ЕСЛИ КАЖДЫЙ ЗАЙМЕТСЯ СВОИМ ДЕЛОМ…

ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ

Я всегда стремился внести в окружающий меня мир четкую организацию и порядок. Этому – наведению порядка в деле, за которое я отвечаю, – я, собственно, посвятил всю свою жизнь. Делал это, будучи научным сотрудником и хозяйственным руководителем в советское время, делал это во время реформ, занимаясь менеджментом, руководя предприятиями, создавая Фонд “Реформа”, будучи консультантом председателя Государственной Думы и советником вице-премьера правительства. Сегодня могу сказать, что достиг определенных успехов в тех делах, которыми я занимался и занимаюсь. Но я вижу, что главное Дело моей жизни в опасности. Порядок, тот естественный порядок, без которого не могут жить никакое государство и никакое общество – исчезает, гибнет, рушится. В лице нынешней власти хаос захлестнул страну – от Кремля до самых до окраин. Хаос лишает смысла жизни десятки миллионов россиян. Они искренне стремятся быть полезными стране, пытаются наладить цивилизованную жизнь – но хаос толкает граждан России на гибельный путь волчьей борьбы за выживание любой ценой, разрушает сами основы российской цивилизации, угрожает жизни общества и государства. Те, кто осуществляет власть в России от имени ее народа, кто проводит так называемые “реформы”, которые по последствиям своим можно сравнить с гигантским общенациональным бедствием (увы, не стихийным!), воспроизводят хаос, потому что он помогает им разделять, властвовать и наживаться. Хаос, к сожалению, несут с собой и большинство тех, кто претендует сегодня на пост президента России. Мне, профессиональному управленцу и политологу, знакомому с “кухней” нашей политики и экономики, очевидно: одни претенденты – типичные лоббисты финансово-промышленных групп, по дешевке распродающих за кордон наше национальное достояние, природные богатства и ценности. Другие отстаивают интересы мировых монополий, затопивших Россию третьесортными, некачественными и просто опасными для жизни и здоровья отбросами мировой промышленности под видом товаров народного потребления. Иными кандидатами, как марионеткам, руководят зарубежные политики. Некоторые претенденты используют выборы для саморекламы, стремятся в политическую “тусовку”.

Я сторонюсь таких политиков. Я не хожу с протянутой рукой по банкирам, директорам и столоначальникам: мол, дайте денег на кампанию, а я вас потом отблагодарю. Я считаю: политик не имеет права брать взятки – хотя бы даже завуалированные. Я не связан, как многие, по рукам и ногам обязательствами перед “спонсорами” и “партнерами”. Именно поэтому я могу говорить от имени всех россиян, которые хотят, чтобы в стране был порядок. Именно поэтому я могу выступать как независимый кандидат, не отстаивающий каких-либо групповых интересов. Именно поэтому я могу рассчитывать на поддержку любого гражданина России, который, как и я сам, желает, чтобы Россия стала наконец не бедствующей, а процветающей страной, чтобы она вернула себе статус великой мировой державы, чтобы мы могли гордиться своей Родиной.

Но для этого нужен порядок. Порядок, который должна устанавливать не какая-то там “сильная рука” из-под палки, но который мы должны строить все вместе. Этот порядок будет основан не на потрясениях, не на “реформистских” метаниях из стороны в сторону, а на постепенных преобразованиях, направленных на совершенно конкретные улучшения в конкретных сферах, на четкой работе органов власти и управления, на продуманной социальной политике.

Чтобы наши мечты о порядке не остались мечтами, нужно знать, с чего начинать.

