НА ДВА ШАГА ВПЕРЕДИ РЕФОРМ

Прошло пять лет с того момента, как 29 ноября 1991 года вторая конференция учредителей, откорректировав в связи с новой политической ситуацией устав Фонда экономических и социальных реформ, избрала меня президентом. Этот день мы и считаем началом своей работы на поддержку радикальной экономической реформы в России.

Бывает, сегодня мне задают вопрос: чувствую ли я личную ответственность за то, что случилось с нашей страной и ее экономикой.

Да, чувствую и, поверьте, переживаю. Не потому, конечно, что отношу к себе упреки в развале и разрухе, а потому, что не смог в полной мере им противостоять.

Фонд “Реформа” мы учреждали именно с той целью, чтобы реформирование России шло целенаправленно и скоординированно. Под крышей неправительственной (чтобы избежать ангажированности) и некоммерческой (чтобы не превращать результаты исследований в товар) “думающей корпорации” собрали мощные интеллектуальные силы, поставили задачу – определять стратегию социально-экономического движения страны. Продукция Фонда в виде докладов, аналитических и концептуальных записок, программ, экспертных заключений, заявлений, проектов, статей непрерывным и, отмечу особо, безвозмездным потоком шла в высшие кабинеты власти, в законодательные и управленческие органы, в академические и посольские круги, в средства массовой информации.

Наши “круглые столы”, дискуссии, конференции, слушания, съезды, конкурсы, пресс-клубы, выездные правления, встречи с общественностью всегда имели резонанс и отклик в общественном мнении. Более того, наши идеи и позиции охотно тиражировались и постепенно становились общим взглядом, нормой мышления широких слоев. Поэтому я с полным основанием могу заявить, что Фонд “Реформа” действительно стал за эти годы в определенном смысле законодателем дум и мнений, впрямую влияющим на ход и направление реформ.

Довольно скоро после того, как в конце 1991 года мы получили статус официального эксперта российского правительства, аналитики Фонда пришли к выводу, что гайдаровская модель реформирования экономики разрушительна и не даст ожидаемого результата. За несколько месяцев 1992 года Фонд “Реформа” совместно с учеными РАН подготовил и обнародовал три доклада, детальным образом аргументирующих, почему и в какую сторону необходимо изменить стратегию рыночных преобразований. Нас обозвали “академиками советской эпохи” и предали осмеянию.

Прошло еще два года – и практически все избирательные программы на выборах в Госдуму осенью 1995 года дословно повторяли тексты тех наших докладов. Потом наша аргументация перекочевала в президентскую программу, сегодня на ее основе вырабатывается правительственный курс. Но парадокс в том, что сегодня мы свои вчерашние предложения и рекомендации уже откорректировали: за три-четыре года ситуация в экономике меняется кардинально. То, что было необходимо и своевременно вчера, в новых условиях не только бесполезно, но может оказаться попросту вредным. Промедление здесь смерти подобно… В чем и убеждает, к сожалению, практика российской экономической жизни.

В России всегда была актуальной поговорка, что горе – от ума. И это при том, что основное богатство нашей нации – ее интеллектуальный потенциал. Однако ни потенциалом этим действующие власти не способны распорядиться, ни к умным советам прислушаться до того, как драку развязывать, а не после нее. То опережение в анализе и разработке оптимального курса, которое культивирует Фонд “Реформа”, которое составляет предмет его профессиональной гордости, которое высоко оценивается зарубежными аналитиками и бизнесменами, в своем Отечестве оказывается востребованным лишь спустя 2-3 года. Амбиции дилетантов, прорвавшихся к рулю экономики, не желающих допустить, что кто-то, кроме них, можеть сметь свое суждение иметь и, главное, может больше них понимать в искусстве управления государством, – такие амбиции перекрывают нормальное кровообращение в живом организме хозяйствования, сводят на нет саму идею реформирования. А Фонд “Реформа” в полной мере вкушает горькую истину, что от ума у нас – лишь горе…

О чем мы предупреждали загодя? Давайте посмотрим лишь заголовки наших документов. Осень 1991 года – Конвенция открытого экономического сообщества на территории бывшего СССР, попытка с ее помощью сохранить общее экономическое пространство и традиционные, десятилетиями наработанные хозяйственные связи державы. Тогда Конвенцию подписали все бывшие советские республики, даже прибалтийские, кроме Российской Федерации. Сегодня и Россия дозрела до соглашений с бывшими союзниками. Но поезд, что называется, ушел, связи рухнули, экономика на боку.

