Фрунзе Мкртчян: Нос у меня не большой…

Этого артиста невозможно не любить. Он запоминается сразу и навсегда – колоритная внешность, над которой вволю потрудилась мать-природа, как нельзя кстати, подошла кинематографу. В России не найдется, наверное, ни одного зрителя, по десятку раз не посмотревшего “Кавказскую пленницу” и не цитировавшего из нее фразы. Или, скажем, “Мимино”… Эти фильмы во многом обязаны своим ошеломляющим успехом Фрунзе МКРТЧЯНУ.

4 июля ему исполнится 70 лет… Именно так – исполнится – потому что он никуда и не уходил. Он живет в своих киноработах и по-прежнему радует своим искусством.

Странное сочетание – огромный нос, который всегда привлекал к себе всеобщее внимание, и эти грустные глаза. Такой явный диссонанс всегда шокировал режиссеров. Именно поэтому Фрунзе Мкртчян и стал сниматься так поздно.

Он никогда не считал себя только киноактером, сочетая работу на съемочной площадке с театральной деятельностью. Называл себя трагикомическим актером, что не раз и доказывал. Так, на театральных подмостках ему удалось-таки сыграть ту роль, о которой он мечтал всю жизнь – роль Сирано. И это, говорят, была одна из лучших его работ! Выстраданная, как никем другим, – настолько близки оказались ему внутренние терзания героя.

Как-то на одной из встреч со зрителями артисту прислали из зала записку – вы носа своего большого не стесняетесь? На что Мкртчян ответил (совсем, как это бы сделал Сирано): “Он у меня не большой, это у вас он маленький, и вас большинство”.

Тот же нос впоследствии стал и неким “пропуском”, открывающим перед Фрунзиком (так любовно называли его друзья) любые двери. Сам он неоднократно хвастался: “Мне стоит только нос показать…”

Однажды произошла такая история: в одном из районов Грузии (в непростое для страны время) машина с артистом случайно попала в зону стрельбы. Кто знает, чем бы обернулась оплошность водителя, если бы боевики не разглядели “заметный” профиль. Кто-то вдруг закричал: “Не стреляйте, в этой машине Фрунзик Мкртчян!”

Многие режиссеры впоследствии признавались, что именно благодаря колоритной внешности (и носу в том числе) брали Мкртчяна первый раз в свои фильмы. Только потом оказывалось, что лицо – лишь удобная маска скрыть от посторонних глаз внутренний мир и глубинные переживания артиста. И только грустные глаза иногда выдавали его!

Первая же встреча с кинематографом закончилась грустно и смешно одновременно. Александр Роу снимал тогда мало кому теперь известный фильм “Тайна горного озера”. На съемки он пригласил студентов Ереванского театрального института, где и учился Мкртчян. Его пригласили участвовать в массовках. Начинающему артисту так хотелось проявить себя, что когда режиссер предложил поднять желающему с земли камень, вызвался не задумываясь. А был в то время Фрунзик, как сам потом признавался, щупленьким, камень же огромных размеров. Нужно было не только поднять этот валун, но еще и сбросить в пропасть. С непривычки юпитеры предательски слепили – ничего не видать! А тут еще вспомнилось, что нужно показать себя, понравиться, и он уставился в камеру. Ему со всех сторон кричат – на камень смотри! Собрался с силами (откуда только взялись?) и бросил… Ничего, говорят. Один только Роу похвалил: “Замечательно!” А в кино это означает – плохо. Разочарованию не было конца… Однако появления картины начинающий актер ждал с нетерпением.

И вот фильм на экранах. На премьеру отправились большой компанией – все друзья были в курсе: играет Фрунзик! С нетерпением ожидали титров – фамилии нет. Товарищи успокаивали, что, дескать, так бывает, роль-то эпизодическая. Картина на середине, а Мкртчяна нет как нет. И тут только в кадре мелькнула знакомая нога и камень. Все потом долго смеялись: “А как же, смотрели!.. Там крупным планом нога Фрунзика…”

Недаром кино называют и “великим обманщиком” – иногда, из уже смонтированного фильма самым загадочным образом исчезают целые куски отснятого материала. Так случилось и с одним из эпизодов “Мимино”. Эпизод был такой: в гостиничный лифт, в котором едут Рубик с Мимино, заходят четыре японца. Они внимательно смотрят друг на друга. Потом один из японцев, кивая на попутчиков, говорит что-то по-японски и диктор переводит: “Как эти русские похожи друг на друга”…

“Пропажа” обнаружилась уже на Московском международном кинофестивале – на премьере. Оказалось, Ермаш, тогдашний министр кино, посмотрев, приказал вырезать с мотивировкой – это уж слишком, спутать Кикабидзе и Мкртчяна с русскими невозможно!

