Давид Тухманов “впал в детство”

Давид ТУХМАНОВ в представлении не нуждается. Пожалуй, самый популярный эстрадный композитор 70-80-х, лет десять назад он ушел в тень, точнее, уехал в Кельн. В последнее время его имя снова на устах. Он сделал римейк своих старых хитов в собственном исполнении. Почти три года Тухманов работал над “детским” проектом в содружестве с поэтом Юрием Энтиным. Мы встретились с Давидом Федоровичем в его студии, где он и продемонстрировал фрагменты этой работы.

– Давид Федорович, кажется, до сих пор детских песен вы не сочиняли?

– Увы. Хотя с Юрием Энтиным мы дружим почти тридцать лет. В конце 70-х вместе написали мюзикл “Багдадский вор”, который непонятно для кого предназначался – для детей или взрослых. Он был поставлен в “Сатириконе” и шел с успехом. Недавно состоялась премьера в Красноярске уже в исполнении детей. В общем, когда Юрий Сергеевич предложил поработать над детским циклом, я с удовольствием согласился. Причем мы оба настолько увлеклись, что написали уже четыре цикла. Помимо “О многих шестиногих” – дискотечный тинейджеровский “Ужастик-парк”, для малышей – “Золотая горка” и “Игра в классики”. Сейчас идет работа на реализацией этих проектов. Считаю, делаем доброе дело.

– Очевидно, “детский” период – это новый этап в творчестве?

– Для меня это не так уж и важно: пишу для детей, для взрослых. Просто работаю над образом, который возник у поэта. Меня больше всего интересует одно: чтобы это было хорошо, ново и интересно. Если мне предлагается стишок про Бабу Ягу, значит, я буду писать музыку так, как вижу этот неоднозначный образ. Мы работаем бок о бок – это желание Юрия Сергеевича. В лучшем смысле, он вмешивается, присутствует во время процесса рождения музыки. Только сочинил я что-то – он немедленно требует ему это показать. Иногда готово только полстиха. Все равно я начинаю работать, и подчас моя музыкальная интонация может вдохновить его на следующую фразу.

– Ну а как вы работали над насекомыми? Характеры у них такие разные получились. И такие замечательные актеры их спели.

– Характеры – это заслуга Энтина. Думаю, что мы не ошиблись в выборе актеров. Больше всех мне понравился Ефим Шифрин в роли цикады. Здорово исполнил свою роль как певец.

– Конечно, вы же хорошо представляете возможности Гурченко или Караченцова. А вот Шифрин выступал в новом амплуа?

– Не мог себе представить, что он так тонко и совершенно исполнит эту серенаду. Атмосфера на записи была великолепная, теплая. Все артисты очень любят Юрия Сергеевича. Он человек светлый.

– Вы сейчас всецело заняты этим проектом или что-то новое зреет?

– Сейчас процесс сочинения закончен. Решаются практические вопросы. А еще я серьезно занимаюсь подготовкой своего юбилейного концерта, который пройдет в ноябре в зале “Россия”. Самому не верится: 60 лет на носу! А насчет творческих планов помолчу. Я человек суеверный.

– Расскажите о других проектах с Энтиным.

– “Ужастик-парк” – про всяких дракул, людоедов, привидений. Там есть, например, Страходон-мохнатый. Мерзкие ужастики зазывают детишек в свой ужасный парк для разных развлечений. Записывать будут нынешние звезды эстрады. На мой взгляд, очень важный и нужный проект – “Золотая горка”. Музыка и песенки для очень маленьких детей. В шесть лет они уже способны понимать то, что предлагает “телевизор”, но двух-трехлеткам все же нужны специально для них написанные произведения. Для чего-то же делаются погремушки? А почему детей переводят сразу в разряд потребителей взрослой музыки? Конечно, забавно посмотреть, как ребенок-трехлетка изображает Майкла Джексона. Но как массовое явление – это плохо, в этом есть что-то нездоровое. Еще один интересный проект – “Игра в классики”. Взяли популярные классические мелодии вроде “Турецкого марша” Моцарта или “Танца маленьких лебедей” Чайковского. Юрий Сергеевич написал к ним чудные стихи. Я сделал адаптацию музыки для хора, аранжировки. Детский хор под управлением Виктора Попова записал все это. Здесь классика в какой-то мере популяризируется в новой форме. По-моему, это интересно.

