“СЛИВКИ” ВПАЛИ В ДЕТСТВО

Советское – значит отличное. Помните такую фразочку, которая ходила в народе при социализме, произносимую чаще всего с иронией или усмешкой, а то и с горечью, потому как слово “отличное” мы чаще всего брали в кавычки, понимая (хоть и были патриотами), что многое в нашей любимой стране не выдерживает никакой критики?

Ну так вот, по прошествии энного количества времени можно смело сказать: не все так плохо было в Союзе Советских Социалистических. Один из приятных и положительных моментов, который хочется отметить в этой “музыкальной” заметке, – огромное количество замечательных песен, рожденных в то время. Пусть кто-то возразит и скажет, что не было тогда свободы творчества, что песни “про Ленина” и “про партию” были обязательны и для репертуара певца, и почти для любого концерта, и вообще вся советская эстрада – туфта. Но я не соглашусь и попробую сказать два слова в защиту советской песни.

Да, было тогда много неправильного и отвратительного, что мешало не только петь, но и просто жить. Но была в людях, пишущих и сочиняющих песни (при отсутствии так называемой свободы творчества) – свобода совести. Именно совесть художника и творца выступала одновременно и оценщиком, и ценителем, и цензором всего того, что выходило из-под пера и из-под клавишей. Это она не позволяла человеку любой профессии делать свою работу тяп-ляп, лишь бы отделаться, лишь бы денег сгрести, как это частенько происходит сейчас. Елена Камбурова, певица и актриса, художественный руководитель Театра музыки и поэзии, горестно заметила как-то в одном из своих интервью: “Раньше цензура стояла стеной между мной и зрителем, обвиняя меня в “упадничестве”. Сегодня у стены другая фактура – коммерческая. Эта цензура еще жестче”.

Не секрет ведь: кто был “сачком” при социализме, тот им и остался – возможность “делать деньги” перевоспитала в плане любви к труду далеко не всех. А кто трудился тогда как следует и с удовольствием, тот и сейчас работает, не покладая рук, если жизнь не выплеснула его за борт. Дело ведь не в том, какой строй на дворе, а в том, что многие композиторы и поэты, которые брались за сочинение эстрадных песен и считали это делом своей жизни, относились к нему с самым высоким профессионализмом, вкладывая душу и сердце в свое музыкальное детище. “В годы моей юности, – продолжает Камбурова в уже упомянутом интервью, – мы смеялись над советской эстрадой Хиля или Кобзона. А теперь они классики в сравнении с тем набором слов, что звучит сейчас по принципу: “Вперед, к языку Эллочки-людоедки!”.

Да, напрасно смеялись, как оказалось. Далеко не все песни в исполнении названных артистов, да и сотни других были одномерными, примитивными, никчемными. Наверное, поэтому многие современные певцы в своем творчестве все чаще и чаще обращаются к наследию прошлого. То новое, что звучит из уст современных исполнителей, это не хорошо забытое старое, а именно незабытое старое. Старость вообще, как известно, понятие относительное. То, что хорошо и на совесть сработано, от времени не портится, а как доброе вино, только крепче становится и приобретает новые, неизведанные черты и оттенки. И превращается в классику. Авторам таких произведений нестыдно потомкам в глаза посмотреть…

Среди тех, кто пел только свои или свеженаписанные сочинения, а теперь вдруг обратился к прошлому, хочется назвать, прежде всего, ребят из группы “Премьер-Министр”, спевших “Восточную” – песню Давида Тухманова, которая сразу же завоевала сердца подростков своей искренностью, лиричностью, образностью:

По ночам в тиши я пишу стихи.

Пусть твердят, что пишет каждый в восемнадцать лет.

В каждой строчке только точки после буквы “л”.

Ты поймешь, конечно, все, что я сказать хотел.

Но не сумел…

Правда, видеоряд, сопровождающий переживания героя, хоть и снялись в нем взошедшие недавно на небосклон звезды отечественного кинематографа, почему-то нисколько меня не тронул. Но с песней мальчишки справились на 99 процентов, помогая жестами и ужимками извлекать из себя звуки.

Можно сказать, что и девчонки из “Сливок” придумали очень выигрышный ход в плане сопряжения родных эстрадных традиций и новой музыки (стиль rhythm and blues), создав римейк на песню “Куда уходит детство”:

Куда уходит детство –

В какие города?

И где найти нам средство,

Чтоб вновь попасть туда.

Оно уйдет неслышно, когда весь город спит,

И писем не напишет,

И вряд ли позвонит.

