ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ. – ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА

Пришла пора обещаний. Президент, например, пообещал выплатить всем зарплаты, пенсии, стипендии и долги. Производственникам посулили улучшение инвестиционного климата: кредитная “засуха” должна смениться обильными и многочисленными финансовыми вливаниями.

Вопрос – откуда возьмутся деньги? – составляет самую суть этой новой и интригующей правительственной затеи. Правительство, правда, наметило ряд мер и направлений, которые, по его замыслу, должны мобилизовать скрытые инвестиционные резервы. Но “гладко было на бумаге”: претворять планы в жизнь мешает обычно сама жизнь. Что же происходит с пресловутым инвестиционным климатом, на что рассчитывает правительство и в какую сторону реально движется стрелка экономического барометра?

Благоприятный инвестиционный климат в первую очередь определяется наличием реальных источников инвестиций. Раз их нет, то никакие благие пожелания не помогут. Поэтому сегодня можно говорить скорее о неблагоприятном климате. Это связано прежде всего со значительными внутренними заимствованиями, которые проводит Минфин для покрытия дефицита государственного бюджета. По заявлению Беллы Златкис, начальника Департамента ценных бумаг Минфина РФ, внутренний долг к концу 1996 года составит 300 триллионов рублей. Кто же в таких условиях будет реально думать о долгосрочных инвестициях? Идет бурный процесс накопления капитала, и производственный сектор экономики менее привлекателен в этой связи, чем операции с государственными ценными бумагами.

Правительство связывает основные надежды с национальным инвестиционным капиталом и созданием для него “особых” льгот и привилегий. Но откуда возьмутся у российских инвесторов реальные средства для масштабных инвестиций? Даже Сбербанк, первенствующий на отечественном финансовом рынке, имеет собственный капитал порядка 1,5 миллиарда долларов. В то время как капиталы мировых инвестиционных банков оцениваются в сотни миллиардов долларов. То есть цифры, а значит, возможности абсолютно несопоставимы.

Так, может быть, ставка делается на ресурсы теневой экономики и возвращение в Россию вывезенных “теневиками” средств? Они, безусловно, весьма значительны. Но при таком варианте неизбежно встают вопросы налоговой и правовой амнистии. Однако политическая ситуация в стране и расклад сил в Государственной Думе таковы, что эта категория потенциальных инвесторов предпочитает не светиться со своими капиталами.

Еще одна попытка обзавестись потенциальными инвесторами – проведение залоговых аукционов – может оказаться плачевной для их победителей. Под давлением депутатов правила игры меняются. Остается неясным исход кредитования государства под залог акций, находящихся в государственной собственности. Жесткая регламентация доступа к аукционам породила множество конфликтов, а изменившиеся условия, по сути, лишили победителей реальных прав.

Казалось, задумка была хорошей. Банки за весьма условные суммы кредитов получили доступ к наиболее привлекательным хозяйственным объектам, чьи активы являются бесспорными на мировом рынке и повышают престиж самих банков. Правительство,не предусмотрев в бюджете-96 средств для погашения залоговых кредитов, фактически принимало вариант продажи данных акций с соответствующими льготами для кредиторов. Это ли не источник поддержания отечественных инвесторов и создание для них наиболее привлекательных условий?

В действительности инвестиционные обязательства на залоговых аукционах не регламентированы жесткими условиями их исполнения. Поэтому политика банков может ограничиться посредничеством при приобретении государственных пакетов акций для третьих лиц. До реальных инвестиций, скорее всего, дело не дойдет. Банки делали ставку на предприятия, способные держать крупные остатки на счетах, и надеялись заполучить их в качестве клиентов. Именно этот фактор, а не инвестиционные устремления, был для них решающим.

Практика залоговых аукционов показала: на данной стадии правительство интересует не собственно инвестиционный процесс, а должное оформление и структурирование национального капитала. Хотя, возможно, последние события на политическом олимпе внесут коррективы в развитие событий.

Следующим инвестиционным ресурсом все чаще называют собственные средства предприятий. Предполагается, что к 1997 году они составят почти 70 процентов общего объема капитальных вложений, что вполне соответствует уровню развитых стран. В основном надежды опираются на целевое использование амортизационных отчислений. За счет амортизационных фондов предприятий уже в 1996 году ожидается привлечь инвестиций на сотни триллионов рублей. Мечты, мечты, как сказал бы поэт.

Конкретным механизмом должна послужить периодическая переоценка основных фондов и применение условий ускоренной амортизации. Намеченная переоценка уже вызвала значительный переполох, в частности среди нефтяных предприятий. Последние грозят резким – в 1,4 раза – повышением цен на нефть в результате этой акции.

Не секрет, что все действующие предприятия в той или иной степени затронуты спадом производства, кризисом неплатежей, невыполнением бюджетных обязательств, отсутствием источников пополнения оборотных средств и прочими экономическими бедами. Сама жизнь заставляет их отказаться от накоплений амортизации: слишком велик гнет долговых обязательств. Эта ситуация плохо согласуется с требованиями дисциплины в использовании амортизационных отчислений? Конечно, при наличии соответствующих льгот и санкций предприятия, в которых жизнь еще теплится, можно заставить формировать амортизационные фонды. Но хватит ли этих накоплений на реальные инвестиционные проекты? Вряд ли. Пока предприятия наберут требуемую сумму, могут пройти годы. А деньги на инвестиции нужны сейчас. Вот и получится, что финансовые ресурсы будут распылены на множество мелких “кучек”. Не разумнее ли собрать их в единый кулак?

