Жители российских городов, расположенных на Крайнем Севере…

Financial Times

Жители российских городов, расположенных на Крайнем Севере, давно уже воспринимают обещания экономического расцвета, которыми их кормит Кремль, как плохую шутку. “Реформы? Какие реформы?” – недоумевают они, с трудом выживая в своих городах, затерянных в отдаленных районах Центральной Сибири. “Мы преобразовались в страну преступников, где существует один порядок: если ты честный, значит, бедный и притесняемый. Если богатый – значит, вор, наделенный властью”.

Во времена советской власти Север привлекал людей высокими зарплатами и мечтой о комфортной, безбедной старости с собственным жильем в местах с более гостеприимным климатом. Затем, неожиданно для себя жители сотен мелких городов Крайнего Севера попали в ловушку бессовестных российских рыночных реформ, которые вымели все сбережения, отложенные в советское время. Сегодня они называют себя “заложниками Севера” и уверены, что уже никогда не смогут уехать в более теплые регионы.

Являясь детищем центрального планирования, северные города возводились вокруг одной фабрики или завода, призванные вечно обслуживать их, несмотря на постоянный мороз и зимы, которые длятся девять месяцев. Однако они оказались совершенно неэкономичными в условиях рынка. К сожалению, людей, проживающих в этих городах, невозможно просто взять и закрыть, как это сделал Кремль, с фабриками и заводами. Их невозможно переселить в другие области и регионы из-за отсутствия у правительства средств. Из-за жестокого климата они даже не могут позволить себе возделывать огороды, как это делают жители Центральных областей, оказавшиеся без работы. Отчаяние просто разлито на улицах этих городов с покосившимися деревянными домами или серыми облупившимися многоэтажками советских времен. Здесь редко можно увидеть автомобиль: единственная дорога, связывающая многие из них с внешним миром, – река, скованная льдом более половины года.

Оставленные за бортом российских рыночных реформ, жители Крайнего Севера все чаще с ностальгией вспоминают коммунистическое прошлое. “Молодежь поговаривает о том, чтобы убрать памятник Ленину с нашей центральной площади”, – говорят более старшие жители одного из северных городов. – Но мы считаем, что, во-первых, это наша история, а во-вторых, пока мы не видим достойного правителя, способного заменить его.”

* * *

The Economist

Наступят ли наконец какие-либо улучшения в российской экономике? Реформаторы в российском правительстве пытаются убедить нас в том, что Россия может стать нормальной страной – то есть со стабильной и процветающей экономикой, в основе которой лежит закон. Для подтверждения своих слов у них в запасе есть довольно самоуверенные статистические данные. По словам реформаторов, российская валюта набрала силу – отсюда, видимо, психологически сильное решение деноминировать рубль. Упадок промышленности, наконец, закончился, и можно ожидать определенного подъема – по крайней мере, на 2%, но только с будущего года. Долги по пенсиям и зарплате выплачиваются. Российские граждане полны надежд – правда, только те, кто молод и удачлив.

Этот медовый месяц российских реформаторов, конечно, не может длиться долго. Большая часть предполагаемых реформ, как, например, сокращение субсидий на жилищно-коммунальную сферу, уже вызвали недовольное ворчание общественности. И в этом отношении Россия уже отдалилась от своего идеала “нормальной страны”. Подавляющее большинство российских граждан обижено тем, что травмирующие экономические реформы до сих пор не принесли им никаких положительных результатов. Общественные служащие, начиная от милиционеров и кончая учителями средних школ, все еще так мало получают за свой труд, что вынуждены брать взятки, искать какой-нибудь приработок в свободное от работы время или жить, вечно завидуя другим.

Конечно, все сложности жизни обычного российского гражданина невозможно сравнить со сложностями жизни реформаторов, воюющих с “акулами капитализма”, внезапно народившимися в их стране. Священная война между “хорошими” и “плохими” ребятами, в которую превратилось реформирование России, – довольно рискованное занятие. Новые российские капиталисты контролируют половину российской экономики и средств массовой информации. Тем не менее реформаторы полны надежд выиграть эту битву. Вопрос лишь в том, будет ли российский народ ждать результатов борьбы.

________________________

Обзор подготовила

Марина МЕДВЕДЕВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ? ЭТО КРИЗИС!
Бороться с преступлением, а не руководить им
“МИЛАЯ, ЧТО ЖЕ ТЕБЕ ПОДАРИТЬ?”
БЕЗ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЯ ОБРЕЧЕНА
НОВЫЙ ПРОДЮСЕРСКИЙ ЦЕНТР ТВ-6
КТО ЖДЕТ ЯРМАРКУ В БРНО?
БАНК “НЕФТЯНОЙ” ИДЕТ НАВСТРЕЧУ СВОИМ КЛИЕНТАМ
РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
“СИСТЕМА” НИПЕЛЬ: всех впускать, никого не выпускать
МОСКВА МОЯ, СЕМЬЯ МОЯ
С бензином – дело керосин?
ЕСЛИ Б Я БЫЛ СУЛТАН…
МОЖНО ЛИ “ОБУЗДАТЬ” АЛЛЕРГИЮ?
Оценка планов правительства по повышению пенсионного возраста
Идет ли реформа армии?
Москва – 1927 год
PANTENE PRO-V – В НОВОМ ФЛАКОНЕ
КАК СТАТЬ НАСТОЯЩЕЙ ЖЕНЩИНОЙ
ТОЛЬКО НЕ СЖУЙТЕ ЗОЛОТУЮ ПОДУШЕЧКУ!
КУДА ВЕДЕТ ДОРОГА С ЗОНЫ?
РОССИЙСКОЕ ТВ: ВОРОВАЛИ, ВОРУЮТ И БУДУТ ВОРОВАТЬ?
РОЖДЕНИЕ ХИМЕРЫ НА РАЗВАЛИНАХ ИДЕОЛОГИИ


««« »»»