Судьба президента и президентства

ОЛИГАРХИ СДАЮТ ЕЛЬЦИНА

Нынешнее лето характеризуется качественными изменениями в политической жизни России. И это объясняется не тем, что правительственный кризис, вызванный отставкой Черномырдина и навязыванием Кириенко и “молодых технократов” Думе, далеко не завершен, и даже не тем, что впервые шахтеры стали перекрывать железные дороги, дезорганизуя работу железнодорожного транспорта, что в России бушует глубокий финансовый кризис и Государственная Дума уже создала комиссию для выдвижения обвинения против президента Ельцина и начала процедуру импичмента.

В той или иной форме с подобного рода явлениями мы сталкивались и ранее в политической жизни последних лет.

Решающим отличием нынешней ситуации является то, что сегодня президент Ельцин подвергается массированной атаке и давлению со стороны своих еще вчера наиболее надежных союзников.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Печатные и электронные средства массовой информации нескольких олигархов (в первую очередь речь идет о В.Гусинском и Б.Березовском) начали массированную кампанию по дискредитации как правительства “технократов”, так и президента Ельцина. Нелишне напомнить, что еще в 1996 г. во время президентской кампании именно они стали вдохновителями и организаторами “письма тринадцати”. По существу, демарша, посредством которого они впервые публично дистанцировались от президента, когда он оказался в критической ситуации. Цели данной части олигархов, выраженные через подконтрольные им СМИ и в ряде политических заявлений Б.Березовского, можно свести к следующему.

Атака на президента призвана заставить его отправить в отставку “молодых технократов” или поставить под контроль олигархов как президента, так и правительство. Правительство хотя и формально считает себя неполитическим и технократическим, однако само заявление как Кириенко, так и Немцова о “том, что не будет никаких священных коров” или неприкосновенных, все должны подчиняться установленным государством правилам, и тем более попытки реально действовать в этом направлении делают это правительство наиболее политическим из всех возможных со времен гайдаровской либерализации цен и чубайсовской приватизации. Главный политический вопрос современной российской политики – кто устанавливает правила: олигархи для правительства и для себя или же правительство для олигархов и всего общества. От очередного ответа на этот вопрос зависит, в каком направлении пойдет российская политика. В 1996 г. этот вопрос был поставлен ребром, когда Ельцин имел в своем ближайшем окружении Коржакова, Грачева, Сосковца, Барсукова, Егорова и др. Тогда, по целому ряду причин, как я отметил в статье “Осень патриарха” (НГ от 14.10.97 г.), вопрос был решен в пользу олигархов.

В новых условиях эту наиболее важную политическую задачу власть пытается решить с помощью молодых “технократов” при предельном сужении социально-политической базы этой власти.

В нынешнем противостоянии президента, правительства и части олигархов просматривается любопытная эволюция в отношениях между ними. На мой взгляд, Ельцин и его ближайшее окружение (Валентин ЮмашевТатьяна Дьяченко) сделали неправильные выводы из итогов президентских выборов 1996 г. Во-первых, они согласились с тем очевидным для специалистов ложным тезисом, что выборы выиграли СМИ, и особенно телевидение. Хотя для всех более или менее близко стоящих к механизму выборов людей была очевидна решающая роль государственной машины, губернаторов и президентов республик. СМИ и телевидение создали лишь дымовую завесу для решительных действий административных структур на всех уровнях властной вертикали. Во-вторых, они одарили хозяев СМИ и особенно хозяев телевидения всеми финансовыми и иными благами и привилегиями. В-третьих, они решили, что, имея в друзьях хозяев телевидения, можно интеллектуально, институционально и политически обнулить правительство, Администрацию президента и, изгнав многих самостоятельных сотрудников, собрать туда услужливых людей, готовых поддакивать и исполнять любые пожелания внеинституционально возникшего центра власти в составе ряда олигархов, дочери президента и главы Администрации.

