КЛАССИКА И ЭКЗОТИКА – БЛИЗНЕЦЫ И БРАТЬЯ

Есть хореографы, чьи работы в репертуаре театра – показатель значимости и международной репутации балетной труппы. Имя великого балетмейстера двадцатого века Джорджа Баланчина – в первой пятерке этого неофициального воображаемого списка. Спектакли “мистера Би” (так его звали в Америке, где русский артист грузинского происхождения прожил вторую половину жизни) широко идут по всем миру, но лишь в последние годы они попали на российские подмостки. (Очень кратковременная попытка постановки спектакля “Блудный сын” в ГАБТе эпохи Григоровича – не в счет). Теперь “Триумф-Логоваз” и продюсерская фирма “Постмодерн-театр” помогли проекту, а Большой отдал свою сцену для позднего балета Баланчина. “Моцартиана” была поставлена в 1981 году на музыку Чайковского, оркестровавшего фортепианные пьесы Моцарта. Фонд Баланчина, охраняющий авторское право хореографа, на три года предоставил прима-балерине ГАБТа Нине Ананиашвили “владение” этим балетом. Эта же организация “делегировала” в Москву Сьюзен Фаррел – одну из ведущих танцовщиц баланчинской труппы (“Нью-Йорк сити балле”) прошлых лет. Своей работой с солистами ГАБТа американская балерина осталась довольна – при том, что быстрые темпы Баланчина, непривычные из-за отсутствия практики, по словам Фаррел, “трудно давались танцовщикам”. Нина Ананиашвили, выступавшая в балетах “мистера БИ” в Америке, и Сергей Филин, показавший легкий и “чистый” танец, “обогнали” Дмитрия Белоголовцева, четырех солисток-корифеек и милых девочек-учениц в постижении тонкостей баланчинской хореографии. Впрочем, все участники “Моцартианы” показали пример старания, и – что еще важнее – неподдельного интереса к роли – качества, далеко не всегда присутствующие в спектаклях Большого театра.

“Моцартиана”, как и большинство других балетов Баланчина, не “привязана” ни к каким конкретным обстоятельствам времени и места действия. Это сгусток лирических эмоций, замешанных на разнообразных эмоциональных качествах музыки. Рациональная ясность, всегда отличающая неоклассические композиции хореографа, соединяется здесь с мудрой веселостью (отзвуки Моцарта) и настроением стихов Александра Блока: “О, весна без конца и без краю / Без конца и без краю мечта! / Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! / И приветствую звоном щита”.

Кроме шедевра второй половины века, были показаны еще два коротких балета, словно рамкой окруживших “Моцартиану”. “Видение розы” – миниатюра Михаила Фокина, поставленная в антрепризе Дягилева в 1911 году. И спектакль “Сны о Японии”, только что сочиненный (по заказу Ананиашвили) молодым хореографом Алексеем Ратманским. “Видение”… – па-де-де на музыку Вебера, воскрешающее магию романтических балов и одурманивающий запах “розы, которую ты вчера носила на балу” (цитирую отрывок из стихотворения Теофиля Готье, послужившего основой либретто). Партию Видения розы исполнил Николай Цискаридзе. Неуловимо-легкий, и – как положено по роли – загадочно-красивый в костюме, сшитом словно из лепестков роз, Цискаридзе очертил контур танца чуть более “плотной” линией, чем подобает этому “эстетскому” мини-балету. Но покорил удивительной, гибкой пластичностью и тем подал надежду на стилистически более точное прочтение роли в будущем.

Балет “Сны о Японии” навеян впечатлениями от традиционного японского театра “Кабуки”. Та же структура – цепочка разносюжетных миниатюр, тот же привкус красивого ритуала, но увиденный со стороны – и потому исполненный восторга перед искусством “страны восходящего солнца”. На фоне иероглифа “юмэ” (сны), изображенного на заднике – словно в мираже, сменяют друг друга танцующие персонажи Кабуки: оборотни, духи, человек-лев, огненная змея. Сложный грим, созданный известным стилистом Александром Шевчуком, так же, как и костюмы Михаила Махарадзе, – усиливают чувство непостижимости древнего искусства – в то время как хореография, построенная на классическом танце, лишь “подкрашена” пластическими “японизмами”. Танцы, специально поставленные на ведущих артистов балета ГАБТ, напоминают “сувенир из дальних стран” или расписной японский веер в руках европейской дамы. Мелкие детали пластики мастерски обыгрываются исполнителями (не в последнюю очередь это результат работы балетмейстера-репетитора Алексея Фадеечева). Знаменитости и недавно загоревшиеся “звезды” были равно выразительны как в прологе и эпилоге, общим танцем соединившие отдельные миниатюры в спектакль, так и во всех четырех танц-пьесах. Персонажи Нины Ананиашвили, Татьяны Тереховой, Инны Петровой напоминали то традиционных “небесных красавиц”, то – по мере перевоплощения в иную маску – свирепых демонов из пьес Кабуки. Мужской танец, в котором Дмитрий Гуданов, Алексей Фадеечев, Сергей Филин и Андрей Уваров воссоздавали мотивы и амплуа восточного театра – с предписанными каждой роли обликом, манерой игры, движениями-”катами” – также оставил сильное впечатление профессионализмом и стилистической точностью. Художественный принцип “классика любуется экзотикой” соблюдался неукоснительно.

