О ШКОЛАХ ЧАСТНЫХ, УЧЕНИКАХ НЕСЧАСТНЫХ…

На улице – май, солнышко, первые зеленые листочки, весенние цветы, веселые голоса детишек. Но некоторым ребятам, а также их родителям не до весенних удовольствий – они поступают в школу. Канули в Лету времена, когда все родительские заботы ограничивались покупкой школьного “приданного” и формальным актом записи собственного чада в близлежащую школу. Теперь, если верить общественному мнению, благополучная судьба ребенка определяется тогда, когда он попадает – или не попадает – в хорошую школу.

Бедные родители! Их ответственность за будущее ребенка возрастает до невиданных масштабов! Помните старую песенку о том, чему учат в школе? То есть о том, что в школе учат читать, писать, считать? Так вот, родителям потенциальных первоклашек лучше эту устаревшую песенку поскорее забыть. Потому что при поступлении в школу требуется, чтобы ребенок все, о чем в песенке поется, уже умел. Конечно, такие требования никаким законом не обоснованы, но ни испуганному шести-семилетнему “абитуриенту”, ни его бесправным перед лицом школы родителям от этого не легче. Помимо умения читать-считать-писать от желающего поступить в первый класс могут потребовать прохождения тестирования. Требование это опять же совершенно не вписывается в рамки закона, а потому “аппетиты” на интеллектуальность и эрудированность будущих первоклашек регулируются исключительно претензиями школы и учителей. Где-то можно обойтись знанием своего адреса, где-то ребенка попросят перечислись произведения Ю.Олеши, где-то озадачат упражнениями на логику.

Конечно, далеко не все взрослые смогут ответить на “детские” вопросы, задаваемые при поступлении в школу. Конечно, далеко не все маленькие дети смогут преодолеть свою застенчивость и иметь при тестировании “товарный вид”. Но у сторонников подобного подхода к записи в школу есть целый “пакет” оправданий – таким образом, мол, и родителей заставляют больше времени уделять развитию ребенка, и самого малыша готовят с пеленок к жесткой конкуренции на рынке, и т.д. и т.п.

Что ж, положим, вы подготовили своего ребенка к любым неожиданностям и уверены в его развитии. Но это отнюдь не означает, что вы сделали все для его счастливого будущего. Теперь вам надо думать о главном – о выборе школы. В последнее время нам, родителям, активно навязывается мысль, что качественное образование можно получить только в очень дорогих частных школах. Такая нехитрая мысль падает на хорошо подготовленную почву. Во-первых, плата за обучение в таких школах составляет 350 – 600 долл. в месяц. Плюс “споснсорский” вступительный взнос (до 10 тыс. долл.). Трудно предположить, что можно брать такие деньги, ничего не давая взамен. Во-вторых, наблюдение за многими “простыми”, бесплатными школами приводит к неприятному выводу о том, что там дети вообще могут не научиться ничему.

Итак, зерно падает на удобренную почву, а далее за дело принимаются средства массовой информации. Вы видите, например, по телевизору чистеньких девочек и мальчиков, бойко говорящих на иностранных языках. Вы слушаете восторженный лепет журналистов о вырастающей в стенах частных школ “будущей элите” нации. Вы внимаете рассуждениям педагогов и психологов о том, что только из детей, освобожденных (в силу богатства или мудрости родителей) от каких-либо мыслей о хлебе насущном, вырастают истинно свободные, творческие и хорошо образованные личности. И вот вы уже лихорадочно роетесь в собственном семейном бюджете, пытаясь найти там ежемесячные полтысячи долларов для закладывания основ свободы, творчества, образования и счастья самого дорогого для вас человека. А если таких финансовых возможностей у вас нет и быть не может, тут уже недалеко и до чувства собственной неполноценности.

Попробуем разобраться во всем спокойно. Начнем с философской стороны дела – с идеи о взращивании свободных творческих личностей, освобожденных от мыслей о хлебе насущном. Как показывает опыт многих и многих поколений, чаще всего таким методом выращиваются все-таки бездельники и паразиты на капиталах собственных обеспеченных родителей.

От философии перейдем к вопросам практическим. Чем отличается школа частная от школы государственной? Программой, учителями, бытовыми условиями. Начнем с программы. В частных школах, как правило, много внимания уделяется изучению языков. Это – очень хорошо. Но качественное языковое образование можно получить и в государственных школах – в частности, в школах с углубленным изучением того или иного языка. Правда, в частных школах иногда чуть ли не с первого класса учат не один, а два-три иностранных языка. Но нужна ли ребенку такая массированная нагрузка, не страдает ли от этого качество знаний, причем прежде всего – знания родного, русского языка?

