ВО ИМЯ ЧЕГО?

В каждой сказке есть доля истины. В легендах эта доля еще больше. Легенда – та же сказка, основанная на реальных, но давно забытых фактах. Фактом истории стали события, происходившие в нашей стране и превращенные писателем в сюжет рассказа-легенды о великих людях в великой стране и их гибели.

А мы все еще задаемся вопросами. Великой ли была эта страна? Великими ли были люди, живущие в ней? Погибла ли эта страна, наша с вами, опрокинута ли она, придавлена ли она навечно грузом тех событий, которым уже скоро восемьдесят лет?

И стоит право на свободу той крови, которая была пролита за эти годы? И какие свободы, какие права были завоеваны нами? Если да, то достаточно ли этих прав человеку, нужны ли они ему? Или нужно что-то другое?

Вряд ли небольшие цитаты из художественного произведения дадут нам ответы на поставленные вопросы. Но задуматься они заставят.

“– За тысячу полных солнечных кругов до нашего времени обитало…славное и сильное племя Чичиме.

Очень долго благоденствовали чичимеки под мощной державой династии Умплатацлоков, и если на что изредка жаловались, то только на запрещение вести публичные диспуты и открыто курить на улицах, потому что по натуре все они были отчаянными спорщиками и ненасытными курильщиками. Правительство же полагало, что лишь одному принадлежат священные права говорить речи и курить табак. Оттого происходило множество прискорбных недоразумений. Если тлетли (полицейские) замечали на площади трех разговаривающих чичимеков, то били их бамбуковыми палками. А курильщиков ввергали в темницы и конфисковали их имущество в пользу двора.

Последний из Умплатацлоков, Котцлаки XXII, затеял кровопролитную войну с соседним племенем Китчуа. Победы следовали за поражениями, а поражения за победами, и потому значительная часть Чичиме была уже завоевана врагами. В стране наступил голод и начались неудовольствия. Женщины высыпали на улицы и кричали… А давно известно, что если в народном брожении участвуют желудок и женщина, то это уже не бунт, а революция. Так было положено начало великой чичимекской революции.

…именитые чичимеки заперли астрономическую башню на ключ. Затем, выйдя к народу, они сказали:

– Тссс… Поздравляем вас. Вы – республика. Можете курить, где хотите, и говорить, о чем хотите.

И тотчас же столица Чичиме заволоклась табачным дымом, а на площадях и перекрестках собрались многочисленные толпы. С утра до вечера и все ночи до утра курили чичимеки трубки и до хрипоты говорили пламенные речи их ораторы. Тротуары, училища, храмы были заплеваны. И если два чичимека были согласны в убеждениях, то, рыдая от восторга, обнимали друг друга и кричали:”Да здравствует свобода”. В другом же случае раздробляли…голову противника, точно кокосовый орех. Три человека назывались обществом, четыре – партией, а десять – голосом страны.

Разрушительные реформы следовали одна за другой, с быстротой и непрерывностью града, а так как столица Чичиме заключала в себе центр всей умственной жизни страны, то самые смелые предложения немедленно в тот же день и час приводились в исполнение.Так однажды были с необычайной легкостью в каких-нибудь три-четыре часа уничтожены все музеи, библиотеки, школы и памятники, а также вырезаны все банкиры, поэты, музыканты, купцы, художники, философы и все господа в брюках.

Затем земля со всеми ее недрами была объявлена общественной собственностью, отчего на межах и границах произошли великие и кровопролитные побоища. Все жизненные припасы были изъяты из частной собственности, и через неделю в стране не осталось ни коровы, ни овцы, ни курицы, ни гуся, ни иного съедобного животного, ни вина, ни табаку, ни одежды. Хлеба уже давно не было. Освобожденный народ, мстя за прежнее угнетение, мстил земле. Он разрушил водопроводы, сжег мельницы, загадил колодцы и цистерны, потоптал цветники, вырубил рощи.

