и Ельцина, на Жириновского и Зюганова, на Лысенко и Баркашова; на демократов и коммунистов, на патриотов и западников, на зеленых и голубых, на телеведущих и адвокатов и еще Бог весть на кого. Весь этот фон говорильщиков создает условия для появления пародии. Вспомним, как в дни работы Верховного Совета СССР, когда транслировались заседания, появилось очень много пародий на народных депутатов. И теперь, во время марафона, большинство монологов воспринимаются как пародии. В феномене восприятия – акт сравнения, инверсия призраков.

Еще раз вспомним ноябрьско-декабрьский телевизионный экран. Вспомним, например, предвыборные, данные нам в клипах выступления В.Черномырдина. Пафосный напор монологов премьера, его серьезное лицо, присущие только догматическим и авторитарным культурам, в сочетании с картинками застойных достижений, попсовой примитивностью песенки и реальной жизнью за стенами “Нашего дома” – все это давало вполне пародийный эффект. Более того, законы жанра должны были сыграть с премьером еще более злую шутку: постоянное появление неуклонного Виктора Степановича с натужными заявлениями: “Мы лучше других представляем положение в обществе и экономике!.. Мы лучше других знаем, что надо делать!” – в конце концов могли вызвать раздражение телезрителя, именовавшегося в те минуты электоратом. Также наверняка раздражали повторы одних и тех же клипов, в которых была представлена ведущая троица НДР, а интонационный напор премьера отдавал истеричностью.

Или – окрыленный “космической удачей”, не замечая фальшивой искусственности пропагандистского сюжета, Никита Михалков пошел еще дальше в следующем клипе. В кадре – Никита Сергеевич. Командует: “Мотор!”. Звучит бравурная музыка. В кадре – плачущая простая русская женщина, припадающая на грудь генералу Льву Рохлину, причитает: “Самый дорогой! Спасибо, дорогой! Если бы не вы… Все ребята в госпиталях говорят: “Если бы не генерал Рохлин, не жить бы нам на свете”. Клянусь Господом Богом!” После чего звучит фирменная песня: “Вместе с нами вперед пойдем, если дорог тебе твой дом”.

Вспомним Григория Алексеевича Явлинского. С одной стороны, перед народом представал тот, который знает как надо. С другой – Григорий Алексеевич, увы, не производил впечатления. Лидер “Яблока” забыл, что политический монолог всегда серьезен и односторонен. Один и тот же монолог, трижды произнесенный, превращается в самопародию.

Вспомним и Владимира Вольфовича Жириновского, посягнувшего еще на одну историческую гордость России. Во время предвыборного марафона радиостанция “Маяк” почти каждый час передавала сообщение: “Нам нужна великая Россия! Владимир Жириновский”. Но фраза принадлежит Петру Столыпину. В устах Жириновского – не только плагиат, но и пародия. И пощечина патриотам!

И Блок Ивана Рыбкина общался с электоратом посредством клипов.

Самые выдающиеся из них сотворены в том же жанре. Правда, площадь в них вырастала до размеров поля.

А в поле – корова и бык. И говорит корова быку человеческим голосом: “Вань, а Вань, а что такое мир?”

Бык: “Ну, как бы тебе попроще объяснить. Вон, видишь, к нам из лесу собаки бегут”.

Корова: “Вань, так это ж волки!”

Бык: “Волки, говоришь?”

Клацает клетка – волк за решеткой.

Бык: “Вот теперь мир!”

Голос быка за кадром: “Блок Ивана Рыбкина”.

Голос коровы за кадром: “Голосуйте за Ивана!”

Голос быка за кадром: “Справедливость. Порядок. Мир”.

По той же технологии были сделаны клипы о справедливости и порядке: вопрос – ответ. Вывод, впрочем, тот же: “Голосуйте за Ивана!”

Корова Рыбкина заговорила языком политика – пародия!

Таким образом, атмосфера карнавала, заданная В.Жириновским, К.Боровым, Б.Федоровым и Ко, не только растворила традиционную напыщенность официального праздника, но и выявила фальшь тоталитарного монолога, показав нам пародию на него, на весь спектр политической риторики в России. Именно поэтому были так фальшивы патриотизм Виктора Черномырдина и Владимира Полеванова, Никиты Михалкова, Василия Стародубцева и Сергея Шахрая. В общем пародийном контексте разрушилась и харизматическая серьезность Александра Лебедя. Патриотизм Станислава Говорухина также отдавал фальшью.

Volens nolens, но вышло так, что предвыборная пропагандистская кампания 1995 года, используя прием пародии, осмеяния, во многом окарикатурила политическую жизнь.

ПРЕЗИДЕНТ СХОДИТ С ПЬЕДЕСТАЛА

Ушел в прошлое предвыборный марафон 1995 года. Но не ушел карнавал с его пародией на политическую жизнь.

Площадь, где каждый день демонстрирует этот продолжающийся карнавал, – экран телевизора. Вот только несколько последних картинок.

Диалог Жириновского и Анпилова в программе Любимова.

Карнавал!

Свадьба Жириновского.

Карнавал!

ЛДПР публично обвиняет Немцова в том, что он готовил покушение на Жириновского и Ельцина, и обещает выкинуть Немцова из страны, когда придет к власти.

Карнавал!

Сносят ледяную скульптуру НТВ на Кутузовском проспекте – в отместку за критику власти.

Карнавал!

НТВ показывает из Госдумы репортаж, где камера следит за депутатом-мужчиной, зашедшим в женский туалет! Текст при этом – официальный.

Карнавал!

Что бы там ни говорили, телевидение перестало быть официальным! Персоны на телеэкране воспринимаются сегодня как герои политического шоу. Протокольное слово стерто пародией на него. Имидж – всегда стилизация. Значит, несет в себе потенциальную угрозу пародии!

