Реинтеграция стран СНГ в конфедеративное государство

1. В какой мере, на Ваш взгляд, возможна реинтеграция стран СНГ в конфедеративное государство?

2. Насколько, по Вашему мнению, россияне поддерживают идею возврата к СССР?

МАРТИН ШАККУМ,

первый вице-президент, генеральный директор Фонда “Реформа”, доктор политологии

-

-

НИКОЛАЙ ШМЕЛЕВ,

экономист, публицист, писатель

3

3

ВИКТОР КУВАЛДИН,

политолог

3

3

ГЕРМАН ДИЛИГЕНСКИЙ,

политолог, руководитель Центра сравнительных социально-политических исследований

3

3

ГЕОРГИЙ ТИХОНОВ, председатель комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками

-

-

ДА, ДА, НЕТ, ДА

Этот рефрен завяз в каждой голове со времен мартовского референдума 1991 года. Поддержанный тогда большинством союз республик продержался недолго – меньше года. Многие бы сейчас поддержали “единую семью народов” – не только потому, что “тогда было лучше”?

Долгое время “простаивавшее” СНГ – механизм, сделавший мало заметного – оказался в центре внимания российской внешней политики. Министр иностранных дел Примаков озвучил в своем первом выступлении новые приоритеты в работе МИДа и начал свою деятельность с поездки по ближнему зарубежью. Недавний визит президента республики Беларусь в Москву – первый визит Лукашенко в столицу России – всколыхнул историческую память. Соглашения, подписанные президентами, демонстрируют явную тенденцию к сближению двух государств. В политических кулуарах говорят, что визит Лукашенко – первая ласточка начавшегося процесса, вслед за Белорусью к объединению с Россией придут и другие республики.

Сегодня мы пригласили участников опроса к разговору, возможна ли реанимация союза республик в какой-либо жизнеспособной форме.

МАРТИН ШАККУМ:

1. Постепенная реинтеграция стран СНГ вполне возможна, ведь есть масса факторов, которые стимулируют процесс сближения. Но существует и очень мощный центробежный фактор – экономический. Нецивилизованный раздел СССР на удельные княжества обернулся невосполнимыми убытками, вызвал разрушение единого экономического пространства. Катастрофический спад производства во всех бывших республиках создает сейчас неблагоприятный фон для реинтеграции. Нормальная реинтеграция невозможна, пока новые государства не встанут на путь устойчивого экономического развития. И лишь тогда возникнет потребность в устойчивом экономическом союзе, за которым и только за которым может последовать политический союз конфедеративного типа.

2. Не могу ответить за всех россиян, о разбросе их мнений можно судить по социологическим опросам. Лично я думаю, что нельзя путать ностальгию о всем том хорошем, которое мы связываем с бывшим СССР, с возможностью воссоздания Союза в его старых формах. Объединение возможно только на экономической основе, и только когда российская экономика выйдет из кризиса, а российское государство выступит консолидирующей силой. Процесс реинтеграции, несмотря на ностальгию по СССР, будет иметь совершенно иную логику, и в его основе будет экономическая целесообразность. Большинство россиян уже приходит к пониманию этого. А в будущем я не исключаю появления политического союза.

НИКОЛАЙ ШМЕЛЕВ:

1. Конфедерация возможна, но где-то не в близкой перспективе. Политическое объединение республик настолько деликатная проблема, что никто сейчас не заинтересован в ее форсировании. “Усеченная” конфедерация – Россия, Белоруссия, и, может быть, Казахстан – более реальна. Прежде всего, это выльется в экономическую реинтеграцию, политически, еще раз повторю, – вряд ли: этому мешают не только внутренние проблемы, но и внешние влияния. Но в зародыше эта идея уже существует.

2. В душе, конечно, все бы этого хотели. Но людям присущ здравый смысл и чувство реальности. Ностальгию на практике не воплотить. Сейчас возврат к СССР – нерабочая идея.

ВИКТОР КУВАЛДИН:

1. Против этого говорит то, что мы “далеко разошлись” с бывшими союзными республиками. Есть целый ряд, на первый взгляд, технических проблем, которые, на самом деле, представляют определенную политическую сложность. Например, пересмотр таможенных тарифов, за сохранением которых стоят интересы малочисленных, но очень влиятельных групп, может вылиться в необходимость введения общей валюты, а значит, необходим новый закон о ЦБ и – спираль раскрутится. Кроме того, есть небезосновательные опасения национальных элит, что они будут поглощены Москвой. Нет уверенности в самой Москве, что интеграция – в интересах России.

На другой чаше весов – необходимость для Бориса Николаевича сделать сильный предвыборный ход. И искренняя, похоже, готовность Лукашенко переступить через все препятствия ради белорусско- российской интеграции.

