ОСЕНЬ В ЖИЗНИ – ОСЕНЬ В СЕРДЦЕ

“ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ” НА ФОНЕ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

“Осень жизни” бывает разная. Она у каждого своя. Кто-то отдает всего себя работе, оставаясь до последнего дыхания, что называется, в строю. Для иных предел мечтаний – по выходе на пенсию удариться в путешествия и прочие вояжи. Удел третьих – внуки, правнуки и всяческие хлопоты, с ними связанные. Четвертые больше всего мечтают о покое в тиши домашних библиотек. Пятые… Наверное, не стоит продолжать, так как список может получиться довольно длинный. Но как бы велико ни было разнообразие вкусов и предпочтений, присущих лицам пожилого возраста, их реальный образ жизни складывается порой совсем не так, как хотелось и мечталось до выхода на пенсию.

ПРОШЛОЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЗАКОНОВ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ

В первые годы революции пенсионное обеспечение было установлено сначала для рабочих отдельных отраслей промышленности; в предвоенные годы постепенно распространено на всех рабочих и служащих. Но лишь к середине 60-х годов эта система приняла всеобъемлющий характер. Решающее значение в этом процессе имело принятие в 1956 году Закона о государственных пенсиях. До этого времени пенсионное обеспечение регулировалось более чем 960 законодательными актами. В конечном итоге все пенсионное обеспечение сводилось к двум группам: так называемые общие пенсии и повышенные, предоставляющиеся работникам отдельных ведомств. Первой приоритетной группой пенсионеров были бывшие работники угольной промышленности. Затем к ним добавились работники металлургической и химической промышленности, а с 1949 года повышенные нормы пенсионного обеспечения постепенно распространились на работников других отраслей. К 1955 году повышенные пенсии получали примерно 1,7 млн человек, или около 28% всех пенсионеров труда.

Закон о государственных пенсиях коренным образом преобразовал систему пенсионного обеспечения. На основе этого закона были установлены нормы пенсионного обеспечения для пенсионеров по старости, инвалидности (труда и войны – для лиц рядового и сержантского состава) и для семей, потерявших кормильца. Были отменены повышенные пенсии и практически ликвидировано предоставление пенсий за выслугу лет. В результате введения нового пенсионного закона право на пенсию было предоставлено ряду категорий трудящихся, которые ранее его не имели. В силу этого численность пенсионеров только за один год возросла на 2,1 млн человек, или на 16%.

Введение Закона о государственных пенсиях позволило повысить уровень материального обеспечения всех категорий пенсионеров. Существенное увеличение размеров пенсий было осуществлено за счет отмены ограничений в заработке, из которого исчислялись пенсии, повышения минимального размера пенсий, увеличения нормы пенсий в процентах к заработку. На основе принятого закона всем пенсионерам был произведен перерасчет пенсий. При общем увеличении пенсий примерно в 2 раза низкие пенсии были повышены в 3-4 раза. В Законе о государственных пенсиях был принципиально по-новому решен вопрос о льготах для отдельных категорий трудящихся. Ведомственные льготы были практически полностью отменены, а при предоставлении льгот и преимуществ стали учитываться в первую очередь условия труда.

Следующим шагом было установление государственной системы пенсионного обеспечения колхозников по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, которая была введена с 1 января 1965 года. В результате введения пенсионного обеспечения в 1966 году получили пенсии более 8 млн. колхозников, а общая численность пенсионеров в стране превысила 32 млн человек. При введении государственных пенсий по старости колхозникам в 1965 году право на получение пенсий было предоставлено мужчинам с 65 и женщинам с 60 лет. С начала 1968 года колхозники приравнены к рабочим и служащим в отношении возраста для получения пенсии по старости (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55, а для женщин, родивших и воспитавших до восьмилетнего возраста 5 и более детей, – 50 лет).

Таким образом, сформированная в 1956-1965 годах пенсионная система просуществовала без особых изменений практически до конца 80-х – начала 90-х годов, когда прокатилась новая волна совершенствования пенсионного законодательства. Попытки реформировать пенсионное обеспечение в рамках бывшего Союза по известным причинам быстро трансформировались в мероприятия по совершенствованию пенсионной системы в Российской Федерации. В ноябре 1990 года принимается новый Закон РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”, который с учетом внесенных в него поправок действует и поныне. Закон регулирует порядок назначения и выплаты пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, а также социальных пенсий. Вопросы пенсионного обеспечения бывших военнослужащих регламентируются отдельным законом – “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей” (от 25 февраля 1993 года).

