Многие из моих знакомых учились в знаменитой эстрадной мастерской И.Шароева в ГИТИСе (теперь РАТИ), но почему-то никогда не приходилось мне попадать в эту колыбель эстрадного мастерства или хотя бы присутствовать на ее спектаклях. О чем и сожалею теперь, после увиденного в учебном Театре “ГИТИС” спектакля “Голый король”, показанного четвертым курсом и поставленного самим И.Шароевым.
Во-первых, “Голый король” – произведение само по себе уникальное: это детская опера Тихона Хренникова, никогда в столице еще не исполнявшаяся и потому, естественно, вызвавшая любопытство знатоков. Кстати, либретто ее написано самим И.Шароевым совместно с Робертом Рождественским и представляет собой смесь андерсенских сказочных мотивов.
Сам же спектакль являет не менее занимательный синтез эстрады, оперы и драмы. Оперные арии, распеваемые персонажами, сменяются веселыми эстрадными эскападами, за которыми следуют сугубо драматические диалоги. Словом, студенты демонстрируют владение всеми жанрами сцены, легко пересекая их границы и щеголяя пластичностью переходов.
Весь сюжет “Голого короля” несется вперед веселым потоком из танцев, канканов, пения, смешного хулиганства, суеты, шуток, хохота – впрочем, могло бы быть иначе на эстрадном факультете? Да, все сыграно и прожито в атмосфере необычайной ажитации и беззаботной эклектики, в пестроте разноцветных костюмов и шуме танцевальных дивертисментов.
Что же до чисто драматического содержания “Голого короля”, то его сюжет разыгран в стиле наивного и прозрачного сказочного реализма, где герои простодушны и открыты в своих помыслах и характерах; их чувства незамутнены, а лица доверчивы, поступки логичны и целенаправлены. Прелестный, полный милого обаяния Голый король – Кирилл Горюшкин, наверное, напрасно отвергнут юной принцессой: он так отзывчив, нежен и умен, что мог бы и потягаться в доблестях с самим свинопасом. К тому же, у него при дворе такой шут, с которым не пропадешь ни в какой ситуации, поскольку шут этот блистательный философ и поэт-импровизатор, и вообще предостойнейшая личность, полная юмора и грации (эта мужская роль весьма удалась Ирине Шароевой). Малышка принцесса – Юлия Родина и свинопас Генрих – Михаил Веселов являют собою пару, достойную лучших традиций любовной лирики нашей сцены… Жаль, что невозможно сейчас перечислить всех персонажей “Голого короля”, посмотреть которого я вам очень рекомендую, пока он еще идет в Театре “ГИТИС”.
Ольга ИГНАТЮК.
На снимке: Шут – И.Шароева.