Сирота Казанская в Арканзасе

ГОСУДАРСТВО ОТВЕТСТВЕННО ЗА СУДЬБУ ВСЕХ СВОИХ ДЕТЕЙ

В прошлом году россияне усыновили 7 921 ребенка, а иностранцы – 6 045 (еще пять лет назад эти цифры были соответственно 15 264 и 1376). Но причина резкого уменьшения первого показателя и роста второго не в нежелании россиян иметь детей.

В нашей стране около 20% супружеских пар бездетны. Чтобы усыновить ребенка, нужно потратить массу времени и сил – собрать многочисленные справки, пройти проверку в милиции и налоговой инспекции, а еще и медицинское обследование. Проделавшие этот долгий многомесячный путь, наконец-то, находят своего малыша, но из-за проволочек вынуждены ждать… А в это время сотрудники детдома могут быстренько передать ребенка приехавшим на неделю иностранцам. Позже чиновники лишь разведут руками: за границей ребенку будет лучше. В самом деле, что можно взять с наших сограждан? Ведь они весь бизнес поломают.

В последние годы в нашей стране расцвел такой вид бизнеса, как посредничество при усыновлении детей иностранцами. На сиротах делают деньги все, кому не лень: зарубежные агентства, подпольные фирмы, государственные чиновники, сотрудники детских домов.

Ради денег они идут на грубые нарушения закона, а позже оправдываются: дескать, старались ради детей, ради их счастливой обеспеченной жизни. Но в результате махинаций отнюдь не все малыши обретают любящих родителей. И даже благие цели не могут оправдать торговлю детьми.

ЖИВОЙ ТОВАР

В американских газетах нередко появляются рекламные объявления агентств, предлагающих свою помощь в усыновлении детей из России. Они обещают все сделать быстро – за 10 – 15 дней – и с максимальными удобствами. Готовы забронировать номера в гостинице, подобрать подходящего ребенка и оформить необходимые документы. И предупредительно сообщают: если детский дом расположен далеко от Москвы, тогда предварительная встреча с малышом необязательна. В общем, готовы доставить ребенка “наложенным платежом”, как вещь.

Подобные объявления можно найти и в Интернете. Фирмы указывают прейскурант на детей в зависимости от возраста: чем меньше, тем дороже. В Интернете можно было увидеть даже фотографии предлагаемых детей вместе с их анкетными данными…

Если европейцы в основном сами выбирают детей, то граждане США, Канады и Новой Зеландии чаще обращаются за помощью к агентствам и приезжают посмотреть на свое чадо уже на последней стадии оформления документов. За одну-две недели дело удается уладить. В такой спешке не до деталей, уже позже выясняется, кто кого обманул: посредники “родителей”, исказив информацию о ребенке в надежде на повышенный гонорар, или, наоборот, усыновители, оказавшиеся не теми, за кого себя выдавали…

Нередко такие сценарии имеют печальный финал. Одной американской семье передали четырех российских детей от 6 до 9 лет. Новые родители с ними так плохо обращались, что в итоге местные власти отобрали у них ребят.

При нынешнем положении дел страдают и дети, оказавшиеся в руках сомнительных личностей, и добропорядочные пары (которых, к счастью, значительно больше, чем проходимцев) – они вынуждены тратить огромные сумму ради обретения малыша. Говорят, супругам-американцам приходится платить в среднем 25 тыс. долл.

Хотя сначала посредники просят их заплатить от 6,5 до 13 тыс. долл., но потом вынуждают компенсировать “дополнительные расходы” или “непредвиденные затраты” в России.

А вот другой пример. Пару из Новой Зеландии посредническая фирма обманула – выманила сверх оговоренной суммы около 8 тыс. долл. якобы на взятки российским чиновникам.

Неудивительно, что нередко случаи международного усыновления вызывают нарекания у правоохранительных органов. Так, прокуратура Хабаровского края отменила 12 решений Хабаровского областного суда о разрешении иностранцам усыновить сирот. Все эти дела, рассмотренные с начала прошлого года, признаны прокурором неправомерными, поскольку во время усыновления были грубо нарушены элементарные правила.

О “манипуляциях” бывшего директора Ново-Петровского детского дома Истринского района Татьяны Кулаковой можно написать детектив или снять кинофильм. Предприимчивая дама не только по своему усмотрению распоряжалась одеждой и вещами, присланными гуманитарными организациями, но и вымогала деньги с иностранцев “на нужды детдома”. При ее активном участии было оформлено международное усыновление 39 детей, но вырученные деньги в общую кассу, конечно же, не попали. В начале января состоялся суд, Кулаковой дали два года условно…

РАЗУМНЫЕ ГОНОРАРЫ

Не все знают, что в 1995 г., еще при прежнем составе Государственной Думы, в Уголовный кодекс РФ были включены статья 152 – “Торговля несовершеннолетними” и статья 154 – “Незаконное усыновление (удочерение)”. За торговлю детьми виновные могут получить обязательные работы на срок от 180 до 240 ч, или исправительные работы от одного до двух лет, или же лишение свободы до пяти лет. Если такое же преступление совершила организованная группа и это связано с незаконным вывозом несовершеннолетнего за границу, тогда наказание строже – лишение свободы от трех до десяти лет.

За незаконные действия по усыновлению детей, передаче их под опеку, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, предусмотрены значительные штрафы, либо исправительные работы до одного года.

В большинстве, однако, случаев “великие комбинаторы” в сфере продажи младенцев уходят от наказания. Трудно доказать их вину, да и пострадавшие – беззащитные дети или их новые родители, не раздувают скандал. К тому же российская Фемида пока довольно лояльна к таким преступлениям: все это “мелочи” по сравнению с терроризмом и массовыми убийствами…

В других странах давно столкнулись с проблемами, связанными с международным усыновлением, и уже определили стратегию действий.