2. Эмоционально, ностальгически, безусловно – да, поскольку это связано с множеством психологических комплексов и памятью о великой России.

Но, по здравому размышлению, скорее – нет, чем да, поскольку многие понимают, что платить за объединение из своего кармана нам сейчас не под силу. Растет понимание, что поезд ушел и в одну реку дважды не ступишь. Кроме того, по объективным причинам интернациональный настрой ослабел. Судя по всему, что мне довелось видеть самому – в России, Белоруссии, на Украине – безусловно за развитие интеграции, но – не за свой счет.

ГЕРМАН ДИЛИГЕНСКИЙ:

1. Для большинства стран СНГ эта идея малореальна, учитывая нынешнюю политическую ситуацию, уровень независимости и политические установки. Конфедерация, осуществляемая не на имперской основе сейчас вообще невозможна в силу разных культурных и политических парадигм, на которых строятся государства СНГ.

Однако, Россия, Беларусь, Казахстан, Украина – вполне могут образовать жизнеспособное политическое объединение.

2. Кроме некоторых групп населения, которые в том или ином плане потеряли от распада Союза, в основной массе, я думаю, россияне относятся к этой идее безразлично, индифферентно.

ГЕОРГИЙ ТИХОНОВ:

1. Вопрос поставлен не совсем корректно. Я считаю, что сегодня возможно объединение в единое государство России, Беларуси, Казахстана, Киргизии. Привлечение остальных государств – дело времени.

2. Поддержать-то могут, но вернуться к тому же государству – нет. Как сейчас одно говорить, в одну реку дважды не войти. Не все из региональных руководителей хочет терять президентское кресло. На сближение охотно идет только Лукашенко да Назарбаев. Кроме того, немаловажный вопрос, кто в России у власти. То, что у руля сегодня Ельцин, многих отпугивает.

* * *

Этот краткий опрос позволил определить преобладающее мнение – объединение всего СНГ в конфедерацию вряд ли возможно в обозримом будущем. Скорее, реален “урезанный” вариант реинтеграции – почти все называют Россию, Беларусь и Казахстан. Сегодня экономика идет впереди политики, о чем говорили почти все отвечающие. Экономический союз более возможен и, вероятно, более прочен, чем политический.

Ностальгию по СССР не отрицает никто, однако, в наше прагматическое время каждый из респондентов находил основания отказаться от воплощения этой идеи, по крайней мере, от воплощения в старых формах.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ДЕЛОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ УМЕЮТ ВСЕ!
“ВКУС СЕЗОНА”
“МОЕЙ ГАЗЕТЕ” ТОЛЬКО ГОД, НО ЗНАЮТ ЕЕ МНОГИЕ
СБОРНИК ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ
КТО ТЫ, САБИНА?
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТОВАР
Видео-МГ-59
ОЛЕГ МИТЯЕВ И КОНСТАНТИН ТАРАСОВ ПОЛУЧАТ НА КОНЦЕРТЕ “ПИСЬМО ИЗ АФРИКИ”
Рецепт оздоровления: пыльца к обеду
ДЖУЛИЯ ОРМОНД
СОЮЗ ЗДОРОВЬЯ И ТРЕЗВОСТИ
АРГЕНТИНСКОЕ ТАНГО В СТИЛЕ “ДЖАЗ БАЛАЛАЙКИ”
ХРОМАЮЩИЙ БЮДЖЕТ
“КВАРТАЛ” В “МИРЕ РОЗОВЫХ КУКОЛ” – “УДОВОЛЬСТВИЕ ДОРОГОЕ”
ПОСЛЕДНИЕ ВЫБОРЫ?..
АНДРЕЙ ЗУЕВ ГОТОВИТСЯ ВЫПУСТИТЬ СОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ОБЕЩАНИЯ СТОЯТ ДЕНЕГ. БОЛЬШИХ ДЕНЕГ
“НА ПЕРЕКРЕСТКАХ ВЕСНЫ” К ГРУППЕ “БРАВО” ПРИЛЕТИТ “ЖАР ПТИЦА”
ХИТ-ПАРАД “СЕМЕРКИ”-9
ДЕБЮТ DJ СЕРГЕЯ ПАРАДИ
СИНДИ КРОУФОРД. НЕ НАЗЫВАЙТЕ ЕЕ СУПЕРМОДЕЛЬЮ
“НАЛИВАЙ” В МИРНОМ И ПОЛЯРНОМ
“МОЕЙ ГАЗЕТЕ” ИСПОЛНИЛСЯ ГОД
ИГОЛЬНОЕ УШКО ПРЕДВЫБОРНЫХ ОБЕЩАНИЙ
Песня имени Константина Затулина
ПРОДУКТОВАЯ ИМПЕРИЯ РАСШИРЯЕТ ГРАНИЦЫ


««« »»»