Не так давно Б.Н.Ельцин заявил: “Кризис миновал – страна на подъеме”. Действительно опубликованные на прошлой неделе данные Госкомстата языком цифр говорят следующее. Объем производства ВВП остался на уровне 1996 г., выпуск промышленной продукции увеличился на 1,4%, на 0,4% вырос объем розничного товарооборота, на 2,9% – реальная заработная плата. Вот и все положительное, что можно отыскать в нынешней экономической ситуации.
Статистика не врет, она, как правило, говорит не всю правду. Задолженность по заработной плате увеличилась с 39 трлн рублей до 45 трлн с января по сентябрь – выплатите эту зарплату, и уровень инфляции подскочит. Ниже прожиточного минимума в России сейчас живет 31 млн человек (напомним, что все российское население насчитывает 150 млн человек). Официально выплачиваемая зарплата ныне в РФ составляет 30 – 35% от основного источника дохода, превратившись в “пособие по безработице”.
Объем жилищного строительства сократился на 149,2%, валовая продукция сельского хозяйства – на 3,5% (это означает, что продукты питания будут импортированы и будут продаваться дороже, чем отечественные). Убеждать полуголодных, полубездомных, полуденежных россиян в том, что кризис миновал – это попросту игнорировать реалии страны, которой управляет президент.
К началу августа 1997 г. доля убыточных предприятий в основных отраслях экономики составила 48,5% и увеличилась по сравнению с прошлым годом на 6,8%. Удельный вес убыточных предприятий в промышленности достиг 477,2% (вырос на 7,8%). Убыточные предприятия в основном функционируют во внерыночных условиях, держась на плаву благодаря использованию квазиденег: неплатежей, взаиморасчетов и особенно бартера (его масштабы продолжают расти). Эти цифры говорят об одном: российская экономика квазирыночная с тенденцией движения своей квазирыночности. Согласно самым оптимистическим прогнозным оценкам, размеры теневой экономики в России достигают 23-25% ВВП.
Спад инвестиций за 8 месяцев достиг 8,2%. Перспективы роста внутренних инвестиций весьма сомнительны. Так, по мнению руководителя Института экономического анализа А.Илларионова, в России большинство внутренних инвестиций является государственными и осуществляется не на основе критериев экономической эффективности. Попросту говоря, национальные финансовые ресурсы элементарно разворовываются.
Нормальная экономическая активность возможна при низком уровне политического риска. Но в России уровень политического риска в ближайшее время значительно возрастет. Сигнал к этому дал сам президент, обрушившись с нападками на Думу. Там же, где уровень этого риска повышается, инвестиции и деловая активность свертываются. Это непреложный закон.
Леонид МАЗУН,
Фонд “Реформа”