ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ

Financial Times, 15, May, 1998

Молодые реформаторы, пришедшие к власти сразу же после распада СССР, бывало, говорили с известной долей юмора, что им надо выполнить всего лишь две задачи: восстановить частный сектор и навести порядок в обществе.

И вот прошло более шести лет. Сегодня, ссылаясь на собственный опыт, они говорят, что первой цели достичь гораздо проще, чем второй, но для успешного функционирования рыночной экономики в России необходимо выполнение обоих условий.

Первые реформаторы достигли значительного успеха в развенчании советской плановой экономики и позволили частному сектору мощной струей ворваться в жизнь страны. Огромное количество государственных предприятий было отдано в частные руки, принципы иностранной торговли были либерализованы, и гиперинфляция, потрясшая страну в начале переходного периода, в конце концов была обуздана.

Тем не менее, результаты многочисленных ошибок, допущенных реформаторами во время их творческой деятельности, до сих пор отражаются на жизни миллионов многострадальных российских граждан. Трудности, испытываемые руководством страны в отношении сбора налогов, постоянно сказываются на спазматических выплатах пенсий и пособий пенсионерам, зарплат солдатам, учителям и шахтерам. Профсоюзы постоянно требуют выплаты денег, которые задолжали своим работникам государственные компании и предприятия частного сектора. За последний год этот долг достиг рекордной суммы – 9,4 млрд долл. Этот факт является не только величайшей социальной несправедливостью, но и способствует появлению ржавчины в душах людей, разъедающей веру в необходимость и правильность рыночных реформ.

Отсутствие соответствующей системы законов о банкротстве предприятий также способствует наращиванию внутреннего долга, который, по последним данным, составил 130 млрд долл. (что соответствует 25% ВНП страны), и еще больше закрепляет позиции бартерных сделок. Несостоятельная законодательная система отпугивает иностранных инвесторов и способствует расцвету преступности. Коррумпированная и обструкционистская бюрократия, заполнившая коридоры власти, почти полностью искоренила предпринимательский инстинкт у большинства русских бизнесменов, значительно притормозив, таким образом, развитие новой формации деловых людей.

Основным препятствием, тормозящим развитие российских экономических реформ, является неспособность некогда огромного вездесущего государства восстановить свои былые функции. Аналитики предполагают, что менее громоздкое, более сметливое государство было бы способно гораздо быстрее урегулировать все проблемы, возникшие в России в период перехода к рыночной экономике, и давно бы уже пожинало плоды цивилизованного капитализма. Только с созданием справедливого и созидательного публичного сектора можно рассчитывать на появление в стране процветающего частного сектора, что, в свою очередь, положительно скажется на урегулировании внутренней ситуации и признании иностранного капитала.

В принципе, российское правительство понимает преимущества такого подхода к решению проблемы, тем не менее, оно никак не может выработать методы воплощения этого принципа на практике. После эпохального увольнения своего правительства, российский президент выпустил на поле молодых технократов, которые, по его мнению, смогут применить на практике скрупулезно разработанную микроэкономическую политику реформирования страны. Однако способность нового правительства хоть что-то исправить в сложившейся ситуации во многом зависит от его успехов в отношении установления контроля над общественными финансами.

В течение многих лет правительство продолжало с неимоверным упорством накапливать новые и новые долги, совершенно не заботясь о том, что расходы по их обслуживанию возрастают вместе с суммами долга. Оплачивая время для проведения реформ, российское правительство брало огромные кредиты у Международного валютного фонда и Всемирного банка, увеличив к концу 1997 г. сумму внешнего долга до 12,5% ВНП. Теоретически обслуживание этого долга не должно вызывать озабоченности у такой богатой природными ресурсами страны, как Россия; на практике же эта сумма перекрывает все доходные статьи федерального бюджета за период накопления внешнего долга.

Хрупкая, окончательно не сформированная система общественных финансов, является одним из основных препятствий развития экономических реформ и одной из первоочередных задач нового правительства. Своеобразный путь развития рыночной экономики в России также требует от правительства выработки новых методов и подходов к решению сугубо российских проблем переходного периода.

Обзор подготовила

Марина МЕДВЕДЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ДОМАШНИЕ И НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ОТ ЗУБНОЙ БОЛИ
КРАСНА ЯГОДА ОДУРМАНИТ, ГОРЬКА ЯГОДА ОТРЕЗВИТ
“СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РОССИЯ” В ПРОТЕСТНЫХ РЕГИОНАХ
Сухарто ушел. Режим остался
ОБРАЗОВАНИЕ – В ОПАСНОСТИ!
ПРЕДЕЛЫ РАСПАДА
УЧЕНЫЕ ПРИМОРЬЯ ТОЖЕ ВЫШЛИ НА РЕЛЬСЫ
ЧТОБЫ ЗУБ НА ЗУБ ПОПАДАЛ
РОССИЙСКОЙ НАЦИИ БЫТЬ!
СНПР В АРХАНГЕЛЬСКЕ
ПИРЫ ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ
СВЕТЛОЗОРЬ
ДАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ!
Отречемся от старого мира?
НО ВОТ УДАРИЛИ МОРОЗЫ, НЕ ЖДИ, ЧИТАТЕЛЬ, РИФМЫ “СЛЕЗЫ”…
ИДЕТ-ГУДЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ, ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ, ВЕСЕННИЙ ШУМ
БОЙ ПАРАЗИТАМ!
ОБРАЩЕНИЕ к правительству Российской Федерации участников Всероссийской акции
Страна сошла с рельс
Каковы истинные причины шахтерского кризиса
ЧТО ЭТО ТАМ ЗА РОЖИ?
О ШКОЛАХ ЧАСТНЫХ, УЧЕНИКАХ НЕСЧАСТНЫХ…
За правом на образование – к гаранту Конституции
ЗАКОН В РОССИИ – МЕНЬШЕ, ЧЕМ ЗАКОН


««« »»»