ЧЕРЕЗ ДВЕСТИ ЛЕТ ВСЕ ТАМ ЖЕ

Мы должны понимать: никакие преобразования в обществе не будут успешными, никакого реального улучшения нашей жизни можно не ждать, если работа нашего государственного механизма, наша политическая система останутся в том же плачевном состоянии, в котором находятся сейчас. В стране практически потеряна управляемость всеми жизненно важными процессами. Центральные власти не могут быть уверены, что их начинания и указы дойдут до сознания местных чиновников и до сведения граждан, не говоря уже о том, что они будут исполнены. Груды законов, распоряжений, постановлений лежат мертвым грузом в сейфах и на столах, остаются “бумажными тиграми”. А время идет. За годы “реформ” наш госаппарат увеличился в несколько раз по сравнению с тем, что было при Советском Союзе. На каждого работника – уже чуть ли не семеро чиновников, инспекторов и контролеров. Генералов у нас больше, чем в любой армии мира, а в солдатах служить некому. Как грибы после дождя множатся новые министерства, ведомства, комиссии, комитеты – их названия и назначения, я уверен, не упомнят ни нынешний президент, ни премьер-министр. Как профессиональный управленец и организатор производства могу заявить ответственно: в такой “системе”, при таком “порядке” никакое эффективное управление, никакое руководство чем-либо вообще в принципе невозможны. На каждый закон, на каждое “мудрое” постановление находятся инструкции, полностью их парализующие, выхолащивающие их смысл. И мы продолжаем жить по старинной русской пословице: “Закон что дышло – куда повернул, туда и вышло”.

А это и открывает зеленую улицу чиновничьему беспределу, от которого страдает каждый. Президент, правительство, парламент принимают решения – на деле все решают средние мелкие чиновники министерств и местных администраций. Почти двести лет назад наш великий соотечественник Н.М.Карамзин писал: “Россия управляется столоначальниками”. За двести лет мы так и не сдвинулись с этой мертвой точки. В том числе и за последние годы, когда реформы, казалось бы, должны были в корне изменить ситуацию.

НУЖНО РАЗДЕЛИТЬ ВЛАСТЬ И СОБСТВЕННОСТЬ

Многие политики, в том числе и мои соперники, кандидаты в президенты, говорят, что власть замкнулась в себе, что она живет и действует только для себя. Это правильно. Но этого мало. Нужно еще иметь смелость сказать, почему так происходит. Можно проводить сколько угодно референдумов, создавать сколько угодно контролирующих органов, издавать сколько угодно грозных указов, сколько угодно пытаться изменить баланс властей – но ничего не изменится.

Ничего не изменится, пока не будет решена главная задача – разделение власти и собственности. Пока государственные чиновники по-прежнему непосредственно участвуют в хозяйственных процессах, в приватизации, пока они по-прежнему своевольно вмешиваются в деятельность приватизированных предприятий – мы с вами будем жить согласно старинной восточной мудрости, которая гласит, что власть – это самый дорогой товар. А это, кстати, значит, что десятки тысяч талантливых людей, вместо того чтобы максимально реализовать свои способности в бизнесе, общественной деятельности, культуре, искусстве и т.д., будут стремиться к чиновничьим креслам, будут стараться приблизиться к “кормушкам”, принять участие в бесконечных разделах и “переделах” собственности и власти.

НЕ НУЖНО ОТНИМАТЬ ВЛАСТЬ У ПРЕЗИДЕНТА

Практически все, кто стремится занять президентское кресло, утверждают, что наша политическая система плоха, поскольку несовершенна Конституция, дающая президенту слишком много власти, слишком много прав. И они предлагают отобрать у президента властные полномочия, усилить роль парламента, распределить часть президентских полномочий между другими органами власти. В той ситуации, в которой мы находимся, ничего хорошего из этого не получится. Более того, растаскивание властных полномочий может быть просто губительным для страны. России сейчас как никогда нужна сильная, решительная и авторитетная центральная власть, а не множество мелких властишек, тянущих на себя одеяло. Бездумный передел власти в угоду тем или иным сиюминутным политическим группировкам только усилит хаос. Ни о каком порядке, ни о каком эффективном управлении при этом, конечно, говорить не приходится.

Наша беда не в том, что власть чрезмерно сконцентрирована в одних руках, а в том, что власть не разделена четко и однозначно, что полномочия отдельных органов и чиновников не очерчены с предельной ясностью. Этим, кстати, пользуются отдельные группы чиновников и депутатов, которые, пользуясь неразберихой, вмешиваются в дела других учредителей и ведомств, что только многократно усиливает хаос. Я уж не говорю о корыстных побуждениях…

ЧТО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВЛАСТЬ БЫЛА ЭФФЕКТИВНОЙ?

Чтобы сделать власть эффективной, т.е. чтобы реально поставить ее на службу народу, обществу, государству, – я предлагаю следующие меры, которые можно осуществить в самом ближайшем будущем.

