Стало уже печальной традицией, что каждая попытка модернизации России с начала ХIХ века, несмотря на громадные жертвы и лишения народа, не достигает своей цели. После каждого очередного провала России требуются усилия не одного поколения, чтобы начать очередную попытку строительства общества с эффективной экономикой, развитой демократической политической системой, которая обеспечивает неотчуждаемые права и свободы граждан. Вот и сейчас, через десять лет с начала перестройки, когда во имя этих же целей была разрушена социалистическая система, Советский Союз, отстранена от власти КПСС, когда народ прошел через многочисленные лишения “шоковой терапии”, возникает угроза, что в очередной раз процесс модернизации захлебнется и все в России вернется на круги своя.
С января 1992 г. правительство в своих программных заявлениях выступало и выступает за уход государства из экономической сферы, за создание самостоятельных субъектов хозяйственной деятельности в промышленности и финансовой сфере. С этой целью была затеяна чубайсовская приватизация. На государственных бюджетных деньгах как на дрожжах росла частная банковская система. Однако через четыре года проводимой правительством политики направленной на финансовую стабилизацию и чубайсовскую приватизацию, экономика России вступила в состояние, когда, по мнению многих предпринимателей и банкиров, под угрозой развала оказалась вся финансовая система. Они считают, что только полная национализация может спасти эту сферу от окончательного краха со всеми трагическими последствиями для страны. Что касается сферы промышленности, то за годы реформ так и не удалось создать в этой сфере реальных, независимых от государства субъектов хозяйственной деятельности. По мнению многих специалистов, создаваемые в настоящее время финансово-промышленные группы на самом деле во всех своих компонентах являются государственными. Проведение нашими “реформаторами” нынешней экономической политики в течение четырех лет привело к тому, что вместо отделения экономической сферы от государства, после развала и разорения социалистической неэффективной экономики страны и разбазаривания госсобственности образовались все необходимые предпосылки для нового тотального огосударствления хозяйственной жизни. Можно не сомневаться, что контроль государства над экономической сферой перерастет в контроль и над другими сферами жизни. Таким образом, провозгласив свою цель – покончить с социализмом на основе западных рецептов – наши реформаторы подготовили почву для полного уничтожения возможностей создания рыночной экономики либерального типа.
Еще на начальном этапе перестройки, летом 1987 г., отталкиваясь от первого философического письма Чаадаева, я попытался дать историко-политологический анализ развития России за последние 150 лет, разобраться в причинах провалов всех попыток модернизаций. Все это нашло отражение в первой главе (не опубликованной до сих пор) моей монографии (остальные главы опубликованы в разных книгах и журналах) под названием “Имеет ли будущее Россия?” Учитывая, что итог десятилетней политики трансформации советского, а затем и российского общества от тоталитаризма к демократии далеко не завершен, и ситуация все еще вполне обратима как в экономической, так и в политической сфере, предлагаю Вашему вниманию мои размышления о проблемах поиска Россией своей идентичности и причинах провалов попыток модернизации на 4-5 страницах настоящего номера газеты.
Андраник МИГРАНЯН