СПАСЕТ ЛИ КРЕДИТ МВФ РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ?

Накануне решения Совета директоров МВФ о выделении России многомиллиардного кредита российская экономика находилась на пороге катастрофы. Вопрос стоял так: либо новый кредит, либо полный крах нынешней экономической политики, а вместе с ней – российской государственности. Без экстренной помощи МВФ коллапс наступил бы уже сегодня. Практически, мы подошли к последней черте, за которой маячило прекращение внутренней конвертации рубля со всеми вытекающими отсюда последствиями – пустыми прилавками, очередями и неизбежным социальным взрывом. Причем ситуация была много хуже, чем накануне “шокотерапии”, когда страна располагала значительными резервами и могла существовать в автономном режиме.

За десять лет радикальных реформ был обескровлен реальный сектор экономики, исчерпан ресурс систем жизнеобеспечения, практически полностью развалена фундаментальная наука, загублена система подготовки кадров, ликвидированы системы бесплатного общедоступного здравоохранения и образования. Единственным предметом гордости “реформаторов” стал рост банковского сектора и формирование новой российской элиты (олигархов и обслуживающих их интересы работников средств массовой информации, представителей “демократической интеллигенции” и т.д.), составляющей не более 1% населения. Это те, кому сегодня “на Руси жить хорошо”.

Причины кризиса очевидны. На протяжении всего периода радикальных реформ последовательно разрушалась система государственной власти, которая, как известно, зиждется на бюджете. Доходы бюджета оказались совершенно несопоставимыми с объемом тех задач, которые обязано решать государство по обеспечению национальной безопасности, содержанию инфраструктуры, социальной защите своих граждан, несопоставимыми с самим правом граждан на достойную жизнь. Эти доходы могут быть обеспечены только в том случае, если все предприятия страны работают на полную мощность и все граждане исправно платят налоги. Но производство развалилось. В результате налоги стало просто не с кого собирать. Дефицит бюджета в такой ситуации можно было восполнить лишь за счет внутренних и внешних заимствований. В итоге сложилась ситуация, когда государство оказалось не в состоянии обслуживать свою задолженность. Каждый раз при составлении бюджета власть оказывалась перед дилеммой: либо обеспечить реальные бюджетные расходы, либо обслуживать долг. В таком состоянии экономику можно уподобить человеческому организму на 40-е сутки голодания, когда, после исчерпания всех резервов, наступают необратимые изменения внутренних органов. Мы уже проели имевшийся запас прочности, а сегодня мы проедаем наше будущее.

Помимо названных “объективных” причин, государство совершило ошибку, которую в принципе могло бы и не совершать. Речь идет о создании рынка государственных краткосрочных обязательств. В результате его функционирования было привлечено около 20 млрд руб., а проценты по задолженности составили почти 450 млрд руб. (включая ОФЗ, ОГСЗ и другие краткосрочные государственные ценные бумаги). Бурный рост рынка ГКО привел к тому, что практически все бюджетные поступления последнего месяца ушли на выплату процентов по краткосрочным обязательствам.

Но вот кредит получен. Как он будет использован? Прежде всего – для реструктуризации задолженности. Деньги пойдут на погашение части коротких (до 6 месяцев) рублевых долгов путем их конвертации в более длинные (5 – 10 лет) валютные долги. Само по себе предоставление этого кредита не решает никаких проблем российской экономики. Это только отсрочка. Конечно, если использовать это время для создания предпосылок промышленного роста и для структурной перестройки экономики, то кредит МВФ будет благом. Но у правительства нет даже намека на программы по оздоровлению экономики и созданию рабочих мест. И потому всякая отсрочка краха нынешней экономической политики объективно вредна для российского общества, так как мешает осознать в полной мере бесперспективность и пагубность правительственного курса.

Сегодня речь идет не об оздоровлении экономики и даже не о снижении социальной напряженности, а исключительно о реструктуризации задолженности. То есть деньги уйдут на погашение ГКО, находящихся у российских и зарубежных инвесторов, при том, что средства, вложенные ими в ГКО, окупились уже 25 раз! Долг как таковой остается. Только теперь он становится долгом Международному валютному фонду.

