Идея для России

Куда нам по-английски разоряться!

Были бы по-русски хоть сыты.

А.С.Пушкин “Барышня-крестьянка”

Когда власть имущие открыли заказ на новую национальную идею, это поставило людей размышляющих в двусмысленное положение. Ситуация напоминает известную притчу.

В одной деревне жили бедная вдова, богатый человек и ученый человек. Не выдержав нужды, вдова пришла к ученому человеку просить совета: как жить дальше? “Иди, – сказал ученый, – к богатому человеку и попроси денег. Это несправедливо – у тебя голодные дети, а он купается в роскоши”. Богатый выслушал вдову и ответил: “Я подумаю над твоей просьбой, приди завтра”. Он смекнул: дашь денег вдове – придут другие и в конце концов разорят, не дашь – обозлятся бедные и отнимут силой. Думал он, думал и тоже пошел к ученому человеку. “Я дам тебе денег, – сказал богатый, – а ты придумай, как объяснить вдове, что нынешний порядок вещей справедлив”.

Все мы, пишущие и размышляющие, вольно или невольно выполняем роль “ученого человека”, который призван примирить “бедную вдову” и “богатого человека”, алчность одних и зависть других. Идеологи разрабатывают правила справедливости, а власть, опираясь на них, управляет. Но в нашем случае все те, “кто не сеет и не пашет”, призваны лишь оправдать сегодняшнее положение вещей. Или должны выработать новые правила жизни?

И только в последнем случае есть смысл искать новую идею для России. При условии, что все заинтересованные стороны искренне стремятся перевести взаимоотношения “бедной вдовы” и “богатого человека” в созидательно-конструктивное русло, а не оправдать существующее положение вещей.

“НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ”

Наши отцы-реформаторы, правда, и хотели того, чтобы народ, сбросив “красные одежды”, был идеологически “голым”. Но надежды на то, что все устроится без идеи в голове и на основании только нехитрого лозунга: “выживает сильнейший”, не оправдываются. Социал-дарвинизм у нас не приживается. Потому что нашему обществу идеология внутренне присуща.

Чего же мы хотим для своей страны сегодня? Чтобы Россия была сильной и свободной. Еще недавно она была сильной, но отсутствие свободы разрушило ее изнутри. Теперь Россия свободна (условно, конечно), но цена этой свободы – потеря сил. Сила демократического государства в надежности и стабильности жизни. Стабильность же – результат по возможности справедливого общественного устройства. Справедливость – первое ключевое понятие, которое должно войти в искомую нами идеологему. Сегодняшние наши проблемы не оттого, что всем плохо, а оттого, что тяготы реформы легли на плечи подавляющего большинства, тогда как избранное меньшинство неплохо на них зарабатывает. Мы наблюдаем вызывающее неравенство в стране, где веками справедливость была одним из главных принципов общежития. Для среднего россиянина идея социальной справедливости выше идеи демократии. Голод, страх перед будущим превращает свободу в бессмыслицу.

Русский народ всегда искал Правду. “Без правды не живут люди, а только маются”, – говорит пословица. “Не в силе бог, а в правде”, – считал Александр Невский. И все неустройства в России, утверждал Бердяев, начались тогда, когда русская власть изменила этой формуле. В начале войны Сталин нашел именно те слова, которые апеллировали к глубинному чувству народа: “Наше дело – правое…”. Но правда, справедливость не даны нам навечно, они нам заданы. Жизнь народа – это вечный поиск справедливости, вечная забота о накоплении “невещественного богатства – истинной правды”. Еще в петровские времена первый русский экономист Иван Посошков ставил это богатство на первое место, увязывая его с “вещественным”. “Необходима справедливость! – писал В.Г.Короленко. – Когда она, накапливаясь понемногу, маленькими искорками, образует большой огонь, то сожжет всю ложь и грязь земли”. Поразителен тот факт, что как у нас слова “правда” и “справедливость” практически исчезли из политического лексикона, на Западе во всех университетах читается курс “Теория справедливости”.

В сегодняшней России на каждом шагу подтверждается мысль публициста Михаила Лайкова, что именно вор – “демиург новой России”. И если ты “не хочешь быть ни паханом, ни шестеркой, и даже не хочешь вкалывать на нового барина – вчерашнего рецидивиста или члена партии, то твой удел – вымирать или прозябать в нищете”. Но на безнравственной основе нельзя построить Будущее. Это строительство на песке. А народ не надо идеализировать. Из него, как из дерева, – и дубина, и икона.

Не стоит село без праведника. Но и государство не устоит. Политическая власть не может жить без морального оправдания. Всем нужна опора. Беспредел не выгоден никому. Обращение к идее, может, и есть свидетельство того, что время мародеров кончается.

Итак, нам нужна справедливость. Россия ищет ее, начиная с “Русской правды”, первой своей конституции. Конечно, возобновив поиски, мы не можем вернуться к тому Равенству, Свободе и Братству, формы осуществления которых не выдержали испытаний временем. Не надо обещать народу Равенства, так как справедливость требует обходиться “неодинаково с неодинаковыми людьми, и притом – соответственно их неодинаковости” (Иван Ильин).

НЕ ДАНО, А ДОДАНО

Искренне искать и желать справедливости – вот основа национальной идеи. И каждый человек должен иметь возможность быть приобщенным к этому поиску, к жизни нации и государства.

