КТО ПОТЯНЕТ?

РОССИЙСКИЙ ПОЕЗД, КОТОРЫЙ СОШЕЛ С РЕЛЬСОВ

Вопреки невнятному бормотанию правительственных агитаторов и уверенным заявлениям президента об успехах стабилизации и экономическом росте, как мы и предупреждали, у них вновь получилось “как всегда”.

Вслед за снижением в прошлом году реальной зарплаты более чем на четверть и падением капитальных вложений на 13%, первый квартал этого года ознаменовался резким ускорением спада в производственной деятельности. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года в первом квартале объем промышленного производства сократился более чем на 4%, при этом в машиностроении спад составил 17%, в обрабатывающей промышленности – около 8%, в сельском хозяйстве – 7%. На 14% сократились производственные капиталовложения, на 40% выросла официальная безработица.

Не столь выдающиеся, как представляют, и успехи в борьбе с инфляцией. Она по-прежнему остается существенно выше намечавшихся проектировок и составляет около 3% в месяц. Позорно лопнула президентская кампания по погашению задолженности по зарплате. Например, в производственной сфере ее рост в первом квартале этого года составил 63%, причем он продолжался непрерывно, включая март, когда каждый день публиковались сводки по перечислению денег. Некоторое снижение задолженности по зарплате из-за долгов бюджета не меняет общей картины – когда доля убыточных предприятий в промышленности приближается к 1/3, никакие бюджетные припарки не помогут.

Более того, кампания по погашению долгов государства происходит на фоне резкого снижения доходов государственного бюджета в связи с тяжелым финансовым положением в производственной сфере и поддерживается наращиванием государственного долга. Под шумок этой кампании в интересах крупных финансовых структур Минфин резко поднял процент по государственным обязательствам, что означает соответствующее увеличение расходов бюджета на покрытие этих обязательств с процентами во второй половине года. В том же направлении действует получившая распространение практика прямого кредитования государственных расходов коммерческими банками под сверхвысокие проценты. Фактически бюджет будет платить по одним и тем же расходам дважды – на оплату этих расходов и на погашение процентов банкам-посредникам. При таких манипуляциях с государственными расходами ловкачи из Минфина под шумок кампании по погашению задолженности по зарплате действуют с огромной выгодой для стоящих за ними коммерческих структур. Июньская зарплата бюджетникам может оказаться в этом году последней – доходы бюджета второго полугодия полностью пойдут на оплату обязательств перед кредиторами.

Не соответствуют действительности и успокаивающие заявления об изменении методов приватизации и заботе о государственном имуществе. Как свидетельствуют официальные данные, количество ежемесячно приватизируемых предприятий изменилось незначительно (в феврале таковых, например, было более 500), а методы их присвоения не изменились вовсе.

В общем и целом в экономической политике государства ничего не изменилось. Ни методы, ни результаты. Разве что если раньше государственный внутренний долг исчислялся миллиардами рублей, то сегодня – сотнями триллионов. А наша страна из некогда очень большой превратилась стараниями нынешних властей в захудалого середнячка, уступив по объему производства Италии, Франции, Индии, а по уровню жизни из средней – в нищую, скатившись на уровень Панамы, Алжира или Туниса. По продолжительности жизни и расходам на науку – еще ниже, оказавшись в хвосте развивающихся стран.

И несмотря на очевидный уже всем думающим специалистам провал проводившейся политики радикального либерализма (известной в экономической мысли как политика “Вашингтонского консенсуса”), она в нашей стране продолжается. С уходом Чубайса руководящая роль Международного валютного фонда в деятельности нашего правительства ничуть не уменьшилась.