10 мая 1993 г. состоялась 17 сессия Гаагской конвенции по защите детей, и сотрудничестве в области международного усыновления. Представители Российской Федерации принимали участие в качестве наблюдателей. Конвенцию ратифицировали Венесуэла, Дания, Испания, Канада, Кипр, Мексика, Норвегия, Польша, Румыния, Швеция, Финляндия. США, Великобритания, Франция, Германия. Еще семь европейских стран конвенцию подписали, но пока не ратифицировали.

Объявленная цель конвенции — создать гарантии того, чтобы международное усыновление осуществлялось с максимальным учетом прав и интересов ребенка, создать систему сотрудничества между договаривающимися государствами для обеспечения этих гарантий, предотвратить похищение детей, их продажу или торговлю ими.

В конвенции есть такое важное положение: “участники настоящей конвенции …признают, что международное усыновление может обеспечить заботу постоянных родителей о ребенке, для которого в стране его рождения невозможно найти подходящую семью, выражают убежденность в необходимости принятия мер для того, чтобы международные усыновления осуществлялись с максимальным учетом интересов ребенка…, в целях предотвращения продажи и торговли детьми.”

Но наряду с разумными и справедливыми идеями в тексте можно встретить странные формулировки. Так в статье 32 говорится: “Никто не может извлекать ненадлежащей финансовой или иной выгоды в результате деятельности, связанной с международным усыновлением.” Но этому противоречит следующее положение: “Могут быть истребованы к оплате и возмещены только затраты и издержки, включая разумные гонорары лицам, занимающимся вопросами усыновления. Директора, администраторы и работники органов, занимающихся вопросами усыновления, не могут получать вознаграждение, которое является необоснованно высоким в сравнении с оказанными услугами.”

Что значит “разумные гонорары” и “необоснованно высокое” вознаграждение. В разных случаях и в разных странах существуют далеко не одинаковые представления о том, какие гонорары “разумные”, а какие нет.

Некоторые специалисты считают, что Гаагская конференция прежде всего защищает интересы стран, принимающих сирот в ущерб государствам-“донорам”, к тому же данный документ не в полной мере соответствует правовым актам ООН, поэтому наше страна не должна его ратифицировать.

В Комитете Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи решили пойти другим путем: учитывая положения Гаагской конференции,

Конвенции ООН о правах ребенка и других международных соглашений, усилить контроль за процессом усыновления российских детей иностранцами и их жизнью в новой семье. С этой целью Комитет подготовил пакет законопроектов.

“Официальные власти США отнеслись к нашей инициативе с пониманием, тем более что речь идет об обоюдном контроле со стороны обоих государств , – рассказала советник комитета Ирина Кузнецова. – Против нововведений лишь частные фирмы, которые у нас действовали в основном нелегально. Представитель посольства США в Москве сообщил, что две трети американских агентств (около 90) работают в России подпольно, не имея права этим заниматься даже в Америке: не имеют аккредитации-лицензии, которую выдает государственная служба по защите детей штата, и, следовательно, не платят налоги. Некоторые подпольные фирмы проделывают такой трюк: оформляют своих сотрудников как “доверенных лиц” усыновителей, именно они и подыскивают супругам ребенка.”

Ирина Кузнецова отметила, что уже разработан законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, направленных на ужесточение уголовного наказания за нарушение правил усыновления. Проект этого закона уже передан в Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе.

В проекте другого разработанного комитетом закона “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации” правительству рекомендовано “инициировать заключение международных договоров Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей с обеспечением при этом контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, являющихся гражданами РФ, за пределами РФ”.

Выступая на заседании Госдумы, председатель Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Алевтина Апарина подчеркнула, что новый закон упорядочивает государственный централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей. Органы исполнительной власти субъектов Федерации должны своевременно направлять сведения о сиротах в федеральный банк данных при Министерстве образования, а также содействовать тому, чтобы дети попали именно в семьи соотечественников.

“Дела об усыновлении детей должны теперь рассматриваться судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора”, – отметила Алевтина Апарина.

Раньше о трагических и криминальных историях, жертвами которых были вывезенные из России дети, у нас узнавали в основном из средств массовой информации. Теперь же по закону консульские службы РФ в других странах должны защищать права и законные интересы усыновленных иностранцами сирот. Они будут вести учет таких детей, собирать сведения о нарушениях их прав и принимать меры для их защиты.

5 июня Государственная Дума приняла в третьем чтении закон

“О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс РФ”.

10 июня Совет Федерации одобрил этот закон. Теперь ждут подписи президента.

Ольга ДУМБРОВСКАЯ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Народные приметы
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ПОЕМ ПЕСЕН О РОДИНЕ?
Хорош квас смолоду для окрошки с холоду
Кризис в России, в чем его нынешняя суть?
ПРОЗРЕЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНО
Я МИЛОГО УЗНАЮ ПО ПОХОДКЕ…
УПРЯМАЯ ТРАВА
В здоровом теле здоровый дух
Мартин Шаккум: Им бы день простоять да ночь продержаться
Как Вы оцениваете программу антикризисных действий правительства?
Прямая речь
Куда не кинь – везде кризис
Сорожиное счастье
ПОЗИЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНА ЧЕТКО
ЧТО ДЕЛАТЬ
ЛОВУШКА ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА
Я БОЛЬШЕ НЕ ЖИВУ
СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ?
ШАХТЕРСКИЙ ПИКЕТ
ПОДДЕРЖКА
Килограмм на стебле


««« »»»