1. Какую оценку по десятибалльной шкале Вы бы поставили президенту Путину по итогам года пребывания у власти?
2. Каков, на Ваш взгляд, главный итог кадровых перестановок в правительстве и силовых структурах?
Владимир АВЕРЧЕНКО
зампред Государственной Думы
1. На мой взгляд, президент заслуживает оценку 8 баллов. И вот почему. Импонирует прежде всего его последовательность в создании атмосферы стабильности в обществе, поступательность в решении экономических проблем государства и его граждан, несомненные воля и работоспособность.
Заслуживает уважения стремление В. Путина к укреплению российского государства, последовательность в вопросах урегулирования чеченского кризиса, твердость в отношении так называемых олигархов.
Во время встреч с Владимиром Владимировичем я убедился: он не только умеет внимательно слушать, но и слышит своего собеседника и, что еще более отрадно, реагирует на те или иные предложения в практическом плане.
2. Очевидно, что президент укрепляет свою команду, расставляя своих людей на тот или иной пост под конкретную задачу. Характерно, что последние кадровые перестановки на политическом олимпе были сделаны в преддверии президентского Послания Федеральному Собранию. Я рассматриваю это как сигнал многим высшим должностным лицам: государственные интересы требуют мобилизации больших сил, повышения дисциплины и ответственности. В известном смысле ситуация сродни футболу: игрока, не играющего на результат (независимо от причин), меняют. А скамейка запасных у нашего президента за минувший год, похоже, уже укомплектована.
Николай БЕЗБОРОДОВ
зампред Комитета Государственной Думы по обороне
1. По итогам года пребывания у власти могу дать президенту РФ В. Путину оценку 6 баллов. Оценка высокая, поскольку прежний президент Б. Ельцин в момент передачи власти имел 2 балла. Оценка у В. Путина высокая, но неустойчивая. Она – результат главным образом ожиданий, надежд и веры людей, но не результат волевых, решительных и оперативных действий президента в интересах дела, не результат четкой и ясной социально-экономической программы, которой, к сожалению, нет. Отсюда вывод: высоким баллом удовлетвориться не можем.
2. Главный итог кадровых перестановок в правительстве и силовых структурах подведет время. Сегодня можно лишь сделать вывод: наметилось укрепление президентской власти, формируется команда единомышленников президента В. Путина, без наличия которой нельзя менять внутреннюю и внешнюю политику в интересах России.
Мартин ШАККУМ
зампред Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам
1. 7 баллов. Главное достижение – частичное восстановление дееспособности государства и доверия к власти. Главный недостаток – в экономике сделано очень мало, ее рост основывался на конъюнктурных факторах, таких, как высокие цены на нефть и последствия девальвации рубля. Теперь, когда эти факторы исчерпаны, нет ясного понимания того, что же делать дальше по целому ряду проблем, за исключением, быть может, дебюрократизации бизнеса, с необходимостью которой все вроде бы согласны, некоторые, правда, только на словах.
2. Президент продемонстрировал свою полную независимость от старых ельцинских кадров и от разного рода политтехнологов. Он не является ничьим “преемником” и ничьим “заложником”. А это дает надежду на то, что дальнейшие решения будут приниматься исходя из здравого смысла и интересов страны.
Иван ЖДАКАЕВ
зампред Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи
1. Я поставил бы Путину по итогам года “тройку”. Думаю, он должен быть доволен, что один из депутатов дает ему такую оценку. Дальнейшие оценки будут даны после того, как будут реализовываться положения Послания Путина Федеральному Собранию. Конкретно по борьбе с коррупцией и итогам приватизации.
2. С одной стороны, это выпуск пара накануне Послания Федеральному Собранию. С другой стороны, это результат действий левой оппозиции по постановке вопроса о недоверии правительству, выразившийся в определенных кадровых перестановках. Думаю, что назначение Рушайло в Совет безопасности – отнюдь не повышение по службе. Теперь СБ с его кастрированными полномочиями – совершенно не тот орган, который был при Иванове.
Что же касается ухода из Министерства обороны Сергеева, лично я не вижу здесь плюса. Просто группировка Квашнина, группировка Генерального штаба оказалась сильней. Ребята молодые, локтями и коленями работать умеют.
Но я все же удовлетворен, что Путин начал делать хоть какие-то шаги, предпринимать какие-то действия. Правильные, неправильные – вопрос не в этом. Главное, что он хоть что-то с места сдвинул. Надеюсь, что за первыми шагами будут и последующие.
Игорь ИГОШИН
член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
1. Прошедший год разительно, в лучшую сторону, отличался от того, что мы наблюдали при Ельцине. Начался рост экономики, у людей пропало чувство безысходности, появилась надежда. Уже поэтому можно сказать, что год был, что называется, выше среднего, соответственно оценка должна быть не меньше 6.
Что же касается процесса реформ, то здесь, кроме плюсов, немало и минусов. Основное достижение, которое есть на данный момент, реформа “властной вертикали”, укрепившая систему государственной власти и сделавшая ее более эффективной. В то же время экономические преобразования идут медленнее, чем нужно. А многие необходимые реформы вроде судебной и вовсе пробуксовывают. Недостаточно эффективно работает правительство. Поэтому общая оценка, которую бы я поставил, – 7 баллов.
2. С точки зрения большой политики наиболее интересным представляется назначение нового министра обороны. Как известно, Сергей Иванов – один из наиболее близких к президенту людей, его доверенное лицо. Назначение такого человека на пост министра обороны говорит о том, что роль этого ведомства в системе органов государственной власти должна очень существенно возрасти. Но армия, как известно, является инструментом политики. Поэтому возросшая роль Министерства обороны означает, что Россия впредь будет гораздо более жестко и принципиально отстаивать свои интересы в мире. Это отрадно: соглашательская политика 90-х годов, при которой мы делали все, чего хотели американцы, нанесла России колоссальный ущерб.
Анатолий КУЧЕРЕНА
директор адвокатского бюро “Аргумент”
1. 8 баллов. Президент сделал важный шаг в направлении становления правового государства, указав на такую первоочередную задачу, как проведение судебной реформы, без чего невозможно восстановить доверие к власти. Но все-таки “бал беззакония”, который длится в нашей стране уже много лет, еще не завершен, что не позволяет пока поставить высшую оценку.
2. Главный итог – усиление политического контроля за силовыми ведомствами. Я ожидаю многого от реформы МВД, где огромный груз практической ответственности ложится на Владимира Васильева, который известен как отличный профессионал. Радует и то, что Владимир Рушайло получил достойное назначение и его опыт будет по-прежнему востребован. Хороший пример внимательного отношения к кадрам.