Как Вы оцениваете программу антикризисных действий правительства?

ВОПРОС НЕДЕЛИ:
Как Вы оцениваете программу антикризисных действий правительства?

Мартин ШАККУМ

президент Фонда “Реформа”

Прежде чем бороться c кризисом, необходимо понять его первопричины. Даже если рассматривать ситуацию только с точки зрения экономики, существует ряд таких причин:

1. Бюджет страны в несколько раз меньше того, который позволял бы нормально обслуживать территорию в 17 миллионов квадратных километров, охранять границу протяженностью в 61 тысячу квадратных километров и обеспечивать достойную жизнь 147 миллионов российских граждан.

2. Постоянно растет стоимость обслуживания внешней и внутренней задолженности государства (особенно краткосрочных государственных обязательств).

Антикризисная программа правительства не решает ни первой, ни второй проблемы. Все меры этой программы сведены практически к двум:

– увеличению во втором полугодии налоговых сборов с граждан на 10 миллиардов рублей.

– сокращению на 30 миллиардов рублей расходов на образование, здравоохранение, науку, культуру и т.д.

Такими “гениальными” предложениями может быть вымощена только дорога в ад.

Николай ХАРИТОНОВ

руководитель Аграрной депутатской группы

У всех российских программ есть общий недостаток: принимают их одни, а осуществляют другие. Новое правительство всегда принимает новую программу.

Еще в марте вместе с членами Совета Федерации мы проводили заседание по проблемам сельского хозяйства, позже со специалистами выпустили книгу, где предлагали свою тактику реформирования АПК, но к нашим советам никто не прислушался.

Президент и премьер-министр в своих выступлениях 23 июня обошли тяжелый финансовый кризис в стране, который не удастся остановить даже с помощью пакета новых законов. Россияне уже начинают понимать, что в стране происходит что-то не то. Не случайно шахтеры сидят у Горбатого моста, а в Приморском крае началась новая волна забастовок. Россия не раз переживала “лихие времена”, и надо надеяться, что и на этот раз выйдем из пропасти.

Известно, что в работе над антикризисной программой принимал участие Егор Гайдар. Сергей Кириенко обозначил одни лишь намерения…

Сейчас у нас есть возможность повторить опыт послевоенной Германии: после второй мировой там все национализировали и населению выдали на руки по 250 марок. Выход для России: национализировать предприятия в стране и собственность России за границей, а потом, проанализировав положение различных слоев населения, раздать людям деньги – в зависимости от их жизненного уровня.

Внешние займы нас не спасут: уже не раз брали в долг и все профукали.

Олег МОРОЗОВ

руководитель депутатской группы “Российские регионы”

Новая программа правительства имеет не только общеполитическое и общеэкономическое, но и региональное звучание. Региональные элиты станут больше доверять правительству, если предпринятые действия будут в пользу тех регионов, где уже с успехом применяются антикризисные меры. Если Центр и регионы договорятся о совместных антикризисных действиях, тогда будет разделение ответственности и поддержка в регионах – и это даст положительные результаты. Если же в регионах будет саботаж, то противоречия между Центром и регионами обострятся.

Программа состоит из трех частей: промышленная политика, фискальная политика и социальная политика. В отношении первой части можно добиться согласия, а по другим – вряд ли.

В программе Кириенко нет стимулов для роста производства, хотя в промышленной части есть какие-то “отдушины”, которые позволят поправить положение предприятий (отодвинуть платежи, уменьшить себестоимость продукции).

Многие пункты, несомненно, вызовут негативную реакцию. Будет жесткая борьба вокруг проблемы топливно-энергетического комплекса. Что выбрать: поступления в бюджет или гибель “Газпрома”?

Предусмотрена ускоренная процедура банкротства предприятий, которые не могут заплатить налоги. Ускоренное банкротство – это “скальпель”, “нож” для многих предприятий.

Не уверен, что Госдума одобрит антикризисную программу и примет разработанные правительством законопроекты. Но хотелось бы, чтобы мы, депутаты, были честными: либо мы даем правительству шанс – тогда надо поддержать программу, либо отказываемся это делать, отстраняемся и будем ждать, когда к осени рухнет и правительство, и экономика. Однако не стоит надеяться, что когда рухнет это правительство, кто-то подберет команду лучше и что-то сделает лучше. Любое новое правительство станет объектом социального гнева. Если все “взвесить на весах”, надо выбрать последний шанс – попытаться чего-то добиться…

Алексей ПОДБЕРЕЗКИН

депутат Государственной Думы РФ, лидер движения “Духовное наследие”

Естественно, что ситуация, когда кризис переходит в хаос, требует неотложных действий. Предложенные меры достаточно скоропалительно подготовлены, но вряд ли можно было ожидать чего-то другого. Некоторые предложения, безусловно, приемлемы, их надо реализовывать. Однако часть предложений требует осмысления.