Сами хозяева СМИ и телевидения на всю катушку использовали открывшиеся возможности, так как власть готова была признать за ними главную роль в победе Ельцина на выборах. НТВ получил целый канал, Березовский полностью подчинил себе ОРТ и пошел на открытый штурм политического Олимпа и семьи президента. В обмен на все это хозяева СМИ обещали с помощью телевидения создать виртуальный мир для народа и решить его проблемы в этом виртуальном мире. На самом деле хозяева телевидения создали виртуальный мир для президента и его семьи, где все проблемы общества решены в виртуальном мире, а семьи – в реальном.

Когда страна стала погружаться в пучину системного экономического и политического кризиса, оказалось, что виртуальные деньги, работа и успокоение не удовлетворяют шахтеров, учителей, врачей, оборонщиков и они выходят на реальные демонстрации, стучат реальными шахтерскими касками по Горбатому мосту и перекрывают Транссибирскую железнодорожную магистраль. В этих условиях, почувствовав слабость президента и правительства и потеряв доверие к президенту, его опора, часть олигархов, наиболее близких семье и наиболее щедро обласканных властью, повели фронтальную атаку на президента и правительство.

Какие цели преследует эта группа олигархов? Заставить президента внятно и однозначно заявить о том, что он ни при каких обстоятельствах не будет баллотироваться на третий срок независимо от решения Конституционного суда. Вынудить президента отойти в сторону и дать возможность этой группе олигархов подобрать подходящего кандидата, способного, на их взгляд, победить на выборах 2000 г. с тем, чтобы предотвратить возможность пересмотра итогов передела государственной собственности и сохранить преемственность политического курса. Для достижения этих целей данной группой олигархов не исключается и вариант проведения досрочных президентских выборов, исходя из того, что системный кризис углубляется, ситуация выходит из-под контроля и с нынешними уровнем ресурсов и кредита доверия у власти, состоянием здоровья президента вряд ли можно сохранить существующий режим от потрясений.

Кризисную ситуацию для нынешней власти усугубляет еще одно обстоятельство. К олигархам, имеющим серьезные организационные, финансовые и информационные ресурсы для борьбы с нынешней властью и президентом, постепенно присоединяются губернаторы и законодательные органы власти в регионах. В попытках выйти из глубокого финансово-экономического кризиса Москва пытается перевести стрелки недовольства населения с себя на региональные власти. Не желая нести ответственность за политику федерального правительства, региональные власти, чтобы обезопасить себя от посягательств Москвы, сами часто становятся тайными и явными вдохновителями акций протеста против федеральных властей. Таким образом, в нынешней ситуации на фоне кризиса доверия к власти и при чрезвычайной слабости федеральных институтов власти Администрация Ельцина и правительство сталкиваются с серьезно организованными силами олигархов и региональных элит, требующих глубоких изменений в нынешней властной конфигурации.

ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ: ПРЕЕМНИК

Каковы возможные выходы из системного экономического и, в первую очередь, политического кризиса? Если нынешняя линия олигархов, направленная на выдавливание президента из реального политического пространства, будет продолжена, а президент и семья с этим согласятся, возможны два варианта дальнейшего развития политического процесса.

При первом варианте президент заявляет о том, что он не собирается выдвигаться на третий срок. Чтобы ему в этом поверили, он одновременно просит, если нельзя приостановить рассмотрение иска, то, учитывая его личное пожелание, принять негативное решение по поводу права нынешнего президента выдвинуть свою кандидатуру на выборах 2000 г. Думаю, что и этого недостаточно, чтобы в элитных кругах и в обществе поверили, что Ельцин ни при каких обстоятельствах не будет выдвигаться на выборах. Для полной уверенности в этом олигархам и всем тем силам, которые сегодня работают на политическую аннигиляцию президента Ельцина, придется найти собственного, согласованного между основными участниками политического процесса, кандидата на 2000 г. и добиться его назначения уже сейчас премьер-министром правительства. Многочисленные данные говорят в пользу того, что в качестве кандидата эта группа избрала отставного премьер-министра Виктора Черномырдина. Лишенный власти премьера и контроля над ТЭКом, Черномырдин кажется для этой группы наиболее управляемой фигурой. В свою очередь вновь назначенный премьер-министр в одном из первых своих публичных заявлений должен оповестить элитные круги и общество о своих намерениях участвовать на президентских выборах 2000 г. Очевидно, что после этого фактически действующий президент и его Администрация перестанут играть какую-либо существенную роль в политической жизни России, вся полнота власти будет сконцентрирована в руках премьера и тех сил, которые приведут его на эту должность, реально произойдет переток власти от президента и Администрации к премьеру.