Хочется процитировать всю песню – так хороши, трогательны и как будто незамысловаты стихи (ведь нельзя же считать истинной поэзией только заумь и непонятки, идущие от умудренного жизнью гуру БГ, или агрессию и крики, вылетающие из наспех родившейся звездульки Земфиры):

И зимой и летом, небывалых ждать чудес

Будет детство где-то, но не здесь.

И в сугробах белых и по лужам у ручья

Будет кто-то бегать, но не я…

Грустные и милые слова, когда-то пропетые самой Аллой Борисовной, теперь звучат в исполнении Карины Кокс (!) и двух ее подружек. В костюмах и декорациях, исполненных в радостно-белой и красиво-розовой цветовой гамме (подстать названию группы), каким, наверное, и полагается быть детству. Особенно ушедшему.

После “взрослых” песен “Я тебя люблю”, “О тебе”, “Первая весна”, где певицы произносили тексты типа “От тебя хочу услышать самое главное” или “Отпусти свои желания”, можно сказать, что, пропев вышеназванное произведение, “сливочные” девушки впали в детство, но несмотря ни на что получилось совсем не плохо, хоть совсем не похоже на оригинал.

Но не в этом ли и состоит задача новоиспеченных исполнителей?

Так, не в традиционном (стиле развитого социализма), а в своем любимом стиле (рэгги) исполнил и А.Барыкин достопочтенную песню “Волга” (визитную карточку Людмилы Зыкиной) в только что отснятом клипе. Александра, конечно, не назовешь слишком современным исполнителем (он на эстраде далеко не новичок), но все равно приятно (а самому А.Б. наверное, вдвойне, так как детство певца прошло на Волге), что и он взялся за такую, с богатым прошлым, песню.

Правда, без накладок тут не обошлось, к сожалению. С мелодией-то ладно, композитор не может оставить все так, как есть, – руки чешутся. Но вот тексты перевирать, на мой взгляд, недопустимо. Герой песни-повествования ведет рассказ от первого лица, говоря о вехах своей жизни, неизменно сопряженной с великой русской рекой, – 17, 30, 70 лет… Так вот Барыкин не захотел говорить о себе как о семидесятилетнем пожилом человеке и представил дело несколько иначе, сделав героя сорокалетним. Но это ведь уже совсем другое кино, согласитесь. Таким образом песня теряет свой философский смысл, всеобъемлемость. Но оставим это на совести исполнителя.

Издалека долго течет река Волга

Течет река Волга – конца и края нет.

Среди хлебов спелых (у Барыкина почему-то “зрелых”),

Среди снегов белых

Течет моя Волга

Седьмой десяток лет (у Барыкина: а мне уж сорок лет).

Ну и наконец клип Лады Дэнс на песню “Один лишь раз”. Тут, конечно, сразу вспоминаешь красивый и сильный, прямо-таки серебряный голос Анны Герман, озвучивавший тогда многие произведения советских композиторов. Но если у польско-советской певицы песня была прочитана как трагедия, в которую вдруг рухнуло счастье героини лирического повествования:

И шилось платье белое,

Когда цвели сады.

Но что же тут поделаешь – другую встретил ты.

Красивая и смелая дорогу перешла –

Черешней скороспелою любовь ее была…

То у Лады это, несмотря ни на что, игриво-веселый мотивчик, ничего не значащее в жизни событие, сопровождаемое подскоками-прыжками (как на дискотеке) и цветущими ветками весенних садов (как декорация к тексту): один друг не состоялся в качестве мужа – будет другой. Подумаешь!

Та-ра-ди-ра, та-рам-та-ру-рам! – это рулады, выдаваемые Л.Д. между куплетами.

Ну и правильно! Хватит трагедий по такому поводу.

Новое поколение видит все окружающее своими глазами. Но несмотря на другое прочтение музыкальн-поэтических новелл, иное исполнение песен советского периода, меня радует, что певцы наступившей эпохи обращаются к золотому фонду совэстрады, находят возможность выразить в нем себя, свое мироощущение, понимание жизни прошлой и настоящей. Главное, чтобы делали они это бережно и со вкусом.

Наталья МАКСИМОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЗАПУТАВШАЯСЯ ДЖУЛИАННА МУР
Коротко
АРТИСТОВ ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО
Привет, дорогой & любимый Отарик!
Синема
Привет, “МузПравда”!
Скандалы
МАНЬЯК ОСУЖДЕН
Привет, “Музыкальная Правда”!
Уикэнд
БРОСИЛ ПИТЬ, НО НАЧАЛ КУРИТЬ ТРАВКУ


««« »»»