Между тем программа действий по выводу экономики из кризиса и переходу к устойчивому экономическому росту давно разработана и многократно обсуждена и научным сообществом, и деловыми кругами, и в парламенте. Она опирается на известные в теории и отработанные на практике методы преодоления экономической депрессии, стимулирования научно-технического прогресса и экономического роста; рассчитана прежде всего на мобилизацию внутренних резервов и источников роста. Она, в частности, предусматривает:

– подавление инфляции путем проведения активной политики цен и доходов, регулирование процесса ценообразования в монополизированных сферах экономики, ликвидацию криминальных организационных монополий в торговле;

– принятие действенных мер по повышению инвестиционной активности путем расширения источников и улучшения условий кредитования развития производства, предоставления государственных гарантий под привлечение инвестиций на эти цели, расширения государственной инвестиционной программы в соответствии с приоритетами структурной перестройки экономики, ограничения эмиссии ценных бумаг исключительно под инвестиционные проекты;

– в денежно-кредитной сфере – переход от политики формального планирования денежной массы к политике регулирования ставки процента и совершенствования структуры денежной массы;

– повышение конкурентоспособности отечественного производства через соответствующую политику обменного курса рубля и стимулирование экспорта, формирование финансово-промышленных объединений, способных к самостоятельности в условиях международной конкуренции;

– стимулирование научно-технического прогресса путем государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, освобождение затрат предприятий на разработку и освоение новой техники от налогообложения, предоставление льготных кредитов на финансирование внедрения новой техники, субсидирование импорта передовых технологий, повышение эффективности защиты прав интеллектуальной собственности, осуществление прорывных государственных научно-технических программ;

– создание условий для повышения культуры организации производства, участия трудящихся в управлении, расширения прав трудовых коллективов в принятии решений;

– расширение доходной части бюджета за счет изъятия природной ренты, образующейся при добыче и экспорте природных ресурсов, в доход государства, коммерческого использования и приватизации государственного имущества, повышения налогов на общественно вредные виды деятельности и загрязнение окружающей среды, ликвидации льгот привилегированным коммерческим структурам;

– стимулирование потребительского спроса за счет поэтапного восстановления сбережений граждан и развития потребительского кредита;

– стимулирование конечного спроса с использованием государственных закупок технически сложных товаров коллективного пользования и передачей их в лизинг эксплуатирующим организациям;

– наведение порядка и обеспечения эффективного использования государственной собственности в интересах роста общественного благосостояния и повышения эффективности экономики;

– наведение порядка во внешнеэкономической деятельности, ужесточение валютного и государственного контроля над экспортом сырьевых товаров, ликвидацию льгот и привилегий отдельным импортерам;

– ликвидацию “теневой экономики”, борьбу с криминализацией хозяйственной деятельности;

– обеспечение рыночной конкуренции путем повышения ответственности за соблюдение контрактных обязательств, пресечения злоупотреблений монопольным положением, ценовой дискриминации и нарушения прав потребителей, других проявлений недобросовестной хозяйственной практики;

– стимулирование малого и среднего предпринимательства путем введения упрощенного и облегченного порядка налогообложения, защиты от преступности, льготного кредитования;

– проведение активной политики доходов и заработной платы, обеспечивающей ясную взаимосвязь между производительностью труда и заработной платой, сглаживание различий в уровне оплаты труда и доходов населения;

– проведение кардинальной налоговой реформы, предусматривающей существенное снижение налогообложения текущих доходов предприятий до уровня не более 35% и освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на цели развития производства и пополнение оборотных средств;

– разумную защиту внутреннего рынка в интересах отечественных товаропроизводителей;

– обеспечение прав собственности через ужесточение ответственности за их нарушение, невозврат заемных средств, несвоевременные платежи, несоблюдение коммерческих обязательств.

Приоритетное значение имеет восстановление и повышение эффективности сельского хозяйства. Мы выступаем против раздробления земельной собственности и вовлечения ее в спекулятивный оборот, за введение действенных ограничений на ее куплю-продажу. Частная собственность на землю должна вводиться в интересах развития сельскохозяйственного и промышленного производства, обеспечения прав граждан на жилище при соблюдении общественных интересов.