Думаю, что в цейтноте идеальное решение найти невозможно, но одно очевидно: действовать нужно вместе и попытаться найти базу для согласованных решений. Иначе – хаос и катастрофа.

Геннадий КУЛИК

депутат Государственной Думы РФ

Когда изучаешь документ “Программа стабилизации экономики и финансов”, возникает одно чувство – жаль потерянного времени. Оппозиция еще шесть лет назад говорила о введении государственной монополии в некоторых сферах, о государственном регулировании реформ. Теперь эти меры – в программе правительства, но время упущено…

Кроме идеи о госрегулировании цен в отраслях-монополиях я не услышал ничего нового. Кириенко пообещал, что благодаря этой программе через полтора года будет рост производства, но я не верю, что эти меры выведут нас из тупика.

Многие налоговые законы, подготовленные правительством, представлены для “галочки”: они никогда не будут приняты и реализованы.

Предлагаемое увеличение в четыре раза земельного налога вряд ли даст эффект. Сейчас долг крестьян – около 21 миллиарда рублей.

Повысьте налог хоть в десять раз – лучше не будет.

А что действительно необходимо, так это зафиксировать цены на бензин и топливо, чтобы их продавали только по фиксированным ценам, иначе – гибель других отраслей. К тому же государство должно определять тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки.

Нужно не создавать видимость, а на самом деле изменить курс в целом – финансовый, кредитный, экономический.

Владимир ЛИСИЧКИН

депутат Государственной Думы РФ, академик

Программа антикризисных мер правительства при ближайшем рассмотрении базируется на трех китах. Первый – программа сокращения государственных расходов. Второй – план повышения доходов, третий – перечень системных реформ. Практически каждый из этих тезисов был уже как минимум пару раз провозглашен в качестве “основополагающей задачи на сегодняшний день”. Соответственно, не раз принимались попытки их претворить в жизнь. Однако ни правительство Черномырдина (ни в одном из его составов), ни Кириенко на сегодняшний день с этим не справились. Вообще, складывается впечатление, что программа написана скорее для МВФ, который должен поверить в “приверженность реформам” и в очередной раз дать деньги, нежели для ее практической реализации.

Если рассмотреть программу детально, то увидим следующее. Сокращение государственных расходов ведет только к сокращению расходов на культуру, науку, медицину, образование. Повышение доходов бюджета – к закручиванию налоговых гаек и, как следствие, – к увеличению “черного нала”. Предлагаемый 10-процентный налог на прибыль неизбежно приведет к повышению цен и обнищанию населения. Третий “козырь” правительственных теоретиков, системные реформы, наверняка подразумевает борьбу с крупными естественными монополиями, в частности с “Газпромом”. Все это мы уже проходили, и успехов – ноль. И уж совсем издевкой выглядит обещание авторов программы достичь к началу 1999 года 2-процентного префицита бюджета (то есть превышения доходов над расходами). В качестве “жертв” для своей программы правительство выбрало бюджеты регионов, предприятий и, как всегда, население.

Очевидно, бездефицитный бюджет стал новой национальной идеей для наших министров. И это еще раз показывает, насколько они далеки от остальной России.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Килограмм на стебле
Народные приметы
Хорош квас смолоду для окрошки с холоду
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ПОЕМ ПЕСЕН О РОДИНЕ?
ПРОЗРЕЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНО
Кризис в России, в чем его нынешняя суть?
УПРЯМАЯ ТРАВА
Я МИЛОГО УЗНАЮ ПО ПОХОДКЕ…
Мартин Шаккум: Им бы день простоять да ночь продержаться
В здоровом теле здоровый дух
Прямая речь
Куда не кинь – везде кризис
Сорожиное счастье
ПОЗИЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНА ЧЕТКО
ЧТО ДЕЛАТЬ
ЛОВУШКА ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА
Я БОЛЬШЕ НЕ ЖИВУ
Сирота Казанская в Арканзасе
СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ?
ШАХТЕРСКИЙ ПИКЕТ
ПОДДЕРЖКА


««« »»»