КПРФ тоже попала в карнавал и, таким образом, перестала быть официальной. Вероятно, поэтому сегодня народ не боится коммунистов. (Страх есть, может быть, только перед бывшей КПСС, но есть и свойское отношение к нынешней КПРФ.)

Эстетика политических событий насквозь “клиповая”, эстрадная или, как сейчас говорят, попсовая. В попсовом клипе эстетика выдает ложь: своей вульгарностью и пошлостью, банальностью и фиглярством, претензией на великосветскость и стиль, на вкус и утонченность (навеяно клипом Л.Долиной “В ресторане”).

На фоне всех этих клипов и эротических шоу, плейбоев и фильмов ужасов, боевиков и заклинаний колдунов серьезная политика, неизбежно повторяя чьи-то слова и жесты, несет в себе элемент пародии.

На том же фоне беспомощного убожества экономистов от жилищно-коммунального хозяйства, фальшивого радения о судьбах Отечества патриотов-истериков, карикатурных поползновений на власть мелких чиновников и авантюристов – одиноко и в общем-то в какой-то степени благородно возвышалась до недавнего времени фигура нынешнего президента России Бориса Ельцина.

Объявив о своем решении начать борьбу за кресло главы государства, президент, по сути, дал старт новому предвыборному марафону. Именно первые же его шаги по земле “малой родины” заставили вспомнить особенности марафона-95.

Прилетев в Екатеринбург, Борис Николаевич тут же заявил, что у него есть ответ: будет ли он участвовать в президентских выборах.

Затем Борис Николаевич вышел на площадь пообщаться с народом.

Затем выступил перед общественностью Екатеринбурга. Объявил, что принял трудное решение участвовать в борьбе за президентский пост. Раздал обещания, деньги и публично покарал…

Затем прибыл в Челябинск. Опять вышел на площадь к народу.

Сообщил ему кое-что о Чечне: “У нас не война. Мы их разоружаем”.

Затем выступил на митинге перед рабочими цеха № 6 трубопрокатного завода. С соблюдением всех формальных признаков митинга, включая резолюции и голосования. Но, главное, был броневик… извиняюсь, машина с помостом.

И речь была подобающая моменту. “Настроен я крепко, – сказал претендент. – Сейчас, понимаешь, нескольких министров снял за то, что не выполняют указы. Нескольких глав администраций снял за то, что не выполняют, понимаешь, указы и законы. И будем так действовать! Должна быть дисциплина и порядок! Как у металлургов”.

18 февраля “Итоги” подметили “парадоксальное сходство методов и приемов Ельцина-президента и Ельцина-первого секретаря обкома”, продемонстрировав архивные кадры: встречу со студентами в 1985 году в городском Дворце молодежи, где 15 февраля 1996 года Ельцин выступил со своим официальным заявлением.

Первые слова Ельцина образца 1985 и 1996 годов совпадали почти слово в слово: “Товарищи, сегодняшняя встреча планировалась давно. Мы искали веские основания для встречи, время и формы ее проведения…”.

История, понимаешь, повторяется как фарс…

Василий ДВОРЫКИН


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

О судах
УКАЗ ДЛЯ ПОМЕЩИКОВ
В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ЗАКОНЧИЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ “НЕМОЕ КИНО – ЖИВАЯ МУЗЫКА”
Лет двадцать – двадцать пять назад бурю страстей…
“ВСЕ ВПЕРЕДИ” – ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО
АМЕРИКАНСКИЕ ДЖАЗМЕНЫ ВЫСТУПЯТ ДЛЯ ТАИЛАНДСКОГО КОРОЛЯ
ОПРОВЕРЖЕНИЕ
ПРИЗРАК “ТРЕТЬЕЙ СИЛЫ”
“МУЗОБОЗ” В “РОССИИ” И В ЭФИРЕ
ИНВАЛИД С ОЛИМПА
“НИКАКИХ ГРАНИЦ, НИКАКИХ ОКОВ…”
“НОЧЬ” И “ЛЮБОВЬ” ЛАРИСЫ ЧЕРНИКОВОЙ
ПРЕДВЫБОРНЫЕ “ХИТРОСТИ” И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ
НА УИК-ЭНД В ФИНЛЯНДИЮ
ПЛЯСКИ АФРИКАНСКИХ АБОРИГЕНОВ ПОД БЛАТНЫЕ МОТИВЫ
ЗАЧЕМ МЕНЯТЬ СВОЙ ИМИДЖ
ЖЕНЩИН НЕ БЫВАЕТ МНОГО
У КОММУНИСТОВ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ НЕРВЫ
ОЧЕРЕДНОЕ ВЗЯТИЕ КАЗАНИ
НОВЫЙ “ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ”
Видео-МГ-60
СЛАДКАЯ ОСКОМИНА
ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ – ЧАС
“У НАС В “ЛИЦЕЕ” ФЕМИНИЗМА НЕТ”
ПОБЕДИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ПРАВО СУДИТЬ
Жириновский и ЛДПР
АХ, АЗЕРБАЙДЖАН
“КОНФЕТТИ” НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
В ЭТОМ ВОПРОСЕ Я НА СТОРОНЕ ПРЕЗИДЕНТА
ОТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА МОЛОДЕЖИ (СДСМ)
СМОТРИТЕ, СЛУШАЙТЕ, НАСЛАЖДАЙТЕСЬ – СТИНГ
ОТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИИ
У “ЧАЙФа” “ОРАНЖЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ – 2”
ПРОШЕЛ 46-ОЙ ФЕСТИВАЛЬ В САН-РЕМО
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ. – ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА


««« »»»