И для этого нужна национальная солидарность. СОЛИДАРНОСТЬ – вот второе понятие нашей идеологемы. Здесь не место говорить о солидаризме как об учении и политической мысли. Но кажущееся неразрешимое противоречие между индивидуализмом и коллективизмом разрешимо через свободу личности и солидарность общественных сил вокруг сильного государства.

Национальная солидарность начинается с малого. Она не укрепляется, если мы не знаем, что делается в соседней области, зато прекрасно осведомлены о жизни четы Клинтонов. Но первична все-таки справедливость. И надо ее утверждать. Вызывающему неравенству противопоставить равенство в собственности, например, на всякого рода активы, такие как земля. Иждивенчеству противопоставить принцип оптимальной поддержки. И так далее.

На третье место в нашей идеологической связке поставим ДУХОВНОСТЬ. В ментальности русского народа всегда присутствовала душевность и наличие святынь. Массу нужно и должно организовывать, воспитывать, возвышать. Конечно, не все согласятся с Достоевским, что если Бога нет, то все позволено. Но нравственные ценности могут объективно существовать и без веры в то, что они сошли с небес.

Хочу подчеркнуть, что эта триада – Справедливость, Солидарность, Духовность – нам не дана, а задана.

Эти составляющие, основа искомой идеи для России, именно заданы, то есть они и цель, и направление поиска. Потому что любая правда, если она стоит на месте, имеет свойство застывать до состояния лжи.

БЛАЖЕННЫ ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ

А теперь представим себе, что завтра эта идея принята, что она заработала. Как она должна трансформироваться в реальной жизни? То есть, какие первые шаги должна предпринять власть, ею руководствуясь? Отвечу. Всем известно, что неотложная проблема страны – невыплата заработной платы учителям, преподавателям, военным, задержки в выплате пенсий. И в то же время единственная статья расходов, которая выполняется в соответствии с бюджетом, – это содержание государственного аппарата. На национальную оборону, социальные программы – только на 40%. Получается, что ответственность за разруху в стране несут все, кроме чиновников. Но ведь именно управленцы призваны навести порядок в стране. Они сами себе присвоили много привилегий, получая зарплату и многочисленные надбавки, а просят остальных граждан потерпеть. Стыдно, господа! Имейте совесть. Давайте терпеть вместе.

Совместное решение Государственной Думы, президента, Совета Федераций, правительства РФ должно звучать так:

На основании общенациональной идеи, разделяя со своим народом ее основные принципы: Справедливость, Солидарность и Духовность, в искреннем стремлении утверждать их во имя Родины постановляем:

1. Пока в стране не будут выплачены зарплата работникам бюджетной сферы, пенсия пенсионерам, пособия на детей, всем работникам учреждений государственной власти, всем депутатам Госдумы и членам Совета Федерации, всем госслужащим выплачивать заработную плату в размере не выше прожиточного минимума, в том числе и лицам, подписавшим данный документ.

2. На время расчета по задолженностям приостановить работу увеселительных заведений, казино и прочее.

3. Контроль за данным постановлением возложить на Конституционный суд, Верховный суд и Генеральную прокуратуру. Просить религиозных лидеров России о поддержке данного решения.

Знаю, у многих этот проект вызовет только усмешку и автора назовут прожектером. Я и сам едва ли скрыл иронию. Но если включить фантазию, то именно такое или подобное ему решение и могло бы стать первым шагом к государству правды. Именно такого рода решения могли бы продемонстрировать взаимоответственность и положить начало воссозданию России, где Бог не в силе, а в правде.

Но не надо обольщаться, подобно нашим либералам, что стоит провозгласить новые лозунги, и все сразу изменится. Прорыв России к новому качеству ее государственной жизни всегда сопровождался не столько указами, сколько волей одного человека или группы единомышленников. И в этом контексте опричники Ивана Грозного и большевистские комиссары выполняли одну и ту же роль, внедряли новую идею в жизнь. И в нашем случае, когда Россия опять на распутье, не обойтись без “комиссаров”, людей, которые не выполняют пункты инструкций и постановлений, а “упрямо, не щадя себя, никого и ничего не щадя вносили бы в жизнь справедливость” (В.Г.Короленко).

“Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся”. Православный Катехизис в своем толковании заповедей блаженства говорит о том, что именно жаждущим правды человечество обязано за редкие исторические периоды морального просветления.

Я думаю, Россия готова к такому просветлению. Нужно только всем понять, что нельзя насытиться, если жизнь не озарена высшим смыслом, насытиться можно только в правде, как и жить можно и в тесноте, но нельзя в обиде. Когда мы поймем это, тогда и перестанем разоряться по-английски, а будем сытыми по-русски.

Святослав ИВАНОВ,

гл. редактор газеты “Берег”,

Воронеж


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Жизнь без царя
“Бархатная” оккупация
Гвоздь сезона – бабушкин ридикюль
А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят…
Хороша кашка, да мала чашка
Социалистическая идеология – спасение для России
Спасение от икоты
Открытое письмо
Сразу после выборов президент….
Возвращаясь к напечатанному
“Свой” Чубайс” и “чужой” Лукашенко
Неудовлетворительная оценка работы правительства
Когда лучший клев?
Ноги босы? Грязно тело? И едва прикрыта грудь?
Карточки на хлеб образца 1997 года
Статистика против президента
Заяц и мышь, из-под дерева – кыш!
Он, мятежный, просит бури, но никак не допросится
Бюджет-98 опасен для здоровья
Осень патриарха-2
В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки


««« »»»