Сейчас не принято писать о дебютах. Обычно пишут о юбилейных вечерах или бенефисах к …летию творческой деятельности. Между тем дебют часто бывает событием, тем более если это дебют на сцене Большого театра, о котором пойдет речь.
Заслуженная артистка России, солистка театра “Новая опера” Галина Лебедева дебютировала на сцене Большого театра в опере “Иван Сусанин”. Партия Антониды считается одной из самых сложных в отечественном оперном репертуаре, поскольку требует от исполнительницы не только широкого диапазона и силы голоса, но и незаурядного драматического дарования. Центральный женский образ оперы воплощает неиссякаемую силу любви и веру в победу светлых сил.
Галина родилась в далеком сибирском селе, приехала в Москву, где закончила факультет музыкального театра ГИТИСа. Список ее театральных работ не длинный, но весьма представительный. Самые значительные – Царица ночи в “Волшебной флейте” Моцарта (Музыкальный театр им. Н.И.Сац), Мария Стюарт в одноименной опере Г.Доницетти и Лукреция в “Двое Фоскари” Дж. Верди (“Новая опера”).
Партия Марии Стюарт стала этапной для творческого пути певицы. Галина Лебедева сумела показать красоту и изящество музыки Гаэтано Доницетти, не потеряв при этом ощущение трагической судьбы своей героини. Когда “Новая опера” была на гастролях в Париже, и публика, и пресса были буквально покорены спектаклем Евгения Колобова, который открыл для них Марию Стюарт – Лебедеву.
“Двое Фоскари” Джузеппе Верди – редкое явление на отечественной сцене, но уже в самом названии театра “Новая опера” заключено стремление к непривычному репертуару. Когда Колобов обратился к этой опере, она не шла ни в одном театре страны. Лукреция, жена Якопо Фоскари, всю свою жизнь посвящает служению добру, но мир жесток, и трагическая развязка неизбежна. Галина Лебедева не скрывает темперамента своей героини, голос летит над огромным пространством, знаменуя конечную победу добра над злом.
Несколько лет спустя Лебедева получила приглашение выступить в опере “Двое Фоскари” в Оперном театре в Хельсинки. Постановка была вполне традиционной, но имела успех и познакомила финскую публику с русской певицей.
И вот, наконец, Большой театр. Оперная святыня бывшего СССР. Сцена и зал, хранящие эхо голосов великих Шаляпина, Козловского, Неждановой. Опера “Иван Сусанин”, постановка 1945 года (режиссер Л.Баратов). Волнение такого дебюта вряд ли сравнимо даже с волнением премьеры. Это волнение перед первым выходом на сцену вообще.
…Антонида ждет своего жениха. Сопрано Лебедевой льется легко, лирическое настроение не нарушается ни одной резкой интонацией. При встрече с Собининым радость выплескивается непринужденно и искренне. В сцене вторжения поляков в третьем акте Антонида полна отчаяния, ее горе также искренне, как и радость. Здесь нет места истерике, крику. Напротив, порою Лебедева дает “пиано”, и искушенный меломан может оценить красоту ее голоса, которому не требуется форсированный звук.
Финал. Звучит хор “Славься!”. Поклоны, цветы, аплодисменты… Дебют на сцене Большого театра состоялся. Как известно, дебют – это начало. Что ж, будем ждать продолжения.
Александр СМОЛЬЯКОВ.
На снимке: Г.Лебедева в роли Антониды.