Действует также множество законов и подзаконных актов, в соответствии с которыми устанавливаются особые условия пенсионного обеспечения отдельных категорий населения. Например, Закон РФ “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” (февраль 1993 года), Федеральный закон “О выплате пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности” (декабрь 1995 года), Федеральный закон “Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, получающих пенсии по Закону о государственных пенсиях РСФСР” и другие.

НАСТОЯЩЕЕ: ДОЛГИ НАШИ…

Таким образом, практически все нормативные акты, составляющие современное пенсионное законодательство, появились не так давно и по идее должны соответствовать реалиям сегодняшнего дня. И тем не менее действующая в России система пенсионного обеспечения переживает глубокий кризис. Почти 37 млн человек получают от государства средства, не сопоставимые с представлениями о достойной жизни. Реальное содержание средней пенсии по старости в сопоставимых ценах 1987 года в настоящее время почти в 4 раза ниже, чем до либерализации цен в 1992 году.

Современная ситуация с пенсионным обеспечением близка к тупиковой: с одной стороны, расширяется круг обеспечиваемых (предоставление права получать пенсию всем работающим, включение новых видов работ и профессий в списки льготных, дающих возможность для получения досрочных пенсий, и т.п.), с другой – механизм формирования пенсионного фонда, из которого выплачиваются пенсии, не позволяет стабильно воспроизводить этот источник средств. Финансовая база пенсионного обеспечения постоянно сужается (уменьшение доли заработной платы, с которой взимаются взносы, – за счет роста выплат социального характера; усиление тенденции к уклонению от уплаты налогов и т.д.).

Указ Президента РФ “О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом РФ” от 21 ноября 1995 года в некотором смысле подготовил нормативную базу для более строгого контроля за процессом уплаты страховых взносов и создания заинтересованности в погашении задолженности. Однако известно, что глубинной причиной образования задолженности предприятий и организаций по страховым взносам является несоответствие механизмов пенсионного обеспечения развивающимся рыночным отношениям. Плательщики (как юридические, так и физические лица) не заинтересованы в уплате страховых взносов, так как размер начисляемой пенсии от этого не зависит.

В результате к концу 1995 года накопленная за 1992-1995 годы задолженность предприятий и организаций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд составила 19,5 трлн рублей. Главная причина – массовые неплатежи на предприятиях. Однако в некоторых регионах, даже относительно благополучных в смысле сбора страховых взносов, на своевременную выплату пенсий влияет еще один фактор – долг федерального бюджета Пенсионному фонду, выплачивающему вместо него так называемые социальные пенсии – инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам детства, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Долг этот составляет около 4 трлн рублей. В пределах этой суммы в соответствии с недавним Указом президента “О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий” правительству России поручено оказать временную финансовую помощь Пенсионному фонду, предоставив ему на возвратной основе ссуду на срок до 6 месяцев.

Пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время явно не обеспечивающей минимальных потребностей значительных по численности слоев пенсионеров. Обременительность выражается в том, что сегодня по системе трудовых пенсий на одного пенсионера приходится всего лишь 1,8 работающего (застрахованного). При этом повышение страховых тарифов не может решить проблемы стабильного финансирования пенсионного обеспечения, поскольку при уже имеющейся высокой пенсионной нагрузке на работающих это вновь ляжет на плечи законопослушных работодателей, численность которых неуклонно снижается. Незарегистрированные “челноки”, шабашники, кустари-одиночки, имеющие достаточно высокие заработки и не уплачивающие взносов на пенсии, – это уже объективная реальность нашей жизни. Кроме того, даже в легальной экономике растет нелегальный “теневой” сектор, доходы которого не учитываются и не облагаются налогами. Директора, используя пробелы нашего законодательства, прибегают к “законным” формам ухода от уплаты налога. Например, завышают численность работников, позволяют своим сотрудникам трудиться на стороне без уплаты налогов и приобретать при этом права на пенсионное обеспечение.

Весьма уязвимым местом в системе технологии пенсионных платежей (от счета Пенсионного фонда до пенсионера) является ее многозвенность. В результате средства, перечисляемые Пенсионным фондом для выплаты пенсий, проходят через несколько счетов (областной и районный органы социальной защиты предприятий Федеральной службы почтовой связи или учреждения Сбербанка). Неизбежно остающиеся на этих счетах средства не только увеличивают потребность в оборотных ресурсах, но и используются не по назначению. Примерно половина пенсионеров России не получают вовремя свои деньги. В создавшейся ситуации необходимость реформы пенсионной системы, важным элементом которой является ее соответствие системе социального страхования, бесспорна. Вместе с тем намечаемый порядок проведения такой реформы не в полной мере отвечает требованиям времени.

