О ШКОЛАХ ЧАСТНЫХ, УЧЕНИКАХ НЕСЧАСТНЫХ…

На улице – май, солнышко, первые зеленые листочки, весенние цветы, веселые голоса детишек. Но некоторым ребятам, а также их родителям не до весенних удовольствий – они поступают в школу. Канули в Лету времена, когда все родительские заботы ограничивались покупкой школьного “приданного” и формальным актом записи собственного чада в близлежащую школу. Теперь, если верить общественному мнению, благополучная судьба ребенка определяется тогда, когда он попадает – или не попадает – в хорошую школу.

Бедные родители! Их ответственность за будущее ребенка возрастает до невиданных масштабов! Помните старую песенку о том, чему учат в школе? То есть о том, что в школе учат читать, писать, считать? Так вот, родителям потенциальных первоклашек лучше эту устаревшую песенку поскорее забыть. Потому что при поступлении в школу требуется, чтобы ребенок все, о чем в песенке поется, уже умел. Конечно, такие требования никаким законом не обоснованы, но ни испуганному шести-семилетнему “абитуриенту”, ни его бесправным перед лицом школы родителям от этого не легче. Помимо умения читать-считать-писать от желающего поступить в первый класс могут потребовать прохождения тестирования. Требование это опять же совершенно не вписывается в рамки закона, а потому “аппетиты” на интеллектуальность и эрудированность будущих первоклашек регулируются исключительно претензиями школы и учителей. Где-то можно обойтись знанием своего адреса, где-то ребенка попросят перечислись произведения Ю.Олеши, где-то озадачат упражнениями на логику.

Конечно, далеко не все взрослые смогут ответить на “детские” вопросы, задаваемые при поступлении в школу. Конечно, далеко не все маленькие дети смогут преодолеть свою застенчивость и иметь при тестировании “товарный вид”. Но у сторонников подобного подхода к записи в школу есть целый “пакет” оправданий – таким образом, мол, и родителей заставляют больше времени уделять развитию ребенка, и самого малыша готовят с пеленок к жесткой конкуренции на рынке, и т.д. и т.п.

Что ж, положим, вы подготовили своего ребенка к любым неожиданностям и уверены в его развитии. Но это отнюдь не означает, что вы сделали все для его счастливого будущего. Теперь вам надо думать о главном – о выборе школы. В последнее время нам, родителям, активно навязывается мысль, что качественное образование можно получить только в очень дорогих частных школах. Такая нехитрая мысль падает на хорошо подготовленную почву. Во-первых, плата за обучение в таких школах составляет 350 – 600 долл. в месяц. Плюс “споснсорский” вступительный взнос (до 10 тыс. долл.). Трудно предположить, что можно брать такие деньги, ничего не давая взамен. Во-вторых, наблюдение за многими “простыми”, бесплатными школами приводит к неприятному выводу о том, что там дети вообще могут не научиться ничему.

Итак, зерно падает на удобренную почву, а далее за дело принимаются средства массовой информации. Вы видите, например, по телевизору чистеньких девочек и мальчиков, бойко говорящих на иностранных языках. Вы слушаете восторженный лепет журналистов о вырастающей в стенах частных школ “будущей элите” нации. Вы внимаете рассуждениям педагогов и психологов о том, что только из детей, освобожденных (в силу богатства или мудрости родителей) от каких-либо мыслей о хлебе насущном, вырастают истинно свободные, творческие и хорошо образованные личности. И вот вы уже лихорадочно роетесь в собственном семейном бюджете, пытаясь найти там ежемесячные полтысячи долларов для закладывания основ свободы, творчества, образования и счастья самого дорогого для вас человека. А если таких финансовых возможностей у вас нет и быть не может, тут уже недалеко и до чувства собственной неполноценности.

Попробуем разобраться во всем спокойно. Начнем с философской стороны дела – с идеи о взращивании свободных творческих личностей, освобожденных от мыслей о хлебе насущном. Как показывает опыт многих и многих поколений, чаще всего таким методом выращиваются все-таки бездельники и паразиты на капиталах собственных обеспеченных родителей.

От философии перейдем к вопросам практическим. Чем отличается школа частная от школы государственной? Программой, учителями, бытовыми условиями. Начнем с программы. В частных школах, как правило, много внимания уделяется изучению языков. Это – очень хорошо. Но качественное языковое образование можно получить и в государственных школах – в частности, в школах с углубленным изучением того или иного языка. Правда, в частных школах иногда чуть ли не с первого класса учат не один, а два-три иностранных языка. Но нужна ли ребенку такая массированная нагрузка, не страдает ли от этого качество знаний, причем прежде всего – знания родного, русского языка?

