С 3 по 14 июня 2001 года пройдет 8-ой Международный кинофестиваль в Сочи.
Предыдущие семь лет международный фестиваль в Сочи был фестивалем молодого кино. В конкурсной программе демонстрировались первые, вторые и третьи картины режиссеров. В этом качестве фестиваль заслужил признание в кинематографическом мире. Молодые режиссеры из Европы, Азии, Америки, Австралии охотно привозили в Сочи свои новые киноработы и увозили домой заслуженные призы.
В начале девяностых в мире происходила естественная смена кинематографических поколений. Старые великие мастера уходили в историю. Новые режиссеры только появлялись, пробовали свои силы в мировом кино, пытаясь понять, что из классического наследия им нужно взять с собой, от чего отказаться. Нельзя сказать, что процесс этот завершился – он вечен. Но все-таки, на рубеже веков новый кинематограф со своими несколько модернизированными правилами, со своими новыми классиками уже сложился.
Долго раздумывать над тем, в какую сторону меняться сочинскому фестивалю, нам не пришлось. В этом году мы провозглашаем этот фестиваль как Фестиваль Европейского кино.
Во многих европейских странах появляются фильмы, которые сочетают в себе высокую художественность, которой всегда славилось кино Старого Света, с внешней, зрительской привлекательностью.
Сейчас европейцам есть, что противопоставить Голливуду, и настало самое время поддержать наметившуюся тенденцию.
Необходимо подчеркнуть, что, провозглашая себя европейским кинофестивалем, Сочи ни в коей мере не будет фестивалем антиамериканским. Во-первых, потому, что бессмысленно отрицать самый великий кинематограф планеты. А во-вторых, потому что глобализация сильно повредила и самому Голливуду. Лишившись достойных конкурентов, мастера из Фабрики Грез стали уделять меньше внимания кинорежиссуре, драматургической проработке характеров и сюжетных ситуаций, целиком и полностью доверившись новейшим компьютерным технологиям. Фильмы стали напоминать видеоигры, живые человеческие чувства и отношения, которым мы всегда поражались в классических американских фильмах, стали уступать место самодостаточным специальным эффектам.
Но в кино люди ходят все-таки не только для того, чтобы получить заряд энергии, но и для того, чтобы поразмыслить о себе и о мире, в котором живут. Когда американцам удается сочетать одно с другим – получается произведение, достойно продолжающее великие кинотрадиции – вспомним хотя бы «Красоту по-американски», заслуженно удостоенную «Оскара» и, кстати, впервые представленную в России год назад в рамках фестиваля «Лики Любви».
Думается, что проведение в Сочи европейского кинофестиваля, также, как и проведение подобных смотров в других местах, будет способствовать оживлению европейского кинопроцесса и в какой-то степени окажет положительное влияние на заокеанских деятелей кино. Ведь наш фестиваль должен будет выявлять и поддерживать наметившиеся позитивные тенденции, которые, укрепляясь и развиваясь, смогут превратить кино Старого Света в достойного конкурента кинематографии Нового Света. Так, на новом временном отрезке, можно будет возродить кинематографическую ситуацию, существовавшую в шестидесятые годы, когда европейский кинематограф на равных конкурировал с американским.
Мы не считаем, что, отказавшись от тематики молодого кино, оказываем плохую услугу новым кинорежиссерам. Ведь во многом именно стараниями тех, кого в девяностые годы открыл, в том числе и сочинский фестиваль, сложилась эта самая новая ситуация в европейском кино. Таким образом, сочинский фестиваль станет расти вместе с теми, кого он когда-то открыл.
Наконец, необходимо сказать еще об одной немаловажной детали.
Изменение концепции сочинского фестиваля, как мы надеемся, будет полезно и для российского кинематографа. Ни для кого не секрет, что последние десять лет кино в нашей стране утратило те позиции, что имело когда-то. Непреложным является также тот факт, что среди множества причин происшедшего находится стремление новых отечественных режиссеров подражать Голливуду. Между тем, в лучшие свои времена наш кинематограф, не теряя своей самобытности, обнаруживал все же больше духовных и художественных связей с европейским кино.
Надеемся, что наш новый фестиваль поможет эти связи возродить.