Так как изменение Конституции процесс очень сложный, как с юридической, так и с политической точек зрения, в оставшееся время Ельцин, номинально управляя страной, будет визировать все необходимые решения, принятые премьером и группой его поддержки, в том числе меры, направленные на мобилизацию ресурсов государственной машины для обеспечения избрания действующего премьер-министра в президенты в 2000 г. Нелишне в связи с этим еще раз напомнить, что именно государственная машина сыграла в 1996 г. решающую роль в победе Ельцина на выборах. Не исключено, что при подобном развитии ситуации премьеру и элитным группам его поддержки придется уговорить или заставить других возможных кандидатов от партии власти не баллотироваться на выборах 2000 г., как это сделала группа Коржакова-Сосковца в 1996 г. для Ельцина, “уговорив” Лужкова и Черномырдина отказаться от участия в выборах.

ВАРИАНТ ВТОРОЙ: ГОССОВЕТ

Если олигархам и их политическим союзникам не удастся договориться о едином приемлемом кандидате на пост премьера с дальнейшим превращением этого премьера в президенты, мне представляется, что уже сейчас эта группа может пойти на институционализацию того внеинституционального органа принятия решений, который оформился за последние два года (в составе Т.Дьяченко, В.Юмашева, Б.Березовского, В.Гусинского и ряда других) и стал абсолютно полновластным, особенно со времен падения правительства Черномырдина. При расширении этой группы за счет некоторых знаковых политических фигур из губернаторов и публичных политиков в форме, например, уже не раз и с разными полномочиями названного в печати “Госсовета”, который возьмет политический курс на конституционную реформу и возможное перераспределение полномочий от президента к правительству и парламенту. Идея конституционной реформы обретает все новых и новых сторонников в силу ряда обстоятельств: болезнь и непредсказуемость поступков президента, страх перед непросчитываемым электоральным поведением народа, способного путем прямого голосования привести к власти политика, не склонного обеспечить преемственность нынешнего политического курса и обладающего широчайшими полномочиями закрепленными в Конституции. Не исключено поэтому, что Конституционная реформа может пойти с согласия большинства элитных групп и политических партий по пути или ликвидации института президентства или существенного ограничения его полномочий, вплоть до отказа прямых выборов со стороны народа и избирания номинального главы государства Федеральным Собранием.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОПОРЫ

Мне представляется, что многие аналитики и политики, выдвигая идеи отмены президентства и перехода к ответственному перед парламентом правительству, недостаточно хорошо представляют себе особенности состояния нынешней государственности в России и практически не усвоили уроки трагических обвалов российской государственности, происходивших в этом веке дважды, сначала в 1917 г., а затем – 1991 г.

Мне уже много раз приходилось говорить о том, что государства, особенно такие большие, да еще федеративные, имеющие в своем составе этно-государственные образования, обеспечивают свое единство, опираясь в той или иной степени на четыре основных элемента: рынок, который органично связывает воедино хозяйственный организм страны; административную систему, выражающуюся в эффективной работе хорошо организованного бюрократического аппарата; силовые структуры, способные удержать страну от хаоса при неспособности политических институтов обеспечивать функционирование общества в обычном режиме, и на систему ценностей, разделяемую, если не всем обществом, то, по крайней мере, большинством населения. В настоящее время Россия и так переживает процесс как явной, так и ползучей дезинтеграции государства. Рынок находится в зачаточном состоянии, промышленность и производство лежат на боку. О неэффективности, казнокрадстве и коррупции чиновничьей бюрократии на всех этажах власти ходят легенды. Силовые структуры настолько деморализованы, что не в состоянии защитить даже себя, так что им не до проблем общества и государства. В сфере ценностей в России существует глубоких раскол в обществе, который выявляют год за годом как социологические опросы, так и самые разнообразные выборы.