Лето-осень 1992 года – доклады “Главное, что сейчас необходимо – реализм в экономической политике”, “О стратегии социально-экономических преобразований в России”, “Приватизация в России: некоторые итоги и тенденции”. Мы выступали против фетишизации монетаризма, за необходимость социальных приоритетов в экономической политике, за обязательность государственного регулирования процессами рыночных преобразований. Мы предупреждали, что ваучерная приватизация – обман народа, присвоение национального богатства группой нечистоплотных дельцов, предлагали свои подходы и программу приватизации. Если бы к нашим рекомендациям тогда прислушались, глядишь, судьба России, может быть, сложилась бы по-иному. И мы не говорили бы сегодня о монополизации своей державы финансовыми олигархиями – отечественными и зарубежными.

Уже в 1993 году Фонд “Реформа” дал оценку масштабов безработицы и разработал предложения по смягчению ее социальных последствий. Уже тогда мы видели выход в создании крупномасштабных федеральных программ по расширению рабочих мест за счет поддержки малых предприятий. И не только предлагали, сами взялись за разработку экономического механизма реализации таких программ. Опыт в Дагестане показал оправданность подхода – через поддержку малого производства на основе лизинговых вложений удалось, по сути, запустить самовоспроизводство экономической жизни в регионе. Сегодня и правительство “дозрело” до понимания, что федеральные программы занятости нужны. Только беда, что деньги в казне окончательно исчезли и поддержать малые предприятия теперь нечем.

1994 год вновь ознаменован тремя докладами Фонда – “Социально-экономические преобразования в России: современная ситуация и новые подходы”, “Приватизация в России: итоги первого этапа и перспективы дальнейшего развития”, “Проблемы реинтеграции и формирование экономического союза стран СНГ”. Тот год прошел для Фонда и под знаком поиска общенациональной идеи, способной консолидировать российское общество, придать нашей жизни и деятельности целенаправленность и смысл. Мы говорили о том, что нельзя решать проблемы функционирования экономики за счет населения, сталкивая его в нищету и безработицу, о том, что экономика должна быть социально ориентирована, что ее результативность определяется не процентом наполняемости бюджета, а повышением уровня жизни. И что главная идея нации должна ее вдохновлять, а не разоружать. Наработки, сделанные в то время, легли в основу программных тезисов “Реформы для человека – российский путь возрождения и развития”, с которыми избирательное объединение “Мое Отечество” вышло на выборы в Госдуму и которые нашли отзвук в сердцах избирателей.

Сегодня мысль, что реформы должны делаться для и во имя человека, звучит как аксиома, но ведь в 94-м говорили в пустоту. Все лето того года президент указ за указом отбирал у населения их социальные льготы, намереваясь вторично – после гайдаровского покушения на сбербанковские вклады – забрать в казну сбережения граждан, теперь из внебюджетных социальных фондов. Нынче ищут виновных в невыплатах пенсий, пособий, зарплат. Недавно нашли: …Фонд “Реформа”! Судя по волне “обличительных” публикаций, это именно мы, неполная сотня специалистов с весьма средней зарплатой, “сожрали” у народа их страховые вклады. Вот уж, что называется, с больной головы на здоровую. Как будто Фонд “Реформа” не бил во все колокола: внебюджетные фонды трогать нельзя, они – последняя социальная гарантия для выживания россиян.