Я намерен идти по пути РЕШИТЕЛЬНОГО СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА, ликвидации многочисленных дублирующих структур и органов, пожирающих государственные, т.е. наши с вами, средства и ресурсы. За счет сокращения госаппарата, чиновникам, оставшимся на государственной службе, действительно необходимым стране, можно будет повысить заработную плату, поднять престиж и значение государственной службы, вернуть ценные кадры, которые вынуждены были уйти с государственной службы в коммерческие структуры, чтобы сводить концы с концами.

Чтобы обеспечить реальный общественный контроль над властью, повысить защищенность граждан от произвола чиновников и администраторов, я намерен в кратчайшие сроки провести СУДЕБНУЮ РЕФОРМУ. Если мы будем иметь мощную систему подлинно независимых судов, каждый чиновник будет знать: любые его попытки вводить незаконные дополнительные поборы, выселять граждан из квартир и т.д. будут немедленно пресекаться – по закону, через скорый и праведный суд. Любой финансовый авантюрист сто раз задумается – начинать ли строительство очередной финансовой пирамиды, если будет знать, что суд заставит его ответить по закону и выплатить огромные штрафы, которых ни одна афера не покроет. И так далее: поезда будут отправляться вовремя, а свет и воду не будут отключать, наоборот, не вовремя, когда вздумается начальнику РЭУ и т.п.

О судебной реформе было в последние годы много разговоров, но дело не сдвинулось с места. Пока государство не находит денег для содержания судов, пока они всецело зависят от местной исполнительной власти, пока государство не может обеспечить судьям и свидетелям надежной защиты от мести преступников – приговоры судов будут диктовать в высоких кабинетах или на воровских “малинах”. Из судов будут уходить квалифицированные юристы, а их должности будут замещать студенты-заочники. Но откуда взять денег на судебную реформу, ведь казна пуста? Время от времени мы читаем в газетах отчеты Счетной палаты: столько то миллиардов “использовано не по назначению”, столько-то “таинственно исчезло”. Деньги есть, нет политической воли к наведению порядка, к сокращению госаппарата, к упорядочению мер социально-экономической политики. У меня лично такая политическая воля есть. Мы должны жить по закону, страж которого – суд. А жизнь по закону, а не по произволу – и есть порядок. Если мы выстроим сильную судебную систему, то граждане России на деле почувствуют, что они защищены законом и реально контролируют действия властей.

НАМ НУЖНО РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, А НЕ ДЕЛЕЖ ВЛАСТИ

Если меня изберут президентом, я намерен немедленно внести на рассмотрение парламента ряд законопроектов, четко определяющих функции различных органов государственной власти. Различные структуры, не предусмотренные Конституцией, но пытающиеся влиять на принятие политических решений, будут ликвидированы. Структуры же конституционные, законные займутся своими непосредственными обязанностями.

Я намерен предпринять ряд шагов, направленных на усовершенствование действующей Конституции, но не на переделку ее в угоду политическим кланам и группировкам. Нам сейчас вовсе не нужно правительство, ответственное перед Государственной Думой. Депутаты первых русских парламентов в начале ХХ века пытались подчинить себе правительство вместо того, чтобы заниматься созидательной законотворческой деятельностью. Это закончилось революцией и крушением государства. Мы стоим перед той же угрозой. Сейчас не время для политических междусобойчиков, для дележа министерских портфелей между крохотными и никого не представляющими партийками и группками. Я намерен предложить такие поправки к Конституции, которые, с одной стороны, УСИЛИВАЛИ БЫ РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА в осуществлении внутренней и внешней политики, а с другой – вернули бы ПАРЛАМЕНТУ КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ. Как говорится, богу – богово, кесарю – кесарево.

Президент не должен стыдливо прятаться за спину главы правительства, сваливая на него ответственность за политические и экономические провалы. ПРЕЗИДЕНТ ДОЛЖЕН ЛИЧНО ВОЗГЛАВЛЯТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО, а предложенные им кандидатуры на наиболее важные посты должны утверждаться парламентов. ПАРЛАМЕНТ НЕ ДОЛЖЕН БОЯТЬСЯ ПЕРСПЕКТИВЫ ДОСРОЧНОГО РОСПУСКА – в таком случае депутаты будут думать о своей работе, а не о том, как сохранить кресло или подготовить “запасной аэродром”. Наш парламент должен заниматься тем, чем заняты парламенты цивилизованных стран всего мира, – создавать квалифицированные законы и контролировать исполнительную власть, а не вмешиваться поминутно в ее деятельность. Если каждый, в том числе депутаты парламента и президент, будут заниматься своим делом – мы наведем порядок в государстве.