Но демагоги, руководимые единственно пылкой любовью к человечеству, шли все далее и далее, а за ними покорно шло большинство. Был отменен брак и окончательно расторгнуты семейные и родственные узы. Всякая собственность считалась уничтоженной, дома же объявлены достоянием коммуны. Бродяги с больших дорог выгоняли из вигвамов стариков и детей и в холодные ночи сжигали крыши, двери и домашнюю утварь и, сидя у костров, курили, плевали в огонь и говорили, говорили, говорили без умолку.

…в “месяц плодов” самый влиятельный из тогдашних ораторов высказался с высоты общественной водокачки:

– Граждане! Не понимаю, почему мы считаем жизнь каждого человека его личной собственностью. Вот рядом со мною стоит упитанный гражданин с приятными округлостями тела. Я же худ и изможден голодом. Почему бы во имя справедливости…

Он не успел договорить. Толпа оглушительно закричала: “Да здравствует свобода!”, и через самое непродолжительное время цветущий чичимек, поджаренный и притушенный с уксусом, солью, перцем и ароматическими кореньями, был разрезан на равные части по всем правилам поварского искусства.

Воины племени Китчуа сломили легендарное упорство армии Чичиме, у которой не было к тому времени ни оружия, ни съестных припасов, ни свежих солдат… глазам их представились дымящиеся развалины и кучи неубранных трупов.На площади у костра сидел исхудалый, обросший волосами чичимек, в очках, и с невнятным бормотанием обгладывал берцовую кость своего дедушки. Время от времени он отрывался от еды для того, чтобы сделать несколько затяжек из трубки, плюнуть и закричать: “Да здравствует свобода!”

– Как тебя зовут и что ты делаешь? – с отвращением спросил начальник передового отряда.

– Я – свободный гражданин свободного мира, – ответил тот, подняв кверху лицо, освещенное широкой идиотской улыбкой.

И, показав обглодком кости на пожарище и на трупы, он добавил гордо:

– Все это мы сделали во имя свободы, равенства и братства.

И тотчас же опрокинулся на землю, пронзенный насквозь и пригвожденный к земле копьем вождя.

Так погиб последний человек из славного и сильного племени Чичиме.”

Рассказ-легенду А.Куприна “Гибель племени Чичиме”, написанный в 1929 году, читала Лариса КНЫШОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“ЧАЙФ” В “РОССИИ”
ЗАСТЕНЧИВЫЙ ЦАРЬ НИКОЛАЙ II
ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ “МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА”
МЕТАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ В КАНУН ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ И ЗАДОЛГО ДО НИХ
БЛЮЗ “ЧИСТОГО ЛИСТА”
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ “СЕРЬГА”
Насколько эффективна роль СМИ, особенно электронных, в избирательной кампании?
НЕ ПУГАЙТЕ ЗЮГАНОВЫМ. КАК БУДЕТ ПРИ НЕМ, МЫ ЗНАЕМ
БАРЫКИН – ВСЕГДА БАРЫКИН
Видео-68
ХИТРЫЙ ВИЗИРЬ
“EXTAZY”? ТАК ЦЕ САЛО
СВЯЩЕННАЯ КОРОВА НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
Навстречу восходу солнца
УЧЕНЫЙ И КРЕСТЬЯНИН
ЧЕЛОВЕК С ПЕРОМ В РЕЖИМЕ ЧП
УКРАДЕННЫЙ КОНЬ
О ВОЕННОЙ РЕФОРМЕ В РОССИИ
ЧУЖАКИ С АКЦИЯМИ
“БРАВО” СКОРО ЛЕТО
СУД МУЛАДЕВЫ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ “БЕДНОЙ ОВЕЧКИ”, РАССКАЗАННАЯ АЛЕНОЙ СВИРИДОВОЙ В ЧУМОВУЮ ПОГОДУ
Многие российские короли бизнеса взволнованы …
“ОСЕНЬ” ЛИЦЕИСТОК НЕ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ВИДЕОРЯДА
ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯВЛИНСКОГО И ЕЛЬЦИНА УЖЕ СОСТОЯЛОСЬ…


««« »»»