ЖЮРИ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ
СОЧИ-2001
В жюри VIII Международного кинофестиваля в Сочи дали согласие войти:
Войтех Ясный (Чехия), режиссер
Валерий Кичин (Россия), критик
Божидар Манов (Болгария), историк кино
Ведутся переговоры с Фолькером Шлендорфом по поводу его участия в качестве Председателя жюри фестиваля.
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ
В конкурсную программу VIII Международного кинофестиваля в Сочи войдет 17 картин, среди которых:
1. “Изнанка бога” / La Espalda De Dios (Испания), реж. Пабло Лорка.
2. “Хвост дьявола” / Опашката На Дьявола (Болгария), реж. Димитр Петков.
3. “Зум” /Zoom (Германия), реж. Отто Александр Яхрайсс.
4. “Кассирша хочет поехать на море” / Blagajnica Hoce Ici Na More (Хорватия), реж. Далибор Матанич.
5. “Пересортица” / Sorted (Великобритания), реж. Алекс Джови.
6. “План Б. Отчет” / Plan B. Report (Исландия), реж. Йохан Сигмарссон.
7. “Жертвы и палачи” / Obeti A Vrazi (Чехия), реж. Андреа Седлачкова.
Во внеконкурсной программе будут представлены следующие ретроспективы:
Датское кино: не догма, а руководство к действию.
Немецкое кино: «Восток-Запад».
Ники Лист – австрийский пересмешник.
Суперавторская программа Сергея Лаврентьева «Мой любимый размер».
XX век. Парады
ПОЧЕТНЫЕ ГОСТИ
Ведутся переговоры о приезде в Сочи Жана-Клода Ван Дамма и Орнеллы Мути.
ЖЮРИ XII ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ-2001
(Основной конкурс)
Председатель жюри – Марк Захаров
Члены жюри: Борис Акунин, писатель; Владимир Бортко, режиссер; Виктор Глухов, продюсер; Дмитрий Дибров, тележурналист; Дмитрий Долинин, оператор; Виктор Лебедев, композитор; Сергей Маковецкий, актер; Марина Мареева, сценарист; Сергей Проханов, режиссер; Анна Самохина, актриса.
ЖЮРИ КОНКУРСА “ДЕБЮТ”
Председатель жюри – Павел Финн.
Члены жюри: Ольга Дроздова, актриса; Максим Пежемский, кинорежиссер; Валерий Рубинчик, кинорежиссер; Дмитрий Савельев, кинокритик.
ПРОГРАММА КОНКУРСНЫХ ФИЛЬМОВ XII ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО
КИНОФЕСТИВАЛЯ СОЧИ-2001
1. “Нежный возраст” – реж. С.Соловьев.
2. “Москва” – реж. А.Зельдович.
3. “Приходи на меня посмотреть” – реж. М.Агранович и О.Янковский.
4. “Яды, или Всемирная история отравлений” – реж. К.Шахназаров.
5. “Бременские музыканты “– реж. А.Абдулов.
6. “Темная ночь” – реж. О.Ковалов.
7. “Конец века” – реж. К.Лопушанский.
8. “Даун Хаус” – реж. Р.Качанов.
9. “Граница”– реж. А.Митта.
10. “Связанные” – реж. Д.Месхиев.
11. “Любовь и другие кошмары” – реж. А.Некрасов.
12. “В августе 44-го” – реж. -М.Пташук.
13. “Праздник” – реж. Г.Сукачев.
14. “Ландыш серебристый” – реж. .Кеосаян.
15. “Мария” – реж. А.Аристакисян.
16. “Цветущий холм среди пустого поля” – реж. А.Эшпай.
17. “Второстепенные люди” – реж. К.Муратова.
18. “Северное сияние” – реж. А.Разенков.
19. “Дикарка” – реж. Ю.Павлов.
20. “Мифы” – реж. С.Овчаров.
21. “Желтый карлик” – реж. Д.Астрахан.
КОНКУРС “ДЕБЮТ-КИНОТАВР”-2001
1. “Апрель” – реж. С.Мурзенко.
2. “Сестры” – реж. С.Бодров-мл.
3. “С днем рождения, Лола” – реж. В.Щегольков.
4. “О, не лети так, жизнь…” – реж. Т.Воронецкая.
5. “Репетэ” – реж. Е.Малевский.
6. “Рождественская мистерия” – реж. А.Кравчук, Ю.Фетинг.
7. “Текст, или Апология комментария” – реж. Екат.Харламова.
8. “Афера” – реж. Е.Лаврентьев.