Таким образом, в кризисной ситуации всегда существует какой-то институт, который олицетворяет единство государства в случаях, когда все вышеперечисленные четыре его опоры частично или полностью отсутствуют или перестают работать. В 1917 г. таким институтом был царь. Отречение от престола Николая убрало последнюю опору из-под государства, и Россия стремительно покатилась под гору, разбившись на множество осколков. Пять-шесть лет потребовалось большевикам, чтобы беспощадно железом и кровью восстановить государство. В 1991 г. вслед за поспешным устранением стержня политической системы и государства – КПСС, произошел распад СССР, последствия которого еще долго будут сказываться на всем постсоветском пространстве. В нынешних условиях, пожалуй, государственное единство легитимизируется в институте президентства. Устранение этого института не только не устранит экономический и политический кризис, а, скорее, даст новый импульс к процессам дезинтеграции, и так уже идущим в стране. При отсутствии всенародно избранного президента никто не сможет гарантировать целостность государства. Если в один прекрасный день президенты республик в составе России и губернаторы отзовут своих представителей из Федерального Собрания, как это произошло в 1991 г. в случае с союзным парламентом, то не останется ни одного института федеральной власти, имеющего легитимность на территории России и способного использовать ресурсы государства, в том числе и силовые для предотвращения его распада. При любых попытках конституционной реформы следует иметь в виду, что при нынешнем российском федерализме необходим выбор президента со стороны населения, правда с перераспределением власти и ответственности в пользу парламента, с учетом американского и французского опыта. Путь чисто парламентской политической системы с ответственным только перед парламентом правительством может быть губителен для России.

Помимо вышеназванных причин, следует отметить, что ответственное перед парламентом правительство требует развитого гражданского общества, развитой партийной системы, общенациональных партий, пользующихся доверием и уважением в обществе и цементирующих единство страны.

МЛАДОРЕФОРМАТОРСКИЙ СЦЕНАРИЙ

Однако вовсе неочевидно, что президент и его семья, часть других олигархов и политических кругов, ориентированных все еще на Ельцина, не попытаются осуществить другие сценарии развития политического процесса, чтобы он не только не лишился реальной власти за два года до окончания срока президентства, но и попытаются создать условия для баллотирования Ельцина на третий срок.

Для этого президенту Ельцину придется опереться на политические силы, которым он доверяет, их лидеры являются знаковыми фигурами, но которые вместе с тем не будут покушаться на его власть, так как в обществе не имеют собственной широкой политической опоры (Чубайс, Немцов, Б.Федоров, Гайдар и др.).

В нынешних условиях, получив многомиллиардный кредит от МВФ для относительной стабилизации финансовой системы, эта группа могла бы, опираясь на поддержку президента, выжать максимальные политические выгоды для себя, нанести поражение группе олигархов, уже “списавших” Ельцина и “молодых технократов”, и укрепить свои позиции через консолидацию государственной власти еще до того, когда наступит очередной этап глубокого системного кризиса.

С этой целью вполне возможен вариант с кардинальным изменением концепции как правительства, так и Администрации. Потребуется радикально изменить ситуацию, когда Кириенко во главе правительства и В.Юмашев во главе Администрации президента представляют лишь номинальные фигуры, предназначенные для того, чтобы прикрывать деятельность внеинституционального центра, принимающего кадровые и политические решения, которые затем освещаются президентскими указами. Для возвращения полновластия реальным политическим институтам, правительству и Администрации президента, этой группе при поддержке президента придется ликвидировать внеинституциональный центр, что означает устранение из политической сферы Татьяны Дьяченко и Валентина Юмашева под тем предлогом, что этот центр с участием членов семьи предпринимал шаги с целью досрочного отстранения президента от реальной власти. За этим автоматически последует низведение Кириенко в помощники реальным, знаковым политическим фигурам, которые займут посты премьера и главы Администрации президента, которые придадут ярко выраженный политический характер этим институтам и попытаются укрепить институциональную систему государственной власти.