На рынке ГКО 13 млрд долл. – это средства зарубежных инвесторов. Естественно, будучи заинтересованными в том, чтобы этот рынок не рухнул, они оказывали давление на МВФ (через своих лоббиистов в Конгрессе США) с тем, чтобы фонд предоставил кредит России. Кредит МВФ – это деньги, предназначенные главным образом для выплаты иностранным инвесторам.

Что принесет кредит российской экономике? Прежде всего, колоссальную нагрузку на бюджет. Уже сегодня все налоги, которые реально собираются, идут даже не на потребление, а на обслуживание задолженности. В следующем году ситуация еще более обострится.

Кроме того, Запад потребовал ужесточения налоговой политики правительства. И ее ужесточают до предела. Это и 3% налог на импорт всех товаров. Это – отмена всех видов льгот по НДС. Это – увеличение подоходного налога. Это – введение 5% налога с продаж. Это – увеличение цен на бензин. Все это приведет к 15 – 20% росту цен и одновременно к снижению реальных доходов населения. То есть, с одной стороны, для того чтобы государство смогло расплатиться по коротким долгам, МВФ дает третью часть суммы, две другие части будут изъяты из карманов населения. Вот и вся цель операции. В ней нет никакой изюминки, ничего привлекательного для России.

Кроме того, на сегодняшний день все обязательства российской стороны по поводу этих займов – тайна за семью печатями. Естественно, предоставление кредитов обставлено массой самых различных условий, о которых можно только догадываться, исходя из логики действий правительства и по тем действиям, которые правительство уже предприняло.

От России требуют и расчленения естественных монополий, и одностороннего ограничения военно-технического сотрудничества с рядом развивающихся стран. До минимума будут “утрамбованы” все бюджетные расходы, и в первую очередь социальные: здравоохранение, наука, образование и т.д. Все это начисто исключает какое-либо развитие.

Была ли альтернатива? Да, теоретически альтернатива была. Лучше сегодня крах этой политики и выбор в пользу принципиально новой политики, чем продолжение этого курса, который все равно обречен.

Мы убиваем промышленность, разваливаем системы жизнеобеспечения, безвозвратно губим систему здравоохранения, образования. Если впоследствии когда-нибудь мы встанем перед необходимостью восстановления системы образования, то на каждый недофинансированный рубль сегодня придется израсходовать 10 – 20 руб. завтра. И если наши горе-демократы так любят рассуждать о правах человека, то кто из них подумал о наших детях, которых мы лишаем права на образование, на охрану здоровья, на достойную жизнь, и в конечном итоге – на право жить в независимом государстве.

Совсем недавно популярный в кругах российских радикал-реформаторов бывший советник российского правительства Джеффри Сакс задал вопрос: “Почему экономика стран, живущих по рецептам МВФ, не выходит из состояния коллапса?”. В свете изложенного выше вопрос этот носит риторических характер.

Сегодня речь идет не об оздоровлении экономики и даже не о снижении социальной напряженности, а исключительно о реструктуризации задолженности. То есть деньги уйдут на погашение ГКО, находящихся у российских и зарубежных инвесторов, при том, что средства, вложенные ими в ГКО, окупились уже 25 раз! Долг как таковой остается. Только теперь он становится долгом Международному валютному фонду.

Мартин ШАККУМ

президент Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Сколько на свете лахт?
Сладка ягода
Минус электрификация страны
Чай не пил – какая сила?
ЗОЛОТО ТЫНДЫ
Россия – Индонезия: несостоявшийся гамбит
Судьба президента и президентства
“Крыши” на ремонте
ЖИЗНЬ – ЭТО ЧЕТЫРЕ БУХАНКИ ЧЕРСТВОГО ХЛЕБА
Изменения в уставе
ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА НЕ НА РЕЛЬСАХ, А НА ПУТЯХ ПРАВА
Помогут ли вывести российскую экономику из кризиса договоренности с МВФ?
ОБРАЩЕНИЕ


««« »»»