В основе возрождения села должны сочетаться фермерское предпринимательство и становление крупных производственных объединений производителей сельхозпродукции, использующих передовые технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Мы добиваемся восстановления паритета цен на продукцию села и промышленности, действенных мер по защите внутреннего рынка от разрушительных проявлений иностранной конкуренции, выступаем за широкое применение предварительной оплаты закупок товаров, предоставление кредитов под будущий урожай, обеспечение прямого доступа товаропроизводителей к рынкам сбыта продовольственных товаров.

Государство должно стимулировать развитие разнообразных форм агропромышленной интеграции, использование передовых форм технологии производства, создание сети экспериментальных хозяйств, центров распространения передовой технологии, организовать закупки для села капиталоемкой техники с рассрочкой погашения ее стоимости.

Проведение всего комплекса мероприятий позволит реально выйти на экономический рост не менее 5% ежегодно. При этом опережающий рост производства наукоемких товаров и современной машиностроительной продукции (не менее 15-20%) ежегодно, оживление научных исследований, активизация инвестиций в обрабатывающую промышленность обеспечат устойчивую основу этого роста на базе современных технологий и активизации наших конкурентных преимуществ.

Подобная перспектива еще возможна. Но для осуществления этой возможности необходима соответствующая политическая воля. В продолжении нынешней политики заинтересованы могущественные внутренние и внешние силы, преодолеть сопротивление которых будет непросто. К ним относятся прежде всего мафиозные структуры, монополизировавшие во многих городах торгово-посредническую сеть и накручивающие цены на продаваемые товары в 2-3 раза, установившие барьеры на пути движения отечественных товаров от производителя к потребителю. Далее, это имеющий “свою лапу” в правительстве Газпром, который, взвинчивая цены на природный газ (цена на сетевой газ в прошлом году выросла в 20 раз) и освобождая себя от экспортных пошлин и налогов (уплачивая половину обязательных платежей за недра, акцизов и пр.), фактически присваивает принадлежащую государству природную ренту на миллиарды долларов ежегодно. Это иностранные фирмы, успешно лоббирующие в правительстве свои интересы и контролирующие благодаря этому уже целые отрасли российской промышленности, а также более половины внутреннего рынка страны. Это финансовые спекулянты, контролирующие Министерство финансов и наживающиеся на наращивании государственного долга.

Это, наконец, выросшие вокруг президентской власти кланы, получающие незаконные льготы и присваивающие изрядную часть бюджетных доходов.

Расчеты показывают, что если правящие сегодня кланы удержат власть и добьются переизбрания нынешнего президента, то нас ждет продолжение спада и длительная депрессия, банкротство около 2/3 предприятий, массовая застойная безработица с охватом до четверти трудоспособного населения, дальнейшая деградация и физическое вырождение общества – к более чем 15 миллионам преждевременно умерших и неродившихся из-за падения уровня жизни за последние пять лет людей прибавятся еще как минимум столько же. По прогнозам демографов, при сохранении сложившихся в связи с проводившейся политикой “шоковой терапии” тенденций к середине следующего столетия население нашей страны может сократиться втрое, а на всей огромной территории за Уралом будет жить не более 12 миллионов человек. Если, конечно, не помогут китайцы и другие соседи. Властвующие сегодня кланы это не волнуют – они вполне хорошо чувствуют себя в роли арабских шейхов и спокойно рассуждают о программах отселения людей с Дальнего Востока. Таким образом, по всем прогнозным расчетам наших ученых (которые до сих пор и в экономической, и социальной, и демографической части подтверждались с высокой точностью), при продолжении проводимой сегодня политики еще одну пятилетку Россию ждет быстрое завершение колонизации, а русский народ – вырождение. Не приходится сомневаться, что нынешний президент, оставшись у власти, не станет мешать поддерживающим его структурам, заинтересованным в сохранении проводимой политики.

