Каннский фестиваль открылся в среду в атмосфере причудливого сочетания шоу-бизнеса и классовой борьбы.
Рядовая творческая интеллигенция – представители так называемых либеральных профессий – продолжали борьбу за свои права против политики правительства, направленной на «свертывание» всей системы социального страхования по отношению к лицам «без постоянного места работы», к числу которых относятся «творцы» чуть ли не всех профессий и уровней. Наиболее активные среди последних связаны со зрелищными искусствами, это – актеры, режиссеры, музыканты, и т.д. Именно они обладают наибольшим выходом на средства массовой информации и способны парализовать художественную жизнь страны. Им уже удалось сорвать знаменитый театральный фестиваль в Авиньоне, превратить церемонию вручения призов французской киноакадемии в политический митинг, блокировать целый ряд менее крупных манифестаций.
Канн стал очередной ареной политического противоборства, от попытки задержать пересылку фильмов до публичных выступлений накануне и во время фестивальных церемоний.
Напомню, что одна попытка прервать Каннский кинофестиваль в прошлом удалась – в конце 60-х годов уже минувшего столетия в разгар так называемой студенческой революции кинематографисты, в числе которых были корифеи Годар и Трюффо, блокировали проведение фестиваля. Отмечу в скобках, что в дальнейшем Каннская дирекция постаралась компенсировать моральный урон участников. Так, все члены тогдашнего жюри (в их числе был и советский поэт Роберт Рождественский) были приглашены в жюри в последующие годы.
Чем закончится нынешнее противостояние, сказать трудно. Дирекция фестиваля уже выразила (в весьма осторожной форме) свою солидарность с протестующей интеллигенцией и одновременно с министром культуры (в значительной части финансирующим фестиваль), не очень надеясь при этом на скорое разрешение конфликта. Тем не менее, фестиваль, как явление не только и не столько французское, сколько международное, начал набирать обороты.
Показ нового фильма Педро Альмодовара под символическим названием «Дурное воспитание» на церемонии открытия сразу расставил точки над i: знаменитые имена, презумпция художественного качества (не всегда обоснованная) и легкий привкус скандала. Первый международный скандал уже состоялся – картина документалиста Майкла Мура, прославившегося антивоенной речью на церемонии присуждения премии «Оскар» (за фильм «Боулинг для Колумбайн») «911 градусов по Фаренгейту» уже была запрещена в США и ее участие в конкурсе Каннского фестиваля пытались блокировать «с той стороны». Одним словом, фестивальная и околофестивальная жизнь началась.
Судей в этом году много, как много и программ. К традиционным конкурсам (полнометражному и короткометражному), «Особому взгляду» и «Кинофонду» (конкурсу студенческих работ), добавилась секция киноклассики (заново реставрированные фильмы и ретроспективы). Жюри, в соответствии с принципами политкорректности, были отданы победителям фестиваля десятилетней давности: Квентин Тарантино, получивший «Золотую пальмовую ветвь» за «Бульварное чтиво», стал председателем большого жюри, а Никита Михалков – лауреат Главного специального приза жюри за фильм «Утомленные солнцем» – стал председателем жюри короткометражных лент и «Кинофонда».
Кирилл РАЗЛОГОВ.