Раз-два, ка-за-чок!

“Ермак” снимался семь лет, что неудивительно при его бюджетоемкости, и вполне мог быть семисерийным. Краснопольский и Усков, мастера длинных дистанций, и здесь, как мне показалось, взяли дыхание на марафонский забег. И это было бы правомерно для костюмного боевика из русско-татарской жизни XVI века и неплохо смотрелось бы из вечера в вечер на диване – вроде “Королевы Марго”.

Диван и банка пива – два могучих фактора визуальной культуры. Благодаря им стало возможным появление такого феномена, как спонтанное кино – куст, растущий как бы у нас на глазах, дико и немотивированно, позволяя включаться в действие и выключаться из него в любой момент без особых потерь.

И если бы, повторяю, “Ермак” был таким телевизионным сериалом, у меня не было бы к нему решительно никаких претензий. Наоборот, я бы горячо одобрила захватывающие дух панорамы северных рек, варварскую роскошь костюмов и агрессивной блатной темперамент замечательно сексапильного Джигурды (который, к слову, цыганский имидж Ваньки Кольца эксплуатировал намного успешнее, чем андерграундский оселедец, предъявленный тусовке в Сочи).

Но “Ермак” – кинофильм на 2 часа 20 минут, предназначенный для демонстрации в кинозале. Этот аттракцион предусматривает все-таки известную драматургическую и постановочную жесткость, какое-то развитие в установленных рамках, какую-то, извините, позицию, интригу, очертание характеров.

Трудно предположить, чтобы бывалые авторы не владеют этими механизмами. Я заподозрила даже, что общая упрощенность, спрямленность сюжетных линий, судеб и фигур указывают на жанр былины (особенно с учетом богатырских темпов роста сына Алены в шатре у Кучума).

Однако эпическая гипербола, на которую вроде бы претендует фильм, тоже не исчерпывается лаконизмом и условностью: в картине же про отчаянных казаков и коварных татар нет и следа присущего эпосу космизма.

Пожалуй, ближе всего “Ермак” к наглядному пособию по истории России для учащихся средних школ. Правда, в этом его качестве приглашение великого Евстигнеева на весьма линейную роль Ивана Грозного кажется мне избыточным.

Алла БОССАРТ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

КАНН III: ОШИБКА ЖАКОБА
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ТЫ УЛЫБАЕШЬСЯ МНЕ ИЗ-ЗА ЧЕТВЕРТОГО СТОЛИКА В ЧЕТВЕРТОМ РЯДУ
ИРИНА (“Блестящие”)
ЭТИ ОЧЕНЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЛЮДИ
Самого страшного гостя ждет приз
КОРЕЙСКОЕ ШОУ В КРЕМЛЕВСКОМ ДВОРЦЕ
ДМИТРИЙ ХАРАТЬЯН: В ФИЛЬМЕ НЕТ ЭСТЕТИКИ ЗЛА
НА ПОРОГЕ ЗРЕЛОСТИ
WORLD PARTY-EGYPTOLOGY
СЛОВО О ГРАДСКОМ… ЕЩЕ НЕ ЗАМОЛВЛЕНО
ВСТРЕТИМСЯ У ФОНТАНА, ГДЕ У ЛЬВА ВЫПУЧЕННЫЕ ГЛАЗА
ПАРАД ЮНЫХ ТАЛАНТОВ
“ХРАМ”, “МОЛИТВА”, “ПСАЛОМ”
НА ПРЕКРАСНОМ ГОЛУБОМ ДУНАЕ
ДМИТРИЙ АСТРАХАН: СОВРЕМЕНЕН ФИЛЬМ ИЛИ НЕТ, РЕШИТ ЗРИТЕЛЬ
КАННСКАЯ ВОЛНА – СОЧИНСКАЯ ВОЛНА
РАССТАВИМ БОКАЛЫ, РЕЧИ ТОЛКНЕМ!


««« »»»