РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА РУССКОЙ ГЛУБИНКИ

О фильме Дмитрия Месхиева “Американка”

Скажу сразу: ничего американского в картине нет. Кроме названия. И то, кажется, этим иностранным словом поименовано чисто русское изобретение. Как, скажем, знаменитые “Американские горки” (которые, однако, в самой Америке упорно зовут “русскими”). Словом, “американкой” в нашем народе именуется некогда популярная разновидность спора (не по-русскому – пари), смысл которого в том, что проигравший должен выполнить любое желание победителя. Пари, условия которого нельзя нарушать (авторы картины трансформировали его в идею “мечты сбываются”).

Как герои воспользуются правилами этого спора, я скажу немного позже, а сейчас – о самих героях. Это обычные наши подростки из глухого российского городка, жившие еще в доперестроечную эпоху, в 70-х (почему именно 70-х – объяснить нетрудно: их ровесниками были сами авторы картины – сценарист Юрий Коротков и кинорежиссер Дмитрий Месхиев). То есть люди, только вступающие в жизнь и, вследствие этого, ее активно познающие. С разных, порой неприглядных, сторон. Как говорится, проблемы переходного возраста. В том числе и те, когда взрослеющие недоросли начинают активно интересоваться противоположным полом, сгорая от нетерпения заглянуть сверстницам под юбку. И в фильме есть все: как сбиваются парни в молодежные кодлы (слово “тусовка” тогда еще не существовало), в данном случае это две непримиримо враждующие группировки – “железнодорожники” и “кирпичники”; как подражают они хиппи, достигая надлежащей лохматости и заводя немыслимые клеши; как заглядывают через щелку в женскую баню; как расспрашивают более взрослых и более опытных товарищей о всяких интимностях; как учатся целоваться и так далее до бесконечности. По утверждению авторов, в фильме нет ни одного выдуманного эпизода (кроме разве что сцен мистических), все это было либо с ними самими, либо с их друзьями. И хоть один из авторов (Месхиев) рос в Ленинграде, на Васильевском, а другой (Коротков) – в маленьком, “вполне бандитском городке на Печоре”, отношения среди их сверстников были в общем одинаковы. Опыт одного поколения.

Поэтому и фильм свой они рассматривают, как попытку романтической реконструкции эпохи 70-х. Для них он – “ностальгическая мелодрама”. Впрочем, что за жанр сотворили, они как-то и сами в этом не до конца утвердились. Вот лишь некоторые их собственные определения: “комедийная мелодрама”, “ретро-комедия”, “реалистическая сказка”, “страстное кино о первой любви” и даже “брутальная” история юношеской любви”. Сошлись, кажется, на том, что это все-таки просто “доброе кино про любовь”. Такого жанра, конечно, нет, но по смыслу – очень верно. Да и так ли уж важно жанрово определиться? Тем более что современное искусство давно уже стремится сломать все жанровые границы…

Если меня в этом отношении что и смущает в фильме Месхиева, так это тесное сосуществование сцен приземленно-бытовых, порой натуралистических, с кадрами мистическими. Я не имею в виду фантазии героя, когда не поймешь, где явь, где вымысел: только что герой шел топиться – и вот он уже сидит за свадебным столом (не своим – старшая сестра замуж выходит). Или лежит в постели со своей нелепой, необъятных размеров (к тому же в туфлях и при полном параде) учительницей.

Под мистическими я разумею те кадры, где ушедшие из жизни герои впрямую вмешиваются в дела живущих. Так, разбившийся на мотоцикле в начале фильма старший брат главного героя Леши Колядко (попросту – Коляды), затем так до конца фильма на этом мотоцикле и гоняет. Не только как дух бесплотный, но и лицо физически реальное: увозит Коляду, например, от разъяренной враждующей кодлы. А смущает, собственно, вот что: мне кажется, они сделаны в разной стилистике – сам фильм и сцены с элементами мистики. После подробно разработанных, интересно, с юмором наблюденных жанровых сцен душа просто не успевает подготовиться, чтобы воспарить и принять нечто, находящееся за пределами этой действительности.

Впрочем, может, я и не прав. Искусство все-таки категория достаточно условная, и допущения как бы вложены в сам принцип построения картины. Повествование в ней ведется от имени девятиклассника Леши Колядко, который загадал своей любимой девушке, уезжая к родителям на Дальний Восток (это и было выигранное им у нее пари “американка”: он не побоялся пойти во враждующий лагерь “кирпичников”, а те его засунули в выкопанную между шпалами щель под проходящий поезд), чтобы она его ждала на том же месте, в тот же час ровно через десять лет. А сам поклялся за это время выучиться, стать знаменитым путешественником, открыть новые острова и назвать ее именем.

И авторы в конце фильма сообщают нам, что он стал знаменитым путешественником, открыл новые острова, явился минуту в минуту через десять лет в назначенное место – она его ждала (а как же: условия “американки” ведь нельзя нарушать!). “И жили они долго и счастливо, и родилось у них трое детей – два мальчика и одна девочка, и умерли в один день…” (напомню, что действие в картине происходит в 70-е годы, ровно 20 лет назад). Здесь уже больше, чем условность – чистая сказка!..