Я намерен провести в жизнь систему мер, направленных на ОТДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ ОТ СОБСТВЕННОСТИ. Нельзя сделать это одним махом, “с 1 января”, как любили делать наши горе-реформаторы, – это трудная и длительная работа. Но постепенно, наводя порядок в вопросах приватизации, определения статуса различных форм собственности, налоговой политики, мы придем к тому, что чиновники будут управлять государством и государственной собственностью, а предприниматели – заниматься своим бизнесом и не пытаться воздействовать на власть. Время феодальных монополий, “уполномоченных” банков и компаний, спецэкспортеров и т.п. давно прошло.

ЕЩЕ РАЗ – ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ

Это только некоторые первоочередные меры. Я хочу сказать в заключение несколько слов о себе и о том, как я понимаю порядок.

Если мы сумеем решить те проблемы, о которых я говорил выше, то повышение уровня жизни и благосостояния российских граждан станут основным законом нашей жизни, нашего строя.

А это и есть порядок.

Я не связан идеологическими догмами, я знаю, как и для чего они изобретаются лукавыми охотниками за голосами избирателей – алчными и беспринципными политиками.

Я не связан партийными установками, я сам создал одну из партий и знаю, как поставить партийных деятелей в такие условия, чтобы они работали на государство, а не разрушали его.

Я знаю, что такое бизнес, честный бизнес, проще говоря – дело, работа. Бизнес при президенте Шаккуме будет только честный – работающий на национальные интересы страны, на благосостояние всех россиян, а не на мафию и коррумпированных чиновников.

Я знаю, что такое богатство и как его используют во вред обществу, как укрывают деньги от налогов и нелегально переводят за рубеж, знаю даже, кто, когда и сколько. Нуворишам при президенте Шаккуме придется исправлять свои ошибки – или за них это сделает сам президент.

Я знаю, что такое счастье. Это когда утром хочется спешить на работу, а вечером – домой. Я верю – мы будем счастливы.

Мартин ШАККУМ,

кандидат в президенты РФ,

Первый вице-президент Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ
В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ – ТАНГО
У “НА-НА” “ЧУЖИЕ НОГИ” РАЗНОГО РАЗМЕРА
НЕТ ИНОГО ВЫБОРА, КАК ИДТИ НА ВЫБОРЫ
Видео-70
ХОЧУ САМ РЕШАТЬ!
КТО ГОТОВ К КОМПРОМИССУ?
ОБЛОМОВУ ТАКОЕ И НЕ СНИЛОСЬ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗИГЗАГИ “РОССИЯНИНА В КВАДРАТЕ”
ЕЩЕ РАЗ О ЧЕЧНЕ
ТОТ САМЫЙ ЕВГЕНИЙ ГЕРАСИМОВ
ВЫДЕЛИТЕ ИЗ СВОЕГО БЮДЖЕТА ДЕНЬГИ НА “BUDGET”. НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ
А.И.ЛЕБЕДЬ: “МОЕ ДЕЛО НЕ СТРОИТЬ ЭКОНОМИКУ, А РАЗМИНИРОВАТЬ ДЛЯ НЕЕ ПОЛЕ”
В СТРАНУ ЛЮБВИ!
Насколько целесообразна поездка Ельцина на Украину?
РАЗДЕНЬТЕСЬ ДОГОЛА!
НАМ ПОВЕЗЛО
“KODAK” НАМ ДОВЕРЯЕТ
КТО С КРАСАВИЦЕЙ В ОБНИМКУ, А КТО С ДЕВИЦЕЙ В ГРОБУ
КТО ПОТЯНЕТ?
ВЫБОРЫ СОСТОЯЛИСЬ. ПРЕЗИДЕНТ ИЗБРАН
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ
МАГИЯ СОЦИОЛОГИИ
“ПРОГУЛКИ ПО “РУССКОМУ ЛЕСУ”
Переписка


««« »»»