БУДУЩЕЕ ПРЕКРАСНО, НО…

В правительственной Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации обозначены основные принципы формирования новой пенсионной системы, свидетельствующие о намерениях правительства перейти на общепринятую во всем мире модель пенсионного обеспечения, основы которой заложены уже сейчас. С введением в государственную систему пенсионного обеспечения так называемых социальных пенсий и провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой пенсионной системы.

Первым уровнем системы государственных пенсий является базовая пенсия, которая в перспективе должна заменить социальную пенсию. Вторым уровнем является трудовая (страховая) пенсия. Роль этого типа государственной пенсии определяет всю организацию социального, и в первую очередь пенсионного, страхования. В контексте реформы она должна быть освобождена от несвойственных ей функций и соответствовать природе солидарности поколений работников наемного труда, на которой базируется социальное страхование. Из этого следует принципиальное требование к реформе трудовых пенсий: соответствие условий предоставления и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица, зависящему от продолжительности страхования и величины взносов.

При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета (учеба, воинская служба по призыву и т.п.). Это означает последовательное осуществление в пенсионной системе страховых принципов, исключающих какие-либо привилегии для отдельных слоев или групп застрахованных.

Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

Понятно, что задача создания нормально работающей трехуровневой пенсионной системы не может быть решена в одночасье. Однако заложенные в Концепции этапы и сроки реализации ее положений слишком удалены от реалий сегодняшнего дня. В частности, подготовка проекта федерального закона о пенсионном обеспечении (заметим, лишь только проекта, а не принятие самого закона) отодвинута на 1997 год, а нормативные акты, конкретизирующие положения Концепции, появятся, надо полагать, не ранее 1998 года. Таким образом, и в этом вопросе, как и во многих других, правительство охотнее берется за решение проблем будущего, отстраняясь (вольно или невольно) от настоящих.

Кроме того, авторы Концепции четко делают упор на развитие негосударственных пенсионных систем, прямо называя это направление приоритетным, которое должно стимулироваться в первую очередь и с предоставлением соответствующих льгот. Это, конечно, важно, но если не учитывать уже имеющуюся негативную практику деятельности негосударственных пенсионных фондов, которые в отсутствие необходимой законодательной базы, получив возможность распоряжаться “длинными деньгами”, занимаются в основном проблемами личного обогащения их организаторов, то такую позицию правительства вряд ли можно считать оправданной и конструктивной.

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

Несмотря на неблагоприятную динамику показатели средней продолжительности жизни в России пока еще не снизились до того уровня, при котором пенсионный возраст может не наступить вообще. Худо-бедно среднестатистический россиянин доживает до пенсии и даже имеет возможность лет 10-15 существовать в этом качестве, приспосабливая свои потребности к иным материальным условиям, чем те, которые были до ухода на заслуженный отдых. Таким образом, проблема пенсионного обеспечения рано или поздно коснется каждого.

Поэтому участь сегодняшних пенсионеров, попавших в категорию самых социально незащищенных категорий групп населения, вполне может постигнуть и нынешнюю молодежь, если этой проблеме не будет уделено должного внимания СЕГОДНЯ! СЕЙЧАС!!! Представляется, что важнейшие первоочередные меры, которые должны быть предприняты на государственном уровне, пусть даже с использованием дополнительного бюджетного финансирования, в интересах прежде всего настоящих пенсионеров, а не будущих, на которых нацелена пенсионная реформа, состоят в следующем:

– установить строгую административную и уголовную ответственность предприятий и организаций за уклонение от уплаты налогов и несоблюдение финансовой дисциплины;

– узаконить систему постоянной индексации пенсий в соответствии с темпами инфляции;

– изыскать финансовые возможности для приведения в соответствие размеров минимальных пенсий и социальных выплат с величиной прожиточного минимума;

– усилить контроль за целевым использованием средств Пенсионного фонда и ввести в практику регулярное рассмотрение отчетов в Государственной Думе;

– поставить под жесткий контроль розничные цены на некоторые виды хлебо-булочных изделий, основные продукты питания, наиболее необходимые виды лекарств, привязав их к официально устанавливаемым минимальным размерам заработной платы и пенсий;

– обеспечить государственное регулирование и контроль над всеми видами негосударственного пенсионного обеспечения с целью соблюдения гарантий и правовой защиты граждан.

