Канн между молотом и наковальней

Каннский фестиваль открылся в среду в атмосфере причудливого сочетания шоу-бизнеса и классовой борьбы.

Рядовая творческая интеллигенция – представители так называемых либеральных профессий – продолжали борьбу за свои права против политики правительства, направленной на «свертывание» всей системы социального страхования по отношению к лицам «без постоянного места работы», к числу которых относятся «творцы» чуть ли не всех профессий и уровней. Наиболее активные среди последних связаны со зрелищными искусствами, это – актеры, режиссеры, музыканты, и т.д. Именно они обладают наибольшим выходом на средства массовой информации и способны парализовать художественную жизнь страны. Им уже удалось сорвать знаменитый театральный фестиваль в Авиньоне, превратить церемонию вручения призов французской киноакадемии в политический митинг, блокировать целый ряд менее крупных манифестаций.

Канн стал очередной ареной политического противоборства, от попытки задержать пересылку фильмов до публичных выступлений накануне и во время фестивальных церемоний.

Напомню, что одна попытка прервать Каннский кинофестиваль в прошлом удалась – в конце 60-х годов уже минувшего столетия в разгар так называемой студенческой революции кинематографисты, в числе которых были корифеи Годар и Трюффо, блокировали проведение фестиваля. Отмечу в скобках, что в дальнейшем Каннская дирекция постаралась компенсировать моральный урон участников. Так, все члены тогдашнего жюри (в их числе был и советский поэт Роберт Рождественский) были приглашены в жюри в последующие годы.

Чем закончится нынешнее противостояние, сказать трудно. Дирекция фестиваля уже выразила (в весьма осторожной форме) свою солидарность с протестующей интеллигенцией и одновременно с министром культуры (в значительной части финансирующим фестиваль), не очень надеясь при этом на скорое разрешение конфликта. Тем не менее, фестиваль, как явление не только и не столько французское, сколько международное, начал набирать обороты.

Показ нового фильма Педро Альмодовара под символическим названием «Дурное воспитание» на церемонии открытия сразу расставил точки над i: знаменитые имена, презумпция художественного качества (не всегда обоснованная) и легкий привкус скандала. Первый международный скандал уже состоялся – картина документалиста Майкла Мура, прославившегося антивоенной речью на церемонии присуждения премии «Оскар» (за фильм «Боулинг для Колумбайн») «911 градусов по Фаренгейту» уже была запрещена в США и ее участие в конкурсе Каннского фестиваля пытались блокировать «с той стороны». Одним словом, фестивальная и околофестивальная жизнь началась.

Судей в этом году много, как много и программ. К традиционным конкурсам (полнометражному и короткометражному), «Особому взгляду» и «Кинофонду» (конкурсу студенческих работ), добавилась секция киноклассики (заново реставрированные фильмы и ретроспективы). Жюри, в соответствии с принципами политкорректности, были отданы победителям фестиваля десятилетней давности: Квентин Тарантино, получивший «Золотую пальмовую ветвь» за «Бульварное чтиво», стал председателем большого жюри, а Никита Михалков – лауреат Главного специального приза жюри за фильм «Утомленные солнцем» – стал председателем жюри короткометражных лент и «Кинофонда».

Кирилл РАЗЛОГОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Сольное творение
Все написанное
Второй за 13 лет
Докака помогает Бьорк
Новый альбом Сантаны
Копать здесь!
Довел до конца
Зачем настраивать гитару?
Сразу три альбома
Покорение Америки
ДендиДиана Скляра
Коротко
“Песняры” в Кремле
Рок-героин
Таков мой жребий
Любить – не курить
Небо Софии Ротару
Ярый католик Кэвизел
Искусство требует жертв
Джастин в роли Джонни


««« »»»