Картина создавалась на “Ленфильме”, поэтому, естественно, основные исполнители петербургские. На роли юных героев отсматривалось более 500 человек. На главные роли были утверждены школьник Сергей Васильев и студентка Санкт-Петербургской театральной академии Наталья Данилова. За Натальей Даниловой чувствуется безусловная актерская будущность (не только потому, что она учится в театральной академии) – в ней есть некая наполненность, и она способна ее передать. У ее партнера задача посложнее: сыграть не только простого провинциального парня (с этим как раз все в порядке – герой в меру простоват и губошлепист), но и убедить, что впереди у него необычайная судьба: он же станет знаменитым путешественником и его ждут громкие открытия! Но тут-то как раз и берут сомнения. За юным исполнителем не просматривается СУДЬБА, не верится, что с ним в будущем может произойти НЕЧТО!

Хорошим подспорьем стали молодым исполнителям многоопытные актеры Нина Усатова и Юрий Кузнецов. И хоть из Нины Усатовой сделали бог знает что (она играет учительницу Матильду) и придали ей необъятные формы (она, скажем, очки кладет себе на грудь, как на полку, и те не падают), но исполнительница ее уровня всегда найдет, чем удивить. Она сыграла острогротесковую роль классной церберши доперестроечной поры, ее Матильда одновременно и смешна, и страшна.

Автор сценария Юрий Коротков еще раз продемонстрировал, что умеет наблюдать, и ему есть что сказать. Он уже сейчас становится одним из самых снимаемых авторов (всего по его сценариям снято 9 фильмов). Не успела на экран выйти “Американка”, как последовала тоже достаточно громкая “Страна глухих”.

Для Дмитрия Месхиева, которого критика относит к одному из самых ярких представителей “новой волны” российских кинорежиссеров, эта картина, можно сказать, этапная. Он показал возможности, о которых раньше, вероятно, мало кто и подозревал. Он смело уходит от камерности, хорошо работает с массовкой (в Пскове, где снималась натура, в массовых сценах порой были заняты сотни людей), ему удается передавать юмор и парадоксальность ситуаций. Можно, не преувеличивая, сказать, что мы имеем дело с вполне зрелым художником.

“Раскруткой” картины, ее рекламой и прокатом занимается продюсерская компания “Слово”, которая всегда это делает достаточно элегантно и остроумно. Так что можно надеяться: фильм увидят многие. И он стоит того!

Ярослав ЯРОПОЛОВ.

На снимке: кадр из фильма “Американка”. Таня – Наталья Данилова, Коляда – Сергей Васильев.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Уикенд
НАШ РОМАНТИЧЕСКИЙ ВЕРНУЛСЯ!
КЛЭПТОН ОТПРАЗДНОВАЛ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ГАСТРОЛЕЙ
ПОПУЛОГИЯ – АССОРТИ
БЛАГИЕ ВЕСТИ ОТ “КИНОТАВРА”
1998 ГОД, ПРИБЛИЗЬ РЕАЛЬНОСТЬ!
ВЛАД ТАРАСОВ КАК ФАКТ НАШЕЙ ЮМОРИСТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
НАГРАДА НАХОДИТ ГЕРОЯ!
ПАТРИЦИЯ КААС ВО ПЛОТИ
АНИТА ЦОЙ ДОЛГО СКРЫВАЛА, ЧТО ЕЕ ЛУЧШАЯ ПОДРУГА – ПЕВИЦА
“ЭТО НЕ Я ТАНЦУЮ ГОЛОЙ!”
“СПЛИН” ПРОТИВ ПИРАТСТВА
ЛЮБИМАЯ ГРУППА МНОГИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗВЕЗД ПРИЕЗЖАЕТ В МОСКВУ
ПРЕКРАСНЫЕ ГОЛОСА И МЭРУ ПО ДУШЕ
ДВА ПОВОДА ДЛЯ РУКОПОЖАТИЙ, ОБЪЯТИЙ, ЛОБЫЗАНИЙ
ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ АЛЛЫ ПУГАЧЁВОЙ НОН-СТОПОМ
У ДИРЕКТОРА ТАНИ БУЛАНОВОЙ “ОТВАЛИЛАСЬ ЧЕЛЮСТЬ”, КОГДА ОН УСЛЫШАЛ ПЕСНЮ ЛЕБЕДИНСКОГО
АЛЛА: НАЧНЕМ СНАЧАЛА
ЧТО НАРИСУЮ НА ПОЛОТНЕ?
СЕЛИН ДИОН ХОЧЕТ ВЫСТУПИТЬ ПРЯМО В МОРЕ
АИДА, ГЕРМАН И АНДРЕЙ – “ХРИПИН И Ко”
У МАЙКЛА ДЖЕКСОНА РОДИЛАСЬ ДЕВОЧКА
ЭТО МУЗЫКА SOUL


««« »»»