Если президент пошел бы на такой вариант развития политического процесса, то вполне логичным было бы назначение Чубайса премьером, а Немцова главой президентской Администрации. Можно было бы значительно расширить полномочия Бориса Федорова, подчинив ему, кроме налоговой службы, еще и налоговую полицию, таможню и закрепив за ним контроль над банковской сферой. Нет никакого сомнения в том, что при первых же шагах этой команды “Газпром” лишился бы своего старого шефа в лице Рэма Вяхирева и эта компания превратилась бы в надежную опору новой власти. Среди первоочередных шагов этой команды было бы возвращение полного контроля со стороны государства над ОРТ, с изгнанием оттуда всей команды Бориса Березовского. По отношению лично к нему не исключено выполнение давнишней угрозы президента: изгнание из страны и лишение его любых политических и финансово-экономических рычагов влияния в России. Не исключено, что новые власти могли бы принести в жертву данную группу олигархов, обвинив их во всех бедах народа. Эта группа олигархов является идеальным объектом, на который можно направить гнев обездоленных масс. Они все относятся к определенной этнической группе, отличаются сомнительным способом и источниками обогащения, замешаны во всех мыслимых и немыслимых финансовых, экономических и политических скандалах, обладают непреодолимым желанием сыграть роль одновременно Распутина и Хлестакова. Чтобы завершить контроль над СМИ, группе Чубайса- Немцова пришлось бы или подчинить НТВ своей воле, изгнав оттуда старое руководство и хозяев, или же экономически разорить эту компанию. Приведение в действие данного плана – контроль над “Газпромом”, ОРТ и НТВ – нанесет сокрушительный удар не только по экономическим и политическим интересам данной группы олигархов, но и окончательно похоронит любые надежды Виктора Черномырдина стать президентом в 2000 г.

Консолидация финансово-экономических, информационных, административно-силовых ресурсов по горизонтали на уровне федерального Центра впервые даст возможность Москве реально с позиции силы говорить с региональными “баронами”. Естественно, что очередной мишенью, при действительной консолидации власти в федеральном Центре, станет мэр Москвы, которому придется или подчиниться требованиям этого Центра, или же пасть в неравном бою.

Государственная Дума, скорее всего, откажется утвердить кандидатуру Чубайса. В этом случае она наверняка будет распущена. Согласно действующему законодательству основные партии, представленные сейчас в парламенте, лишатся возможности участия в выборах в новую Государственную Думу. Это, в свою очередь, откроет возможность для широкого маневра новому правительству и Администрации президента по дальнейшему укреплению позиций этой группы. И самое последнее, имея консолидированную госмашину, неограниченные финансовые и информационные ресурсы, этой группе не составит серьезного труда, в случае невозможности Ельцина по состоянию здоровья баллотироваться на третий срок, выдвинуть из своей среды публичного политика на этот пост. Им может быть как Борис Немцов, так и Борис Федоров, имеющие определенный потенциал публичного политика.

ОБА ХУЖЕ

Конечно, описанный сценарий развития ситуации носит весьма гипотетический характер. Однако следует отметить, что и при реализации данного сценария, хотя формально нет непосредственных угроз для президента, однако при укреплении позиции группы Чубайса – Немцова как президент, так и его семья будут постепенно выведены из реального процесса принятия политических решений. Полная победа любой из конкурирующих групп означает, что президент становится заложником у победителей. С другой стороны, при реализации данного сценария группе Чубайса – Немцова придется сломать сопротивление как части олигархов и элитных групп, так и политической оппозиции и региональных “баронов”, при отсутствии поддержки со стороны народных масс, разочарованных в ценностях рынка и либерализма и испытавших на себе печальные последствия рыночных преобразований, если, конечно, этой группе не удастся привлечь народные массы на свою сторону устройством показательных судебных процессов над олигархами и конфискацией их имущества.

Вряд ли имеющихся ресурсов у этой группы хватит на то, чтобы вести борьбу против всех на уничтожение. Шансы на окончательную победу весьма сомнительны, так как это потребует от группы Чубайса – Немцова наличия железной воли, готовности идти до конца, вплоть до широкомасштабного применения силы и, самое главное, безграничного доверия со стороны Ельцина и делегирования им всей полноты власти. Но даже при этом есть реальная возможность ввергнуть страну в хаос, так как борьба части элитных групп с другой частью, с оппозицией и региональными “баронами”, неминуемо в российских условиях заканчивается распадом государства.

