6 лет существует в нашей столице Камерный балет “Москва”. Это разноплановый организм, объединяющий три коллектива: Мастерскую Е.Богданович, труппу Э.Смирнова и Графический балет Г.Песчаного.
В репертуар труппы Э.Смирнова, помимо постановок руководителя, входят и классические балеты “Жизель” и “Привал кавалерии”. Недавно он пополнился “Лебединым озером” – вершиной балетной классики. В основе спектакля хореография М.Петипа, Л.Иванова, А.Горского, А.Вагановой. Постановка Александра и Ирины Воротниковых.
Первые премьеры показали, что пока труппе эта вершина не покорилась. Далеко не все артисты и солисты кордебалета обладают необходимой формой и владеют мастерством. Постановка производит впечатление скорее учебной работы, которая еще не закончена. На главные партии Одетты-Одиллии и принца Зигфрида приглашены солисты из Киева А.Кушнерева и А.Жало. К сожалению, и они, особенно А.Кушнерева, балерина известная и высоко профессиональная, выступили неудачно. Может быть, была виновата площадка, которую сняло руководство коллектива. Действительно, неудобная и небольшая сцена Театра им. Пушкина не позволила четко и красиво выстроить линии лебедей. А это создавало в “лебединых” сценах впечатление скученности и тесноты, в которой было трудно танцевать солистам.
Значительно интереснее был Вечер современной хореографии, который представила Мастерская Е.Богданович. При Камерном балете “Москва” создан Центр современной хореографии. Теперь у артистов появилась уникальная возможность попробовать себя в качестве авторов и исполнителей современного танца. Артисты Мастерской Р.Ходоркайте, М.Никитина, И.Фадеев и А.Шевченко учатся на балетмейстерском факультете РАТИ. Они и вынесли свои работы на суд зрителей.
Наиболее удачными оказались номера “Дорога” на музыку И.Альбениса и “Актриса” (на песню М.Эме “Аккордеонист” в исполнении Эдит Пиаф) в постановке М.Никитиной. М.Никитина – замечательная исполнительница современных сочинений Е.Богданович, дипломант Международных конкурсов в Париже, заявила о себе как о талантливом балетмейстере. В ее номерах есть успешная попытка средствами современного танца раскрыть женскую душу в разных ее проявлениях.
Другим начинающим постановщикам пока не хватает выразительных средств для выявления внутренних состояний заявленных образов, более индивидуализированных характеристик персонажей. И.Фадеев в миниатюрах “Моя знакомая леди” (музыка М.Монк) и “Отелло и Яго” (музыка О.Мессиана) интересно задумал и характер Леди, и взаимоотношения шекспировских героев, но не нашел достаточных возможностей для их реализации. Есть подражательность и безликость в работах Р.Ходоркайте “Эпизод” (музыка К.Васильева) и А.Шевченко “Позову тебя” (музыка Б.Тэлсона). Наверное, надо более ответственно подходить и к выбору музыкального материала.
Главное, что порадовало на Вечере современной хореографии, это увлеченность молодых балетмейстеров, их желание учиться и работать без устали, их серьезное отношение к замечаниям, высказанным критиками после спектакля. Очевидно, скоро, мы сможем увидеть их уже более зрелые работы.
Елизавета ДЮКИНА.
На снимке: Одетта – А.Кушнерева, Зигфрид – А.Жало (“Лебединое озеро”).