“СОЛДАТ ВЛАСТИ” ПУТИН?

 

Кадровые перетряски, предпринятые президентом Путиным, явились для правящей элиты настоящим громом среди ясного неба. Приятно отметить, что наибольшую растерянность и беспомощность при объяснении президентских “рокировок” продемонстрировали как раз те самые “околокремлевские” искатели приключений, которые на протяжении всего последнего времени назойливо представляли себя в качестве закулисных авторов президентской стратегии, которой Путин, “солдат власти”, по их выражению, якобы неуклонно следовал. Президент на этот раз со всей определенностью дал понять, что считает все затеи кремлевских политтехнологов с роспуском Думы непродуктивными и опасными и не собирается тратить силы на бессмысленную борьбу с парламентом, отдавая приоритет оптимизации работы структур исполнительной власти.

Путин показал: он не нуждается в советах ни старого ельцинского окружения, ни новоявленных политтехнологических “гениев”. Он сам настоящий мастер власти, который даст им всем сто очков вперед.

В своем стремлении к переформатированию политической элиты и укреплению собственного властного ресурса Путин продемонстрировал редкую способность к внезапной смене направления главного удара. Быть может, еще не до конца выстроив вертикаль власти, он резко переместил центр тяжести на реформирование ее горизонтали, одним махом освободившись от влияния “старокремлевцев” в силовых структурах. При этом ему удалось избежать недовольства и скандалов: он никого не прогнал на улицу: и Владимир Рушайло, и Игорь Сергеев, и Вячеслав Солтаганов получили вполне достойные назначения, где их знания и профессиональный опыт, наверняка, будут востребованы. Такой вот “новый сладостный стиль” в работе с кадрами.

Что в итоге? Силовые структуры оказались под полным политическим контролем президента. Некоторые, правда, сомневаются, смогут ли гражданские лица эффективно руководить силовыми ведомствами. На этот счет существует интересное мнение, высказанное в последней программе “Зеркало” известным политологом Андраником Миграняном. Ссылаясь на Макса Вебера, он утверждает, что конфликт между политиком, стоящим над бюрократической структурой, и самой этой структурой неизбежно динамизирует процесс принятия эффективных решений. Проще говоря, на то и щука, чтобы караси не дремали.

Дело здесь не в каких-то грядущих радикальных реформах силовых структур, а в повышении прозрачности и подконтрольности их деятельности со стороны общества и политической власти.

Некоторые политики, называя случившееся настоящей “кадровой революцией”, предсказывают радикальные изменения в Администрации президента и в правительстве. Судя по появившимся на минувшей неделе публикациям, обвиняющим руководителя Администрации президента Александра Волошина во всех смертных грехах – от сокрытия денег за рубежом до тайных встреч с чеченскими террористами, игра против него идет по-крупному. Характерно, однако, что Волошин зарекомендовал себя как весьма эффективный аппаратчик и равновеликих фигур, способных его заменить, вроде бы пока не просматривается.

А вот за должностью премьера выстроилась длинная очередь виртуальных кандидатов. Трудно сказать, чем именно может не устраивать президента действующий премьер Михаил Касьянов. У него, по сути дела, лишь один явный недостаток – принадлежность к “старокремлевцам”. Президент же, как мы видим, стремится к назначению на ключевые посты собственных выдвиженцев, всем обязанных лично ему.

Есть еще одно обстоятельство, играющее не в пользу Касьянова. Разработчиком основных направлений долгосрочной стратегии правительства является его подчиненный – министр экономического развития Герман Греф, а начальники, как известно, не слишком любят реализовывать стратегию подчиненных.

Так, может быть, самому Грефу это дело и поручить? На первый взгляд – логично. Но где гарантия, что Греф, являющийся в отличие от Касьянова крупным либеральным идеологом, не вырастет в этом случае в некую самостоятельную политическую фигуру? К тому же президент, как представляется, не готов однозначно отождествить себя с либеральным курсом.