Каждый из двух сценариев развития политического процесса, рассмотренных выше, является скорее идеальным типом. В процессе реализации каждый из них может подвергнуться серьезным изменениям, так как в ходе реализации даже более простых сценариев происходит сшибка волевых качеств конкретных людей и групп, интересов и страстей и результат оказывается весьма далеким от предсказуемого. Но как бы то ни было, сегодня стало очевидным то, что народ нуждается в том, чтобы кто-то персонально понес наказание за все жертвы и лишения, которые он претерпел за последнее десятилетие реформ. Именно этим объясняется желание части олигархов пожертвовать президентом и “молодыми реформаторами” ради собственного спасения. В свою очередь, не вызывает сомнения и то, что президент и “молодые реформаторы” с удовольствием пожертвуют не в меру активно влезшими в политику олигархами ради собственного спасения и консолидации государственной власти. Как всегда за последние несколько лет выбор за президентом. Если он не сделает опережающий шаг, то его сделают другие. Это тот случай, когда тот, кто начинает из противостоящих сторон, он и получает стратегическую инициативу.

Для меня очевидно, что ни “олигархический” план выхода страны из нынешнего кризиса, ни “младореформаторский” не являются безболезненными выходами ни для России, ни для действующего президента и будущего его семьи.

Как не приемлем вариант, при котором Россией управляет группа олигархов, контролирующих государство и президента в своих интересах, так и возможность реализации “демократической диктатуры”, когда для этого нет ресурсов. Как в том, так и в другом случае есть угроза социально-политических потрясений слишком много преград на пути консолидации государственной власти, высока вероятность угрозы распада России.

УКРЕПЛЯТЬ НЕ ГРУППИРОВКИ, А ИНСТИТУТЫ

Единственный выход из сложившейся ситуации, если вообще есть хороший выход из нынешней ситуации, – это не укрепление позиции тех или иных групп или личностей, а, скорее, укрепление политических институтов. Этот путь осуществим, если основные элитные группы, оппозиция и региональные лидеры будут вовлекаться по инициативе президента в процесс перераспределения властных полномочий от президента к правительству и парламенту, когда в этом процессе чувство солидарной ответственности за страну и за сохранение мира и стабильности возьмут верх над стремлением победы какой-либо группы над другими во что бы то ни стало. В таком случае оставшиеся два года президентства Ельцина могли бы стать эпохальными в плане создания той политической системы, через механизм конституционной реформы, в которой было бы покончено с отсутствием безответственности перед политическими институтами и гражданским обществом любого должностного лица, включая президента; где исключалась бы возможность образования внеинституционального центра власти и влияния, что неминуемо ведет к обнулению институтов государства, исключалась бы возможность прямого вовлечения “семьи” в любом смысле этого слова в политический процесс, была бы закрыта дорога любому фаворитизму и халуйству в коридорах власти и особенно ее исполнительных структур. Только на этом пути президент и его “семья” не рискуют стать заложниками той или иной группы победителей, обеспечивают для себя институциональную и моральную гарантию как со стороны элитных групп во власти и оппозиции, так и со стороны общества. Этот путь не в традициях российской политической культуры. Я мало верю в мудрость российской элиты. Скорее всего, мы обречены на реализацию или “олигархического” или “младореформаторского” сценариев развития, но кто знает, может быть, с третьего раза в этом столетии нам удастся без катастрофических потрясений для страны проскочить между Сциллой “олигархической диктатуры” и Харибдой “либеральной диктатуры”, по разным причинам, но одинаково рискованных по своим последствиям для России.

Андраник МИГРАНЯН


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Сколько на свете лахт?
Сладка ягода
СПАСЕТ ЛИ КРЕДИТ МВФ РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ?
Минус электрификация страны
Чай не пил – какая сила?
ЗОЛОТО ТЫНДЫ
Россия – Индонезия: несостоявшийся гамбит
“Крыши” на ремонте
ЖИЗНЬ – ЭТО ЧЕТЫРЕ БУХАНКИ ЧЕРСТВОГО ХЛЕБА
Изменения в уставе
ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА НЕ НА РЕЛЬСАХ, А НА ПУТЯХ ПРАВА
Помогут ли вывести российскую экономику из кризиса договоренности с МВФ?
ОБРАЩЕНИЕ


««« »»»