– Я смотрю, у вас такая шикарная аппаратура. Вы работаете не только как композитор, но и активно участвуете в записи?

– Я хитрый. У меня еще профессии есть – звукоинженера и аранжировщика. Всю жизнь этим увлекался. Но в последние годы стал заниматься более серьезно, на профессиональном уровне.

– Сам себе режиссер? Кажется, вы и запели?

– Я, конечно, пою. Хорошо, если бы это кому-то нравилось, но пока я таких мнений не слышал. Но мне все равно хочется иногда выступить перед публикой.

– Песни ваши уж больно хороши. “День Победы”, “Как прекрасен этот мир”, цикл “По волнам моей памяти” стали классикой жанра. Порадуете своих поклонников новым хитом?

– Знаете, я давно уже не пишу эстрадных песен. Не вижу в этом необходимости.

– Мы такую гадость слышим, а вы, по-моему, лучший эстрадный композитор последних десятилетий, не видите в этом необходимости?

– Да я уже все написал, что мог в этом жанре. Понимаете, сейчас композитору надо работать непосредственно в контакте с исполнителем, иначе ничего не получится.

– Композиторы, насколько я знаю, пишут песни и продают их певцам…

– После этого исполнитель имеет обыкновение не объявлять имени композитора. То есть автор мало что с этого имеет. Для того чтобы написать хит, нужно здорово помучиться. Если бы это было не так, то их писали бы каждый день. Когда я работал в полную силу в этой области, больше чем одну – две популярные песни в год написать был не в состоянии. Какой же мне смысл писать теперь два хита, продать их, предположим, за две тыщи баксов и больше ничего с этого не иметь? В прошлом мои песни пел весь Советский Союз, и постоянно шли авторские из любого уголка, где они звучат. Сейчас этого ничего нет. Исполнитель будет благополучно петь ее на стадионах… Участвовать в этом мне как-то не интересно. Не хотел говорить об этом, чтоб читатель не подумал, что мы, композиторы, такие меркантильные люди, только о деньгах и думаем…

– На самом деле об этом думают все. Работают только за деньги.

– Но когда о них говорит творческий человек – не нравится. Конечно, лучше работать за деньги, а говорить, что работаешь по вдохновению.

– Сейчас вы осуществили детские проекты, к эстраде охладели. Но что-то же есть в творческих планах?

– Меня сейчас очень интересует театр, музыкальная драматургия, и оставшуюся часть моей жизни я буду заниматься главным образом этим. Есть идеи и задумки. То есть песня мне стала менее интересна, чем более крупные формы. Балет, опера тоже входят в сферу моих интересов.

– О своей жизни за границей что-то интересное можете рассказать?

– Ничего интересного. Живу теперь и в Москве, и в Кельне. Раньше я там работал, но все равно все проекты были связаны с Россией. С немцами творчески интересных проектов не было.

– Как вам музыкальная жизнь современной России?

– Несмотря на тяжелые для культуры, времена продолжает развиваться классическая музыка, традиции эти очень сильны. Я вижу немало интересного в этой области. Многие музыканты, конечно, хотят заработать, ездят за границу. Но все равно возвращаются сюда, потому что здесь происходит что-то важное. Вот область популярной музыки меня как-то не привлекает. Может, потому, что я не имею к этому никакого отношения. Это своя жизнь, и она все-таки удел более молодых людей, чем я.

– Ваши знаменитые песни исполняли замечательные артисты. А если сейчас какой-то ваш хит исполняет нынешняя “звезда” в новой аранжировке, вам это нравится или нет?

