ПАШНЮ – ПАХАРЮ, А НЕ БИРЖЕВИКАМ

ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ЕВРОПЕ

В прошлом году в одном из радиообращений президент Ельцин заявил: “Земля в России должна продаваться и покупаться, как во всем цивилизованном мире. Это должна быть собственность крестьянина, и что с ней делать, он решает сам. Это вовсе не вопрос Государственной Думы”. Под цивилизованным миром президент подразумевал западные страны, на чей опыт он уже неоднократно ссылался. А как в действительности обстоит дело за рубежом с правом купли-продажи сельскохозяйственных земель?

В странах Западной Европы правительства оказывают постоянную и всестороннюю помощь крестьянству в его нелегком, несмотря на технический прогресс, труде. Например, в маленькой Швейцарии дотации селу значительно превышают субсидии, выделенные в 1997 г. российскому АПК. Есть над чем задуматься нашим руководителям. Земли в горной республике мало, и она чрезвычайно дорогая. Но иностранцы даже с сумасшедшими деньгами скупить ее не могут – слишком много официальных ограничений: то конституция страны или кантона не разрешает, то сельская община не позволяет.

Не так давно Федеральное собрание Швейцарии приняло закон о земле, который резко ужесточил контроль за куплей-продажей сельскохозяйственных угодий.

Отныне право покупки сельхозугодий практически предоставляется только крестьянам, пресекаются любая торговля наделами и их переход во владение тех, кто не занимается производством сельскохозяйственной продукции. Захотел, например, врач или биржевой брокер купить часть фермерского хозяйства, владелец которого по старости уже не может его вести. Этим людям будет отказано. Причина – они уже имеют профессию, которая приносит им доход, поэтому государство рассматривает возможную покупку как спекулятивную сделку. Если же поле или пастбище решил приобрести фермер или сельскохозяйственный рабочий, им препятствия чиниться не будут. Не могут купить сельхозугодья и промышленные предприятия, решившие, к примеру, построить на них завод.

Эти меры дополнили существующее законодательство, устанавливающее самые благоприятные условия для наследования земли членами семьи крестьянина. За право вступить во владение они платят государству за каждый квадратный метр налог, размер которого в 16 раз ниже рыночной цены на землю. Все это создает необходимые гарантии для поддержки национального сельского хозяйства. В аграрном секторе, как ни в какой другой сфере экономики, государственное регулирование наиболее заметно и сильно. Ежегодно сумма дотаций селу превышает 30 млрд франков. Законы свободного рынка и конкуренция сочетаются в аграрном секторе с монополией государства на закупку у фермеров зерна по ценам, значительно превышающим мировые. За тонну зерна государство обязывает заготовителей платить швейцарскому фермеру 300 – 350 долл. Устанавливаются также выгодные для крестьян закупочные цены, по которым частные пищевые корпорации обязаны приобретать у них молоко и мясо, то есть основные продукты питания.

Строгий государственный контроль за куплей-продажей земли в Швейцарии, где принципы свободной торговли составляют основу экономической структуры, а частная собственность, в том числе земельная, фактически безнадзорна, может показаться не совсем логичным. Тем не менее высшие интересы страны заставляют парламент вступать на путь жесткого регулирования земельных операций и законодательной защиты тех, кто трудится на земле. Только так, считают здесь, Швейцария может сохранить самообеспечение важнейшими видами сельхозпродукции и продовольственную безопасность страны. Кстати, во всех западных странах этот вопрос поставлен во главу угла внутренней политики. Члены российского правительства неоднократно бывали и в Швейцарии и в других странах, но, похоже, этого не заметили или делают вид, что не заметили.

Каковы нынешние аграрные приоритеты Швейцарии? Это прежде всего продовольственная независимость от внешнего рынка, равномерное расселение крестьян по стране, оказание им поддержки в самых отдаленных и труднодоступных районах. Это также охрана окружающей среды и улучшение с помощью фермеров ландшафта, которым страна гордится и который привлекает сюда миллионы туристов. А они приносят местной казне ни много, ни мало – 15 млрд долл. в год! Эти приоритетные направления субсидируются государством, о чем свидетельствует и другой закон о прямых выплатах фермерам.

Безусловно, крестьянину не указывают, что и где сеять. Да это и не нужно. Государство умело использует финансовую политику и достигает поставленных целей чисто экономическими средствами: например, установлением твердых закупочных цен на молоко, ниже которых ни одна фирма не может его приобретать у фермеров. Что касается мяса, то здесь введена “вилка”: если цена приближается к нижнему уровню, государство начинает массовую закупку мяса и отправляет его в холодильники. Когда же цена возрастает, достигая верхней отметки, запасы распродают и прибегают к импорту, чтобы сбить цены.

От того, кто будет владеть землей в нашей стране – российское крестьянство или денежные тузы – зависят судьбы десятков миллионов людей и, в конечном итоге, социальная стабильность в обществе. Сейчас многострадальный Земельный кодекс, вторично прошедший обе палаты парламента с учетом всех поправок президента, вновь лежит и ждет подписи на столе у главы государства. Здравый смысл должен, наконец, восторжествовать в интересах сельских тружеников России.

Юрий КАШИН

Берн-Москва


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Культуру мало любить, ей надо и помочь
ВСЕ ТАК ХОРОШО НАЧИНАЛОСЬ ВОСЕМЬ ЛЕТ НАЗАД…
В правительственном пригороде обосновались горняки.
О хлебе насущном
ВСЕ ТАК ХОРОШО НАЧИНАЛОСЬ ВОСЕМЬ ЛЕТ НАЗАД…
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?
Лещь – это вещь!
Стол богат, коль есть салат
Акции протеста в регионах России
НА ЗАПАДНЫХ РУБЕЖАХ
ЖАРКОЕ ЛЕТО-98
ЯДЕРНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ
“ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ”
ЗАЯВЛЕНИЕ
ДЕЛО – ТАБАК
ТРАГЕДИИ – КАЖДЫЙ ДЕНЬ, И ВСЕ БЛИЖЕ К КАЖДОМУ ИЗ НАС
Какие факторы предопределили активизацию летних акций социального протеста и выдвижение на них политических требований?


««« »»»