СРЕЗ

Средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, стоящих на учете в органах социальной защиты населения

(на начало года) 1971, 1981, 1992 – в руб.; 1993-1996 – в тыс.руб.)

        1971        1981        1991        1992        1993        1994        1995        1996

Все пенсионеры        36        59        113        419        3,5        30,2*)        98,4        183,6

В том числе по-                                                 41,9        118,1        233,6

лучающие пенсии:

по старости        41        65        121        438        3,7        32,5        106,7        199,6

                                                44,2        126,4        249,6

по инвалидности        33        57        101        405        3,2        24,4        82,8        158,1

                                                36,1        102,5        208,1

по случаю потери кормильца (на каждого

нетруд. члена семьи)        21        32        64        280        2,2        14,9        42,3        72,2

                                                26,6        62,0        122,2

за выслугу лет        40        59        118        335        4,5        40,1        121,5        216,4

                                                51,8        141,2        266,4

социальные        -        -        68        314        2,1        19,3        55,7        101,8

                                                31,0        75,4        151,8

*) Здесь и далее: в числителе – без компенсационных выплат;

в знаменателе – с учетом компенсационных выплат

Количество работающих в расчете на одного пенсионера, получающего трудовую пенсию

Страна        Количество

Великобритания        2,4

Германия        2,4        

Италия        2,4

США        2,5        

Франция        2,5        

Швеция        2,1        

Япония        2,6        

Россия        1,8

Пенсионный возраст

Страна        Общеустановленный        Фактический средний        

        пенсионный возраст        возраст выхода на пенсию

        мужчины женщины        мужчины        женщины

Австрия        65 60        61,3        58,6

Германия        65 65        60,4        60,4

Франция        60 60        62,3        62,3

Испания        65 65        63,9        63,9

Польша        65 60        58,7        55,2

Россия        60 55        58,5        53,5        

ДИНАМИКА ЦЕН, ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА И ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ

        1991 г.        1992 г.        1993 г.        1994 г.        1995 г.

Числен.пенсионеров,

млн чел.         34043.7        35271.7        36099.8        36688.4        37200

Средн.пенсия с

компенсацией         0.31        3.65        41.9        119.2        183.5

Прожиточный минимум

пенсионера (ПМ)        0.13        2.93        30.2        102.5        186.1        

Соотношение средн.пенсии с

компенс. и ПМ пенсионера, %        243.8        124.4        138.7        116.3        98.6

Стоимость набора 19 продуктов

питания, тыс.руб.        0.18        4.37        30.7        107.1        231.5

Соотношение средн.пенсии с

компенс. и стоимости 19 продуктов, %        173.3        83.5        136.5        111.3        79.3

Увеличить с 1 мая компенсационную выплату пенсионерам, получающим пенсию в минимальном размере, в 2 раза – с 75 тыс. до 150 тыс. руб.

Лицам, получающим пенсию от 68250 до 128250 руб. установить такой размер дифференцированной компенсационной выплаты, чтобы сумма пенсии и компенсации составляла 213250 руб.

Лицам, получающим свыше 128250 руб., компенсационная выплата увеличивается с 75 тыс. до 85 тыс. руб.

Выдержки из Указа Президента РФ N 550 от 15/4-96 г. “О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан РФ”

Ольга МЕНЬШИКОВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВО ИМЯ ЧЕГО?
СОЮЗ НАРОДОВ НЕРУШИМ
ОБОЗ-67
ВРЕМЯ ДЕЛАТЬ СТАВКИ!
КОРЖАКОВ И КАПИТАЛ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ УЛЬТИМАТУМ ЗЮГАНОВУ
НЕ ДАТЬ БЫ МАХУ ЕЩЕ РАЗ
ХОЛОДНАЯ ВЕСНА – К ЖАРКОМУ ЛЕТУ
Российский бизнес – политическая сила?
Видео-67
ЧТО ТВОРИТСЯ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ МОСКВЫ?
РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ВСТУПАЕТ В КОНКУРЕНЦИЮ С ЦЕНТРАЛЬНЫМ
Скептики поднимают руки
ТРИ СЦЕНАРИЯ НА ПОЛТОРА МЕСЯЦА: НЕПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ПАРАДОКСЫ
Америка становится ближе
В центре последних обсуждений рыночной либерализации…
КОНСТАНТИН, СЫН АРКАДИЯ
ЕЩЕ РАЗ ОБ ОТНОШЕНИЯХ РОССИЯ – НАТО


««« »»»