“Сны о Японии” уже имели большой успех в самой Японии. Да и в нашей стране новая премьера Большого театра, без сомнения, вызовет интерес специалистов и зрителей. Непохожий на традиционные спектакли вечер одноактных балетов – хорошая возможность прослыть не только держателем наследия, но и труппой, которой интересно новое.

Майя КРЫЛОВА.

Фото Алексея БРАЖНИКОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ДОКТОР ДРЕ НЕ ПЛАТИТ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ
“БЛЕСТЯЩИМ” ВСЕ В РАДОСТЬ: И ОБЛОЖНОЙ ДОЖДЬ, И ОБЛАКА, И СНЕЖОК, И ЗЛОЙ ВЕТЕР
БРЮС ЗАЖАЛ ПОСЛЕДНИЙ ВЗНОС
НУЖНЫ ЛИ СЕГОДНЯ ВУНДЕРКИНДЫ?
Анонсище
ПРИНЦ САУДОВСКОЙ АРАВИИ НЕ ПОХОЖ НА “ЧЕЛОВЕКА ЧЕСТИ”
“ТАИС” 85 ЛЕТ СПУСТЯ
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ БОРИСА КРАСНОВА
ДЖЕЙМС БРАУН ВЫПИСАЛСЯ ИЗ БОЛЬНИЦЫ
Коротко
ТАК БЫЛО ИЛИ НЕ БЫЛО ДАВЛЕНИЯ?
ГРУППОВОГО СЕКСА НА СЪЕМКАХ “ИГРЫ” НЕ СОСТОЯЛОСЬ
ДЖЕКИ БРАУН, СТАКАН ВИСКИ И РОК-Н-РОЛЛ
КАК В МОСКВЕ ОТМЕТЯТ СТОЛЕТИЕ ГЕРШВИНА
В МАДРИДЕ ОСВИСТАЛИ ОРКЕСТР ВЕНСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
В МИР АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С МАСТЕРОМ
ЭЛТОН ДЖОН НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ ПОХОРОННЫМ ПЕВЦОМ
“РОНДО”: ДВОЙНОЙ АЛЬБОМ В ПАМЯТЬ О ДЕСЯТИЛЕТИИ
“ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА” ПОД АРЕСТОМ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИЦИИ
ПО ЭПОХАМ И СТРАНАМ
ГРЯДЕТ ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ ЛОУРЕНСА ОЛИВЬЕ
ПУТЬ В ИТАЛИЮ СТАНОВИТСЯ КОРОЧЕ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ ПАМЯТИ ПРИНЦЕССЫ ДИАНЫ
РОСТРОПОВИЧ: ОЧЕРЕДНОЙ ТРИУМФ
КАК ПОБЕДИТЬ НЕПОБЕДИМЫЙ ГЕРПЕС
Здравствуйте, “МузПравда”!
ТУПЫЕ И ЕЩЕ ТУПЕЕ
“УБИЙСТВО ВЕРСАЧЕ” НА КИНОПЛЕНКЕ
Уикэнд
НОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ПИРАТЫ XX ВЕКА
“БРАВО” ОТМЕТИТ СВОЕ 15-ЛЕТИЕ БОЛЬШИМ ТУРОМ
ИУДАИЗМ И РЕЖИССЕР СПИЛБЕРГ
“ПЕСНЯ ГОДА” ФЕВРАЛЬСКАЯ И МАРТОВСКАЯ
ОТ FUNNY HOUSE – НЕТ ОЖОГОВ, ДАЖЕ У И.КОБЗОНА


««« »»»