У этого курса есть свои плюсы – дебюрократизация бизнеса, раскрепощение предпринимательской инициативы. Но есть и минусы – представление о маленьком, “субсидиарном” государстве, которое решает лишь те проблемы, которые граждане не могут решить самостоятельно. Все-таки для многих государство что отец родной, и такие идеи сразу в народе не воспримут.

Еще один виртуальный кандидат на премьерскую должность – вновь назначенный министр внутренних дел Борис Грызлов. Он в отличие от Грефа на лавры идеолога не претендует и в отличие от Касьянова к “старокремлевцам” не принадлежит. Президенту Путину полностью лоялен. В перспективе такое назначение исключать нельзя.

Сергей Степашин. Также фигурирует в некоторых экспертных оценках как кандидат на должность главы правительства. Достоинства те же, что и у Грызлова: не идеолог и не “старокремлевец”, ни в чем предосудительном не замечен, компромат на него отсутствует, энергично взялся за работу в Счетной палате и уже добился результатов. Но вряд ли Путин захочет “вернуться в прошлое”: премьером Степашин уже был.

Наконец, Сергей Иванов. Совмещает практически все оптимальные данные – стратегическое видение, способность к решению глобальных проблем, информированность, талант руководителя, лояльность президенту. Но у него сегодня другая задача – разобраться в делах Минобороны. А это долгий процесс: структура достаточно запутанная.

Ну а реформы? Дело в том, что радикальных реформ в ближайшее время в любом случае не будет. Существующие властные структуры нуждаются, скорее, в нормализации и оптимизации своей деятельности, прежде всего в искоренении коррупции. Эту задачу и будут решать новые путинские назначенцы. “Великих скачков” и “культурных революций” пока не предвидится. А может быть, и не надо? Элиты и общество устали от потрясений. Опыт последних лет показал неоспоримое преимущество эволюции перед революцией. Ведь, как говорил еще кардинал Ришелье, “нельзя переменить всего вдруг, не нарушая законов мудрости”.


Николай Гульбинский


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МАДОННА ПРИГРОЗИЛА ДРУЗЬЯМ
МАЙКИ МЭРИЛИНА МЭНСОНА ЗАПРЕЩЕНЫ
ВОЙНА НИЖНЕГО БЕЛЬЯ
Рассольники
ВОПРОСЫ СЕЗОНА:
Слово не воробей
XXX
VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ KИНОФЕСТИВАЛЬ В СОЧИ-2001
ЗЕРНО НА БЛЮДЕ
И ВНОВЬ САБИНА СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ!
“ИМЯ НА ПЕСКЕ”. И ЭТО ИМЯ – КЕЛЬМИ
Парфенов Киселеву
С НОВЫМ ГОДОМ, “КИНОТАВР”!
ДЕВЧОНКИ ВСЕ ТЕ ЖЕ
“ВАРЯГ” УТОНУЛ. СТРАХОВКА ПОЛУЧЕНА
ЛАМЕНТАЦИИ СВОЛОЧИ
ЭМИНЕМ ОСВОБОДИЛСЯ ОТ ЖЕНЫ
Барыкин
ПТИЦУ ПО ПОЛЕТУ…
На мотив песни “По диким степям Забайкалья”
КОРТНИ ЛАВ ПОБАИВАЕТСЯ САМОЛЕТОВ
Парфенов forever!
В ЗАЩИТУ СЫРА ОТ МЫШЕЙ
А ЕСТЬ ЛИ У ПУТИНА ПИАР?
ДЖЕРИ ХОЛЛИУЭЛЛ – БЫВШАЯ ВОРОВКА
Прометей, кредиты укравший
У ДЖЕННИФЕР ЛОПЕС НОВЫЙ БОЙФРЕНД
Ум, честь и совесть?
ЦАРИ & ШТИРЛИЦ
ВНЕУРОЧНЫЕ “ИТОГИ”
РИКИ МАРТИН – ПОТРЯСАЮЩИЙ ЛЮБОВНИК
ГИЛЬОТИНА, КОТОРАЯ МЫСЛИТ


««« »»»