– Меня это не очень-то волнует, популярности мне это не прибавит. Кстати, популярность – вещь не абсолютная. Когда-то это было очень приятно и весело. Нормальный человек с популярностью связывает какие-то жизненные блага. Если стремиться только к этому, то она необходима, ее надо поддерживать, то есть рекламировать себя, тусоваться. Скучное занятие, доложу вам. Мне это не нравится. Жизнь мою в корне это не изменит. А если я занимаюсь тем, что приносит моральное удовлетворение, – это может изменить жизнь. Во всяком случае сильно ее украсить.

– Когда вы написали своей первый хит? Год и число помните?

– Дату не помню. Но помню человека, который втянул меня в эту авантюру. Известный ныне актер Михаил Ножкин. В начале 60-х мы подружились. Он работал в эстрадной группе “Юность”, позвал меня туда пианистом. Мы исколесили всю страну. А в то время начали появляться первые хиты – Пахмутовой, Колмановского, Саульского. И нам захотелось написать что-то этакое. Я к тому времени заканчивал Гнесинский институт, где меня воспитывали как классического музыканта. А вот как написать песню, которую потом народ запоет, этому, как оказалось, научить очень трудно. Михаил писал неплохие тексты, я – музыку. Но в народ пошли две песни, которые помнят до сих пор, а иногда даже поют – “Последняя электричка” и “Я люблю тебя, Россия”. Но самым первым нашим хитом была песенка “А ты люби ее, свою девчонку, а ты люби ее, такую тонкую”. Ее потом пел вокальный квартет “Аккорд”. Недавно по телевизору показывали еще черно-белую запись, когда Владимир Макаров поет “Последнюю электричку”. И знаете, мне понравилось. Точное и удачное попадание певца. Понятно, почему она полюбилась слушателям. Хороший исполнитель был. В общем, я всегда с удовольствием вспоминаю времена, когда мы были молодыми.

– Тогда вы сошли с пути истинного, а теперь опять возвращаетесь к истокам?

– Вроде так.

Ирина ШВЕДОВА.

Фото Марины АНДРУСЕНКО.

На снимке: Давид Тухманов и Людмила Гурченко на записи.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МУЗ-ТВ СМОТРИТ НА МИР ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ
“БЛЕСТЯЩАЯ” ОСТАЛАСЬ БЕЗ КОЛЕС
КТО УСПОКОИТ МОРЯКОВ?
ТАТЬЯНА ПЛОТНИКОВА ИЩЕТ СЕБЕ “ПАРОЧКИ”
НЕПРОШЕННАЯ ГОСТЬЯ РОУЗА
Коротко
Певица Джони Митчелл собирается открыть выставку своих художественных произведений…
ПУГАЧЕВА ВОРУЕТ ПЕСНИ
ГРИГОРЯН И ПЕСНИ “С НУЛЯ”
ВСЕХ ПУГАЮТ ПЕРЕМЕНЫ
UNCLE ROB ЗАЛОЖИЛ ХЬЮСТОН
КИНО с 3 по 9 ИЮЛЯ
ЧАЙ? КОФЕ? ПОТАНЦУЕМ?..
КРОВОПРОЛИТИЕ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 3 по 9 ИЮЛЯ
РУДИНШТЕЙН VS ЛИСОВСКИЙ
ИСК ПРОТИВ КОРОЛЯ
“Почтовая проза” писателей
СПРИНГСТИН РАЗОЗЛИЛ ПОЛИЦИЮ
МОСКОВСКАЯ МИЛИЦИЯ АРЕСТОВАЛА ДЖАРЕДА
Из сибирского села – на сцену Большого
Уикенд
Фрунзе Мкртчян: Нос у меня не большой…
ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЕВИЧ: ПОЛТОРА ГОДА – ЭТО ЕЩЕ ОЧЕНЬ МАЛО
Закон истории: трагедия оборачивается фарсом
ШОУ ШЕР
АГУЗАРОВА ЗАТИХЛА ДО ОСЕНИ
ДУХОВНОСТЬ НА ОСНОВЕ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ
OASIS’Ы ОТЛОЖИЛИ ЗАПИСЬ
ГРЕБЕНЩИКОВ В ФИЛЬМЕ


««« »»»