Конкурсный фильм “Из ада в ад” вызвал бурю споров и противоречивых мнений, которые разделились от резкого неприятия до восторга. Мы решили предоставить слово самому режиссеру Дмитрию АСТРАХАНУ.
– Есть мнение, что фильм, конечно, не оставляет равнодушным, но сколько можно возвращаться к войне и муссировать еврейскую тему?
– Это досужие разговоры. Национальная проблема существует. Она есть. Мир, к сожалению, мало меняется.
В картине использован реальный факт – события 1946 года в польском городе Кельцы. Еще идет Нюрнбергский процесс. И в этот момент гибнут около сорока человек от погрома. Мы сочинили историю, где пытаемся исследовать, что могло довести людей до такого состояния? Польская семья Сикорских приютила у себя еврейскую девочку Фелю. Первое слово “мама” она произнесла в этой семье. После войны Генрих и Елена Гольде хотят вернуть свою дочь. Чья Феля? Кто осудит этих женщин?.. Пожилой еврейский чете возвращают их собственный дом, выселяя при этом многодетную польскую семью, занявшую дом во время войны. Кормилец этой семьи становится одним из инициаторов погрома… Никто не собирается обвинять ни польский, ни еврейский народы. Да, люди разные. Даже если кто-то наступит в автобусе другому на ногу, это не повод, чтобы убивать. Где та грань, когда люди теряют человеческий облик и переходят черту? Мы иногда видим только поверхностный слой, атрибутику. Человек в эсэсовской форме – значит, фильм про эсэсовцев. Но про что картина “Ночной портье”? Наверное, про страшную любовь, про страсть.
– Вы работали вместе с немецким продюсером?
– Да. Продюсер этой картины Артур Браунер. Мы познакомились с ним в 1993 году после просмотра фильма “Изыди”. Он предложил мне эту тему – погром в Кельце. Олег Данилов сочинил сценарий, мы долго обсуждали вместе все позиции. Это была нормальная, профессиональная работа. Фильм снят ровно за 42 дня, как было оговорено контрактом. Так снимает весь мир. Слава Богу, так начинают работать и у нас. И в нашей стране зарождается институт продюсирования.
– Почему еврейскую маму играет немка?
– Потому что актриса Анна Клинг очень подходила к роли. Анна в Германии сейчас – одна из самых интересных молодых актрис. В 1997 году она получила приз как лучшая актриса года. Продюсер познакомился с ней на церемонии вручения премии. Я считаю, что в моей картине удачный состав актеров: Геннадий Свирь – мой студент, Геннадий Назаров – наш любимый актер. Алла Клюка – блистательная актриса мощного диапазона. Когда я позвонил ей в Америку, она поначалу стала изображать из себя эдакую американскую актрису. Но потом все это быстро с нее слетело…
– Как вы считаете, своевременен и современен ли ваш фильм?
– Для меня вопрос современности или несовременности кино решается в зрительном зале.
Ирина ПАПЕРНАЯ,
“Кинотавр”.