Позже поговаривали, что собираются продолжить полюбившийся фильм, снять вторую часть. Сначала что-то такое придумывали про БАМ, потом хотели “помочь” героям встретиться спустя годы в эпоху рынка… Георгий Данелия снял свой новый фильм “Фортуна”, где в главной роли один из его любимых актеров – Буба Кикабидзе. Это могло бы быть и продолжением “Мимино”, только вот Фрунзика уже в нем никогда не будет…

Замечательный актер, он всегда прекрасно понимал, что любят его не за лауреатство и не за звание народного артиста. В интервью признавался, что звание никаких преимуществ не давало. Вспоминал, что когда в “Айболите-66″ снимался с Роланом Быковым, неожиданно появился американец, мечтавший купить фильм. Естественно, где американец, там и сотрудник КГБ. Игра Мкртчяна так понравилась заезжему гостю, что он у Фрунзика как-то спросил, сколько в день за свою работу он получает. В те времена суточные артиста составляли 16 рублей, но в тот раз, не моргнув глазом, он соврал – 100 тысяч. Ну-у, как мало, разочаровано протянул американец и отошел. А вслед за ним уже кагэбист упрекал – что так мало сказал? Нужно, наверное, признавался Фрунзик, было миллион сказать. После чего не раз сокрушался: “Сколько же миллионов я потерял!”

Вообще, жизнь этого актера, как и работы в кино, окружена таким количеством баек, домыслов и анекдотов, что, право, впору позавидовать и Штирлицу! Во всяком случае, не думаю, чтобы сам Вячеслав Тихонов попадал в такое же количество немыслимых историй!

В постперестроечное время даже слух про указ президента распустили, что мол, “в связи с переименованием города Фрунзе в Бишкек и во имя укрепления дружбы между армянским и киргизским народами переименовать актера Фрунзе Мкртчяна в Бишкека Мкртчяна…” И актер признавался, что ради дружбы готов и на это.

Дружбу, надо сказать, он ценил чуть ли не превыше всего! Ради друга готов был на любые безрассудства… Сколько замечательных историй хранит память его друзей! К сожалению, объем статьи вынуждает меня опустить множество интересного.

Даже сейчас трудно переоценить поистине всенародную любовь к такому артисту, как Фрунзик Мкртчян. Его самый близкий друг, замечательный кино- и фотохудожник Георгий Тер-Ованесов сравнивает ее с любовью к космонавтам.

Примечательный случай, рассказанный им о Фрунзике: “Остановились мы как-то в одном из небольших провинциальных городков. Фрунзик в те годы был никому не известным молодым артистом. Выходим утром из гостиницы и никак не можем понять, в чем дело: на него все как-то странно таращатся. Оказалось, вечером в местном кинотеатре прошла премьера “Кавказской пленницы”, а наутро жители неожиданно для себя увидели того самого хитреца, пытавшегося выгодно “продать” свою племянницу…”

Фрунзе Мкртчян всегда считал: не бывает актеров-комиков и актеров-трагиков. Настоящий актер может и должен уметь все, как Юрий Никулин (а уж если у него не получается, значит, он не профессионал). Только талант, сочетающий в себе и комическое, и трагическое, можно считать абсолютным. Именно таким талантом и обладал Мкртчян.

Он проявил себя и в кинорежиссуре, поставив фильм по пьесе Горького “На дне”. Этот фильм получил на Всесоюзном кинофестивале в Минске приз за режиссуру.

В последние годы сбылась его мечта – удалось создать в Ереване “Театр артиста”, гастролировавший уже во многих странах мира. И везде неизменный успех! На подмостках “своего” театра и исполнил актер те роли, которые не суждено было сыграть на экране…

Наталья ТЕНДОРА.

Фотографии предоставлены Георгием ТЕР-ОВАНЕСОВЫМ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Певица Джони Митчелл собирается открыть выставку своих художественных произведений…
ПУГАЧЕВА ВОРУЕТ ПЕСНИ
ГРИГОРЯН И ПЕСНИ “С НУЛЯ”
ВСЕХ ПУГАЮТ ПЕРЕМЕНЫ
UNCLE ROB ЗАЛОЖИЛ ХЬЮСТОН
КИНО с 3 по 9 ИЮЛЯ
ЧАЙ? КОФЕ? ПОТАНЦУЕМ?..
КРОВОПРОЛИТИЕ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ
ТЕАТРЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ с 3 по 9 ИЮЛЯ
РУДИНШТЕЙН VS ЛИСОВСКИЙ
ИСК ПРОТИВ КОРОЛЯ
“Почтовая проза” писателей
СПРИНГСТИН РАЗОЗЛИЛ ПОЛИЦИЮ
МОСКОВСКАЯ МИЛИЦИЯ АРЕСТОВАЛА ДЖАРЕДА
Давид Тухманов “впал в детство”
Уикенд
Из сибирского села – на сцену Большого
ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЕВИЧ: ПОЛТОРА ГОДА – ЭТО ЕЩЕ ОЧЕНЬ МАЛО
Закон истории: трагедия оборачивается фарсом
ШОУ ШЕР
АГУЗАРОВА ЗАТИХЛА ДО ОСЕНИ
ДУХОВНОСТЬ НА ОСНОВЕ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ
OASIS’Ы ОТЛОЖИЛИ ЗАПИСЬ
ГРЕБЕНЩИКОВ В ФИЛЬМЕ
МУЗ-ТВ СМОТРИТ НА МИР ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ
“БЛЕСТЯЩАЯ” ОСТАЛАСЬ БЕЗ КОЛЕС
КТО УСПОКОИТ МОРЯКОВ?
ТАТЬЯНА ПЛОТНИКОВА ИЩЕТ СЕБЕ “ПАРОЧКИ”
НЕПРОШЕННАЯ ГОСТЬЯ РОУЗА
Коротко


««« »»»