Всей этой публике никаких перемен не надо. Их все устраивает – их личные доходы выросли в миллионы раз, и они вполне довольны обслуживанием своих интересов нынешней государственной властью. Они ее контролируют и уступать этот контроль какому-то вновь избранному президенту, конечно, не хотят. Поэтому они сделают все возможное, чтобы новый президент не появился, а если он все же появится – то попытаются его уговорить, подкупить, запугать. Эти методы политической работы они уже хорошо освоили, и нет сомнений, что они будут пущены в ход. Новому президенту предстоят серьезные испытания, которые не всякий сможет выдержать. Из всех реальных кандидатов только А.Лебедь и С.Федоров имеют, как мы знаем по их практической работе, необходимые для этого качества – волю, ответственность, знания и практический опыт. Они смогут осуществить нужную стране программу, которая обеспечит устойчивый экономический рост и подъем народного благосостояния на 5-7% ежегодно.

Между Лебедем и Ельциным есть еще десяток претендентов. но они либо не имеют шансов быть избранными, либо не имеют внятной программы, либо не отличаются политической волей. Если победа Лебедя дает уверенность в переходе к ответственной политике и в осуществлении программы устойчивого экономического роста, а сохранение Ельцина гарантированно приведет к социально-экономической катастрофе для большинства населения и страны в целом, то другие варианты будут давать промежуточные результаты в зависимости от идеологических и личных наклонностей кандидатов. Зюганов больше государственного контроля и политического напряжения, Явлинский – больше внимания иностранным инвесторам, Федоров – больше производственной демократии и раскрепощения личности, Шаккум – больше научного обоснования и здравого смысла. Но слишком тяжела достающаяся в наследство криминализированная экономика и слишком агрессивны отстаивающие нынешнюю власть силы. Так что лучше не рисковать и выбирать наверняка.

Сергей ГЛАЗЬЕВ,

доктор экономических наук


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Переписка
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗИГЗАГИ “РОССИЯНИНА В КВАДРАТЕ”
НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ
ТОТ САМЫЙ ЕВГЕНИЙ ГЕРАСИМОВ
В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ – ТАНГО
А.И.ЛЕБЕДЬ: “МОЕ ДЕЛО НЕ СТРОИТЬ ЭКОНОМИКУ, А РАЗМИНИРОВАТЬ ДЛЯ НЕЕ ПОЛЕ”
НЕТ ИНОГО ВЫБОРА, КАК ИДТИ НА ВЫБОРЫ
Насколько целесообразна поездка Ельцина на Украину?
ХОЧУ САМ РЕШАТЬ!
НАМ ПОВЕЗЛО
ОБЛОМОВУ ТАКОЕ И НЕ СНИЛОСЬ
КТО С КРАСАВИЦЕЙ В ОБНИМКУ, А КТО С ДЕВИЦЕЙ В ГРОБУ
ЕЩЕ РАЗ О ЧЕЧНЕ
ВЫБОРЫ СОСТОЯЛИСЬ. ПРЕЗИДЕНТ ИЗБРАН
ВЫДЕЛИТЕ ИЗ СВОЕГО БЮДЖЕТА ДЕНЬГИ НА “BUDGET”. НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ
ЕСЛИ КАЖДЫЙ ЗАЙМЕТСЯ СВОИМ ДЕЛОМ…
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ
В СТРАНУ ЛЮБВИ!
У “НА-НА” “ЧУЖИЕ НОГИ” РАЗНОГО РАЗМЕРА
МАГИЯ СОЦИОЛОГИИ
РАЗДЕНЬТЕСЬ ДОГОЛА!
Видео-70
“ПРОГУЛКИ ПО “РУССКОМУ ЛЕСУ”
“KODAK” НАМ ДОВЕРЯЕТ
КТО ГОТОВ К КОМПРОМИССУ?


««« »»»