В целом программы частных школ поражают разнообразием. История искусств, история литературы, этика – привлекательно звучит, не правда ли? Одна моя трехлетняя (!) знакомая обучается, например, в Пушкинской школе, где их учат вести себя “как принцы и принцессы”. Правда, о “волшебных словах” (спасибо, пожалуйста, здравствуй) ей приходится напоминать ничуть не реже, чем нормальным, “некоронованным” детям.

Изыски в программах частных школ, как правило, означают, что дети получают огромные дополнительные нагрузки. Мама девочки-семиклассницы из такой школы рассказывает: “Леночка до двенадцати ночи делает уроки, а в шесть – уже на ногах, доделывает то, что не успела. Устает страшно, часто болеет, но ничего не поделаешь – главное, получить образование”. Спорный взгляд. Мне кажется, что в таких условиях для Леночки главное – выжить и не загубить здоровье окончательно.

Успех обучения по любой программе, изысканной или классической, определяется личностью учителя. А учителя, в общем-то, в частных школах те же, что и в государственных. Прекрасные, мудрые, влюбленные в собственное дело, тонко понимающие детей, готовые работать за любые деньги. Или озлобленные, безразличные, просто глупые… Говорит мама бывшего ученика дорогой частной гимназии: “Первая учительница у нас была замечательной – тонкой, умной, она видела в ребенке личность. А потом начальная школа закончилась, учителей стало много. Они боятся детей и не делают им замечания даже тогда, когда это необходимо. Они боятся меня и не хамят мне открыто. Они приводят в школу иностранцев и пресмыкаются перед ними. Но их глаза выдают их безразличие, их ненависть к детям и к нам, богатым родителям. А новомодные методики не могут скрыть отсутствие знаний и ограниченность учителей. Я забрала сына из этой школы и отдала в государственную, с углубленным изучением английского”.

Многих родителей привлекает в частных школах то, что я условно назвала “бытовыми условиями”. Полный пансион, трехразовое питание, маленькие классы. Конечно, для работающих родителей присмотр за ребенком в течение всего дня – вещь жизненно необходимая. Но если мама не работает, а ребенок до вечера сидит пусть в валютной, но продленке… Маленькие классы…”Как здорово!” – воскликнут бывшие ученики и учителя советских школ, где все тридцать – сорок парт были заняты. Но психологи назовут подобные классы проблемными. Именно в таких классах из десяти – двенадцати человек ребенку легче всего остаться одиноким и даже – стать изгоем.

И, наконец, самое главное. Любая, самая лучшая частная школа – все-таки не “интеллектуальная операционная”. Никто на свете не сможет без участия ребенка вложить в его голову те или иные знания. И школа должна быть не престижной и дорогой, а просто хорошей, с честными и умными учителями. Желаю вашему ребенку попасть без помощи долларов именно в такую школу и именно к таким учителям!

Любовь ГЕОРГИЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КРАСНА ЯГОДА ОДУРМАНИТ, ГОРЬКА ЯГОДА ОТРЕЗВИТ
ПИРЫ ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ
Сухарто ушел. Режим остался
ДАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ!
ПРЕДЕЛЫ РАСПАДА
НО ВОТ УДАРИЛИ МОРОЗЫ, НЕ ЖДИ, ЧИТАТЕЛЬ, РИФМЫ “СЛЕЗЫ”…
ЧТОБЫ ЗУБ НА ЗУБ ПОПАДАЛ
БОЙ ПАРАЗИТАМ!
ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
Страна сошла с рельс
СНПР В АРХАНГЕЛЬСКЕ
Каковы истинные причины шахтерского кризиса
СВЕТЛОЗОРЬ
ЧТО ЭТО ТАМ ЗА РОЖИ?
Отречемся от старого мира?
“СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РОССИЯ” В ПРОТЕСТНЫХ РЕГИОНАХ
За правом на образование – к гаранту Конституции
ИДЕТ-ГУДЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ, ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ, ВЕСЕННИЙ ШУМ
ОБРАЗОВАНИЕ – В ОПАСНОСТИ!
ЗАКОН В РОССИИ – МЕНЬШЕ, ЧЕМ ЗАКОН
ОБРАЩЕНИЕ к правительству Российской Федерации участников Всероссийской акции
УЧЕНЫЕ ПРИМОРЬЯ ТОЖЕ ВЫШЛИ НА РЕЛЬСЫ
ДОМАШНИЕ И НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ОТ ЗУБНОЙ БОЛИ
РОССИЙСКОЙ НАЦИИ БЫТЬ!


««« »»»