КАНН III: ОШИБКА ЖАКОБА

Надо отдать должное руководителю творческой части фестиваля Жилю Жакобу: он отдал уйму сил подготовке юбилея и весьма самокритично оценивал ее результаты. В идеале празднования не должны были мешать главному – конкурсной программе. Поэтому все торжества по поводу 50-летия были сконцентрированы в один день – 11 мая. На праздничный вечер, ужин и встречу с прессой (уже 12-го перед отъездом) специально собирались знаменитости. Их концентрация на квадратный метр гостиниц и набережной и минуту времени на телеэкранах приобретала устрашающий характер. Но уже 12-го вечером все было кончено – 50-й фестиваль забывал о предшественниках и царил в одиночестве. А здесь главными событиями были конкурсные просмотры.

Когда я познакомился с этой концепцией, мне тут же захотелось привести ее в пример организаторам отечественных киносмотров: ведь для них фильмы лишь предлог и почти необязательное приложение к “тусовке”. Реальность оказалась сложнее. “Затащить” настоящих звезд даже на Каннский фестиваль не так-то просто. Все они связаны обязательствами перед агентами, студиями, фирмами. Поэтому гарантией приезда знаменитого артиста может быть только… включение фильма с его участием в конкурсную программу. Аналогична и ситуация с “великими” режиссерами. Да ведь и друзей, и завсегдатаев Канн надо ублажить за верность фестивалю.

Что же делать? Строить официальную программу, преимущественно исходя из “нужных” имен. А остальные места зарезервировать влиятельным фирмам, с одной стороны, и дебютантам, с другой. Это кредо Жакобом не было публично изложено, но именно оно в конечном итоге объясняет структуру основной программы.

Люк Бессон и Брюс Уиллис (“Пятый элемент”) на открытии, так и не приехавший Клинт Иствуд и Джин Хэкмен (“Абсолютная власть”) на закрытии, друг Бессона Гэри Олдман 8 мая (“В рот не брать”), “Добро пожаловать в Сараево” (чисто политически конъюнктурна картина) 9-го, 10-го режиссерский дебют Джонни Деппа “Смельчак” (настолько слабый, что режиссер после провала в Канне решил его перемонтировать), посредственный, но “свой” Вим Вендерс (“Конец насилия”) в юбилейный вечер, Анг Ли и Сигурни Уивер (“Ледяной шторм”. Фильм демонстрировался и на “Кинотавре-97”. – Ред. ИД “Новый Взгляд”.) 12-го, выдохшийся ветеран Франческо Рози (“Перемирие”) 13-го, “Уорнер Бразерс”, Ким Бесинджер, Кевин Спейси и романист Джеймс Элрой (“Лос-Анджелес, секретно”) 14-го… Я намеренно перечислил либо откровенно слабые, либо просто неудачные картины. Но имена важнее…

А тем временем в параллельных секциях демонстрировались фильмы, значительно оригинальнее и интереснее (тот же победитель “Особого взгляда” “Мариус и Жаннетта” Робера Гедигяна). Да и один из лауреатов “Золотой пальмовой ветви” “Время вишен” Аббаса Кьяростами попал в конкурс в последний момент случайно: первоначально предполагалось, что великий иранец “тянет” только на внеконкурсный показ.

Когда Жиль Жакоб жаловался, что нынешний конкурс “слабоват” по сравнению с предыдущими, поскольку в мировом кино год на год не приходится, он лукавил. Хороших лент стало не меньше, просто отбирались они не по тому принципу. За что фестиваль и расплатился ехидной, если не разгромной прессой.

Кирилл РАЗЛОГОВ,

специально для ИД “Новый Взгляд”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ТЫ УЛЫБАЕШЬСЯ МНЕ ИЗ-ЗА ЧЕТВЕРТОГО СТОЛИКА В ЧЕТВЕРТОМ РЯДУ
ИРИНА (“Блестящие”)
ЭТИ ОЧЕНЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЛЮДИ
Самого страшного гостя ждет приз
КОРЕЙСКОЕ ШОУ В КРЕМЛЕВСКОМ ДВОРЦЕ
ДМИТРИЙ ХАРАТЬЯН: В ФИЛЬМЕ НЕТ ЭСТЕТИКИ ЗЛА
НА ПОРОГЕ ЗРЕЛОСТИ
WORLD PARTY-EGYPTOLOGY
СЛОВО О ГРАДСКОМ… ЕЩЕ НЕ ЗАМОЛВЛЕНО
ВСТРЕТИМСЯ У ФОНТАНА, ГДЕ У ЛЬВА ВЫПУЧЕННЫЕ ГЛАЗА
ПАРАД ЮНЫХ ТАЛАНТОВ
“ХРАМ”, “МОЛИТВА”, “ПСАЛОМ”
НА ПРЕКРАСНОМ ГОЛУБОМ ДУНАЕ
Раз-два, ка-за-чок!
ДМИТРИЙ АСТРАХАН: СОВРЕМЕНЕН ФИЛЬМ ИЛИ НЕТ, РЕШИТ ЗРИТЕЛЬ
КАННСКАЯ ВОЛНА – СОЧИНСКАЯ ВОЛНА
РАССТАВИМ БОКАЛЫ, РЕЧИ ТОЛКНЕМ!


««« »»»