Весной 1993 года мы вышли с концепцией развития науки, культуры и образования в условиях рыночных отношений. Главная мысль – о необходимости государственной поддержки этой сферы, о приоритете духовности в национальной политике. В 1995 году прошла череда “круглых столов” в развитие этой концепции – “Женщина и реформы”, “Культура и современная Россия”, “Социальная роль женщины”, “Культура в условиях рынка”. Аналитики Фонда подняли огромный пласт информации, отмечающий тенденцию моральной деградации и нравственного распада в обществе, коммерциализации и проституирования культуры, науки, образования. Пагубная стратегия государства, бросившего воспроизводство менталитета нации на произвол судьбы, дала ядовитые всходы самоуничтожения духа у великой прежде державы.

Фонд “Реформа” на протяжении всех пяти лет старался внести свой вклад в поддержку талантов государственного предназначения: мы проводили конкурсы студенческих работ, школьных сочинений, выделяли именные стипендии и гранты журналистам, вместе с “Комсомольской правдой” провели акцию поиска будущего премьер-министра России, зачислив стажерами Фонда трех студентов-победителей. Мы внесли средства на воссоздание исторической среды в центре Москвы и в Ивановской области, подружились с артгалереей Натальи Баженовой “Аквариус”, предоставив им свой выставочный зал, помогли детскому музыкальному объединению “Юношеские ассамблеи”, Библиотечному фонду и фонду “Семья и школа”, информационно поддерживаем более 70 региональных газет.

Оглядывая пройденный путь, я не испытываю стыда за содеянное. Напротив, вижу, что Фонд “Реформа” состоялся и нашел свое место в жизни российского общества. Единственное, о чем сожалею, – о том, что не хватило сил противостоять неуправляемости реформирования. И надеюсь, что следующее пятилетие наш Фонд посвятит именно этому. А силы приумножим.

Академик Станислав ШАТАЛИН,

президент Международного фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Один комментарий

  • Аноним :

    Доброго всем дня. Я женщина, чем и горжусь. В нашей (Советской) стране я получила хорошее образование, работала где пожелала, вырастила полноценных детей и ращу внуков. Имею квартиру, работаю. Но сегодняшний день меня пугает. За моих детей и внуков страшно. На сегодняшний день нет у них полноценного образования, медицины, будущего как семейных отношений, возможно и не будет работы. Страшно.Молодые не могут найти работу в нашей огромной стране. Роль женщины не возрастает, а падает до уровня проститутки. Какие права у нее на сегодняшний день? На работу возьмут сначала мужчину, и если на это место не претендует мужчина, то в крайнем случае возьмут женщину. Семьи отравились свободой и рекламой – ты достоин лучшего. Кто достоин и чего? Вместо достойной зарплаты – голые задницы всюду. Ужас охватывает меня. Я воспитана в другом мире. уродство было всегда, но оно маскировалось и не выпячивалось. А сейчас мне в лицо буквально насильно суют жопы. ВЫ СОШЛИ С УМА. Я НЕ ХОЧУ ТАКОЙ ЖИЗНИ ДЕТЯМ.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

В РОССИИ ХОЛОДНЫЕ ЗИМЫ
“РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА” ДЛИЛАСЬ ТРИ ДНЯ
Насколько вероятны отставки политических персон
ИЗМЕНЕНИЯ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ВЛИЯЮТ НА ИНТЕРЕСЫ КЛИЕНТОВ БАНКОВ
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ В РОССИИ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
ВСЕГДА ВАШ
ЛУКАШЕНКО УКРЕПИЛ СВОИ ПОЗИЦИИ
НА КРУГИ СВОЯ
“СПЛОЧЕНИЕ В БОРЬБЕ – СПЛОЧЕНИЕ” КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКИХ ВЕРХАХ
НОВАЯ ПАРТИЯ СТАРОГО ТИПА
НАЙДЕНО ЛЕКАРСТВО ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ?
МОЯ НЕДЕЛЯ


««« »»»