Подобное предложение вполне соотносится с мировой практикой.

Ситуацию в российской экономике давно пора оценить объективно и даже жестко. Далеко не каждое предприятие имеет перспективы дальнейшего существования. Часть из них обязательно будет выбракована конкуренцией и рынком. Инвестиционные ожидания депрессивных предприятий утопичны и бесперспективны, и оседание мизерных инвестиционных ресурсов на их счетах нецелесообразно. Низкорентабельные предприятия стоит диверсифицировать, а не отдавать на инвестиционное самоопределение. И если отраслевая чистка, закрытие и расформирование убыточных производств неизбежны, то зачем нужны единые для всех условия создания и использования амортизационных фондов?

Хотя правительство обещает низкие темпы инфляции, накопление и сохранение инвестиционных средств пока остаются проблемой. Многими специалистами прогнозируется очередной банковский кризис. Основания для таких прогнозов действительно есть: постоянно приходят вести о сложном положении того или иного банка, получить деньги даже за погашение государственных ценных бумаг становится непросто.

В этой связи актуальной становится возможность развития дополнительных форм инвестиционного кредитования. Например, по методу взаимовыручки. Действительно, пусть несколько предприятий не могут самостоятельно осуществить инвестиционную программу. Почему бы не рассмотреть механизм взаимного кредитования, особенно если эти предприятия связаны единой технологической цепочкой? В ряде случаев для оформления процесса взаимного кредитования можно использовать специальные государственные ценные бумаги. Схема достаточно проста. Государство заимствует у предприятий инвестиционные ресурсы, предоставляя в качестве обеспечения высокодоходные и надежные ценные бумаги, и перераспределяет их в приоритетные инвестиционные проекты. Роль государства важна именно потому, что при определении приоритетов необходимо исходить из общенациональных интересов. Принцип “всем сестрам по серьгам” для сегодняшней России – не просто расточительство, а самоубийство. Подобная система могла бы принести реальные инвестиционные последствия. А пока мы только слышим солнечные прогнозы и обещания на фоне очень пасмурной экономики.

Елена МАТРОСОВА,

кандидат экономических наук


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

АХ, АЗЕРБАЙДЖАН
ИНВАЛИД С ОЛИМПА
СМОТРИТЕ, СЛУШАЙТЕ, НАСЛАЖДАЙТЕСЬ – СТИНГ
НА УИК-ЭНД В ФИНЛЯНДИЮ
ПРЕДВЫБОРНЫЕ “ХИТРОСТИ” И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ
ПРОШЕЛ 46-ОЙ ФЕСТИВАЛЬ В САН-РЕМО
У КОММУНИСТОВ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ НЕРВЫ
ЖЕНЩИН НЕ БЫВАЕТ МНОГО
ГАРРИ БЕЛАФОНТЕ ПОЛУЧИЛ ДОКТОРСКУЮ СТЕПЕНЬ
СЛАДКАЯ ОСКОМИНА
Видео-МГ-60
В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ЗАКОНЧИЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ “НЕМОЕ КИНО – ЖИВАЯ МУЗЫКА”
Жириновский и ЛДПР
ПОБЕДИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ПРАВО СУДИТЬ
АМЕРИКАНСКИЕ ДЖАЗМЕНЫ ВЫСТУПЯТ ДЛЯ ТАИЛАНДСКОГО КОРОЛЯ
ОТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА МОЛОДЕЖИ (СДСМ)
В ЭТОМ ВОПРОСЕ Я НА СТОРОНЕ ПРЕЗИДЕНТА
“МУЗОБОЗ” В “РОССИИ” И В ЭФИРЕ
ВСЕ НА КАРНАВАЛ
У “ЧАЙФа” “ОРАНЖЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ – 2”
“НОЧЬ” И “ЛЮБОВЬ” ЛАРИСЫ ЧЕРНИКОВОЙ
МАРТИН ШАККУМ: МАРТОВСКИЕ ИДЫ
ЗАЧЕМ МЕНЯТЬ СВОЙ ИМИДЖ
УКАЗ ДЛЯ ПОМЕЩИКОВ
НОВЫЙ “ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ”
“ВСЕ ВПЕРЕДИ” – ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО
“У НАС В “ЛИЦЕЕ” ФЕМИНИЗМА НЕТ”
ПРИЗРАК “ТРЕТЬЕЙ СИЛЫ”
“КОНФЕТТИ” НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
“НИКАКИХ ГРАНИЦ, НИКАКИХ ОКОВ…”
ОТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИИ
ПЛЯСКИ АФРИКАНСКИХ АБОРИГЕНОВ ПОД БЛАТНЫЕ МОТИВЫ
О судах
ОЧЕРЕДНОЕ ВЗЯТИЕ КАЗАНИ
Лет двадцать – двадцать пять назад бурю страстей…


««« »»»