В целом программы частных школ поражают разнообразием. История искусств, история литературы, этика – привлекательно звучит, не правда ли? Одна моя трехлетняя (!) знакомая обучается, например, в Пушкинской школе, где их учат вести себя “как принцы и принцессы”. Правда, о “волшебных словах” (спасибо, пожалуйста, здравствуй) ей приходится напоминать ничуть не реже, чем нормальным, “некоронованным” детям.

Изыски в программах частных школ, как правило, означают, что дети получают огромные дополнительные нагрузки. Мама девочки-семиклассницы из такой школы рассказывает: “Леночка до двенадцати ночи делает уроки, а в шесть – уже на ногах, доделывает то, что не успела. Устает страшно, часто болеет, но ничего не поделаешь – главное, получить образование”. Спорный взгляд. Мне кажется, что в таких условиях для Леночки главное – выжить и не загубить здоровье окончательно.

Успех обучения по любой программе, изысканной или классической, определяется личностью учителя. А учителя, в общем-то, в частных школах те же, что и в государственных. Прекрасные, мудрые, влюбленные в собственное дело, тонко понимающие детей, готовые работать за любые деньги. Или озлобленные, безразличные, просто глупые… Говорит мама бывшего ученика дорогой частной гимназии: “Первая учительница у нас была замечательной – тонкой, умной, она видела в ребенке личность. А потом начальная школа закончилась, учителей стало много. Они боятся детей и не делают им замечания даже тогда, когда это необходимо. Они боятся меня и не хамят мне открыто. Они приводят в школу иностранцев и пресмыкаются перед ними. Но их глаза выдают их безразличие, их ненависть к детям и к нам, богатым родителям. А новомодные методики не могут скрыть отсутствие знаний и ограниченность учителей. Я забрала сына из этой школы и отдала в государственную, с углубленным изучением английского”.

Многих родителей привлекает в частных школах то, что я условно назвала “бытовыми условиями”. Полный пансион, трехразовое питание, маленькие классы. Конечно, для работающих родителей присмотр за ребенком в течение всего дня – вещь жизненно необходимая. Но если мама не работает, а ребенок до вечера сидит пусть в валютной, но продленке… Маленькие классы…”Как здорово!” – воскликнут бывшие ученики и учителя советских школ, где все тридцать – сорок парт были заняты. Но психологи назовут подобные классы проблемными. Именно в таких классах из десяти – двенадцати человек ребенку легче всего остаться одиноким и даже – стать изгоем.

И, наконец, самое главное. Любая, самая лучшая частная школа – все-таки не “интеллектуальная операционная”. Никто на свете не сможет без участия ребенка вложить в его голову те или иные знания. И школа должна быть не престижной и дорогой, а просто хорошей, с честными и умными учителями. Желаю вашему ребенку попасть без помощи долларов именно в такую школу и именно к таким учителям!

Любовь ГЕОРГИЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ДОМАШНИЕ И НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ОТ ЗУБНОЙ БОЛИ
КРАСНА ЯГОДА ОДУРМАНИТ, ГОРЬКА ЯГОДА ОТРЕЗВИТ
Сухарто ушел. Режим остался
“СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РОССИЯ” В ПРОТЕСТНЫХ РЕГИОНАХ
ПРЕДЕЛЫ РАСПАДА
ОБРАЗОВАНИЕ – В ОПАСНОСТИ!
ЧТОБЫ ЗУБ НА ЗУБ ПОПАДАЛ
УЧЕНЫЕ ПРИМОРЬЯ ТОЖЕ ВЫШЛИ НА РЕЛЬСЫ
ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
РОССИЙСКОЙ НАЦИИ БЫТЬ!
СНПР В АРХАНГЕЛЬСКЕ
ПИРЫ ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ
СВЕТЛОЗОРЬ
ДАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ!
Отречемся от старого мира?
НО ВОТ УДАРИЛИ МОРОЗЫ, НЕ ЖДИ, ЧИТАТЕЛЬ, РИФМЫ “СЛЕЗЫ”…
ИДЕТ-ГУДЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ, ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ, ВЕСЕННИЙ ШУМ
БОЙ ПАРАЗИТАМ!
ОБРАЩЕНИЕ к правительству Российской Федерации участников Всероссийской акции
Страна сошла с рельс
Каковы истинные причины шахтерского кризиса
ЧТО ЭТО ТАМ ЗА РОЖИ?
За правом на образование – к гаранту Конституции
ЗАКОН В РОССИИ – МЕНЬШЕ, ЧЕМ ЗАКОН


««« »»»